Государственный долг: понятие, виды, причины, социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный дефицит порождает государственный долг. Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. В странах с рыночной экономикой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах, что объясняется хронической дефицитностью государственных финансов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Сторонники  традиционного  взгляда  на  государственный  долг  полагают,  что  гипотеза  постоянного  дохода  не  вполне  правильна,  поскольку  существуют  ограничения  по  заимствованию  для  потребителей.  При  наличии  таких  ограничений  человек  может  потреблять  лишь  в  пределах  его  текущего  дохода.  Размер  потребления  для  него  в  большей  мере  определяется  текущим,  а  не  постоянным  доходом;  финансируемое  за  счёт  займов  снижение  налогов  приводит  к  увеличению  текущего  дохода  и  потребления,  несмотря  на  то,  что  будущий  доход  снижается.  По  существу, когда  правительство  снижает  текущие  и  повышает  будущие  налоги,  оно  тем  самым  как  бы  предоставляет  плательщику  налогов  заём.  Тем,  кто  хотел  бы  получить  заём,  но  не  смог  этого  сделать,  снижение  налогов  даёт  средства  на  потребление.

3. Будущие  поколения

Третий  аргумент  в  пользу  традиционной  точки  зрения  заключается  в  том, что  потребители  ожидают,  что  предполагаемые  будущие  налоги  придётся  платить  не  им,  а  следующим  поколениям.  Предположим,  например,  что  государство  сегодня  снижает  налоги.  Выпускает  рассчитанные  на  30  лет  облигации  для  финансирования  бюджетного  дефицита,  а  затем  через  30  лет  поднимает  налоги  для  выплаты  займа.  В  этом  случае  государственный  долг  представляет  собой  средство  перераспределения  богатства  следующего  поколения  налогоплательщиков  (которому  придётся  платить  повышенные  налоги).  В  результате  такого  перераспределения  ресурсы  нынешнего  поколения  возрастают,  и  оно  увеличивает  потребление.  По  существу,  финансируемое  за  счёт  займов  снижение  налогов  стимулирует  потребление.  поскольку  оно  даёт  нынешнему  поколению  возможность  увеличить  потребление  за  счёт  следующего  поколения.

Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета. Профицит может использоваться на: сокращение привлечения доходов от продажи государственного или муниципального имущества; направление средств на погашение дополнительных обязательств; увеличение расходов, в т. ч. за счет передачи части доходов бюджетам других уровней; уменьшение налоговых доходов путем внесения изменений в налоговое законодательство.

Величина бюджетного профицита определяются двумя важнейшими факторами: 1) масштабами выплат по погашению внешнего долга и 2) размером прироста средств на счетах бюджета, обеспечивающего стерилизацию денежной эмиссии.

Бюджетный профицит важен для восстановления здоровья финансовой системы страны и сокращения размера государственного долга.

Наиболее сложная ситуация и наиболее часто встречающаяся в экономической практике – дефицит бюджета, то есть превышение расходов бюджета над его доходами. 

Значительные изменения, связанные с переориентацией бюджетной политики в условиях переходной экономики, наложили свой отпечаток на балансе госбюджета.

Кризисные явления в экономике, расстройство денежного обращения и приводимые экономические реформы, социальная направленность и конкретная хозяйственная и социальная ситуация в республике, внутренняя и внешняя политика дали толчок развитию определённых тенденций и направлений реформирования бюджета, что нашло своё отражение в структуре и содержании расходов и доходов государственного бюджета.

Для выявления их особенностей проведём более детальный анализ расходной и доходной части госбюджета.

Эффективная мобилизация финансовых ресурсов в доходную часть бюджета непосредственно зависит от налогового потенциала экономики страны. В свою очередь, налоговый потенциал определяется объемом  уплачиваемых в бюджет налоговых платежей и формируется под влиянием множества факторов: количества и структуры налогоплательщиков, их отраслевой принадлежности, финансовой стабильности, численности занятых и др.

Любые изменения в доходной или/и расходной частях бюджета отражаются на совокупном спросе, следовательно, на объеме национального производства занятости и ценах.

Эта связь бюджета и макроэкономических целей позволяет правительству, изменяя размеры и правила налогообложения, объемы и направления государственных расходов, воздействовать на совокупный спрос и опосредованно на объем национального производства, уровень цен, занятость и др.

 При этом надо иметь в  виду, что последствия маневрирования  доходами и расходами бюджета  могут быть как положительными, так и отрицательными.

В таблице 2.1 приведен анализ доходов и расходов государственного бюджета за 2008-2012гг. Из таблицы видно, что на протяжении 2009-2010гг. в бюджете наблюдался дефицит, в 2011-2012гг. бюджет был с профицитом.

Таблица 2.1 Консолидированный бюджет Республики Беларусь 2008-2012гг.

 

2008

2009

2010

2011

2012

Доходы

65 663

62 807

48 754

85 608

157 954

Расходы

63 811

63 765

52 979

79 428

155 168

Дефицит (-), профицит (+)

1 852

-958

-4 225

6 180

2 786


Примечание: Источник – на основании [2]

 

Динамику доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2008-2012гг. более наглядно можно увидеть на рисунке 2.1. Причем если в 2012г. разница между доходами и расходами была не существенной, то в 2011г. доходы превысили над расходами на 6 180 миллиардов рублей. 

 

 

Рисунок 2.1 – Расходы и доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь 2008-2012гг.

Примечание: Источник – на основании  [2]

 

В таблице 2.1 проведем анализ динамики структуры доходов консолидированного бюджета.

Таблица 2.2 Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-июнь 2011-2012 гг., %

Показатели

2011 год

2012 год

1. Налоговые доходы - всего 

90,3

91,5

в том числе:

   

Налоги на доходы и прибыль

21,6

23,4

в т.ч. - подоходный налог

10,3

10,4

Налоги на собственность

3,8

3,8

Налоги на товары и услуги

44,9

45,5

в т.ч. - НДС

27,4

31,8

- акцизы 

7,7

8,8

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

15,1

13,3

2. Неналоговые доходы

9,7

8,3

3. Безвозмездные поступления 

 

0,2

Итого доходов

100,0

100,0


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2, с.248]

По данным в таблице 2.2 можно отметить, что основная доля доходов консолидированного бюджета  (около 90%) формируется за счет налоговых поступлений. За 2012 год в бюджет поступило 91,5% налоговых доходов. По сравнению с 2011 годом поступления  в реальном выражении возросли на 1,2%.

За январь-август 2012 года поступление НДС составило 28,3 трлн. рублей, или 60,2 процента уточненного годового плана. Налога на прибыль поступило 13,1 трлн. рублей, или 73,5 процента уточненного годового плана. Акцизы поступили в сумме 6,7 трлн. рублей, или 59,5 процента уточненного годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 16,1 трлн. рублей, или 63,5 процента уточненного годового плана. Поступления в Фонд социальной защиты населения составили 35,2 трлн. рублей, или 73,9 процента уточненного годового плана.

По состоянию на 1 сентября 2012 года задолженность по налогам и сборам составила 88,4 млрд. рублей и уменьшилась за август 2012 года на 86,4 млрд. рублей.

Расходы бюджета сектора государственного управления за январь-август 2012 года составили 127,2 трлн. рублей, или 63,7 процента уточненного годового плана.

Расходы республиканского бюджета составили 58,5 трлн. рублей, или 61,4 процента уточненного годового плана.

Расходы на общегосударственную деятельность составили 19,8 трлн. рублей (52,3 процента), на финансирование национальной экономики – 18,4 трлн. рублей (64,7 процента), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, Фонд социальной защиты населения) направлено 73,7 трлн. рублей (67,7 процента).

Профицит бюджета сектора государственного управления за январь-август 2012 года составил 6,1 трлн. рублей, или 2,0 процента к ВВП.

Профицит республиканского бюджета составил 0,2 трлн. рублей, или 0,1 процента к ВВП.

Следует отметить, что с первых дней 2011 года в Министерстве финансов были предприняты действия, направленные на достижение необходимой сбалансированности, недопущения бюджетного стимулирования внутреннего спроса за счет исполнения бюджета с дефицитом. В итоге профицит консолидированного бюджета Беларуси, который включает республиканский и местные бюджеты, за пять месяцев 2011 года превысил 1 трлн. рублей и составил 1,4% к ВВП. Тем не менее, учитывая необходимость увеличения социальных расходов бюджета, вызванный девальвацией рост расходов по погашению и обслуживанию государственного долга, увеличение других вызванных инфляцией первоочередных направлений расходов, по итогам года дефицит консолидированного бюджета планируется в размере 1,5% к ВВП.

В 2012-2014 годах Министерство финансов намерено продолжить жесткую бюджетную политику. В первую очередь, она предполагает ограничение в 2012 году дефицита консолидированного бюджета. Планируется, что, как и в этом году, он составит 1,5% к ВВП. А в 2013-2014 годах - не более 1% к ВВП.

В качестве основного мероприятия в области налоговой политики на 2012 год в рамках работы по сокращению налоговой нагрузки предполагается снизить ставку налога на прибыль. Рассматривается ее уменьшение с 24% до 20-22 %. Однако важное условие для снижения налога на прибыль - отказ от многочисленных и избирательных налоговых льгот.

Одновременно намечается ввести механизм переноса убытков на прибыли будущих периодов. Он предоставит организациям право уменьшать будущие прибыли на суммы убытков прошлых лет.

В 2013-2014 годах продолжится работа по либерализации налогового законодательства в части применения налоговых вычетов в отношении налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении инвестиционных товаров и осуществлении капитальных расходов [4, с.13].

При реализации указанных мер налоговой политики уровень централизации финансовых ресурсов в консолидированном бюджете Беларуси в 2012 году составит 28% к ВВП, в 2013 и 2014 годах - 27,5% к ВВП. В 2009 году этот показатель составлял 34%, в 2010 - 29,9%, в 2011 - оценочно составит около 28,2%) к ВВП.

В области расходов бюджета, в связи со значительным сокращением налоговой нагрузки, предполагается соразмерное уменьшение государственной поддержки реального сектора экономики. Выделяемые средства будут перераспределены на стимулирование экспорта и создание новых инновационных производств.

В финансировании науки приоритетным должно стать внебюджетное финансирование научной деятельности, востребованной реальным сектором экономики. Заказчиками научных исследований будут выступать отраслевые министерства и их предприятия, местные органы власти. Это позволит увязать финансирование науки с потребностями реального сектора экономики.

Средства, которые направляются на бюджетное субсидирование организаций ЖКХ, будут увязаны с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. В 2011 году их уровень за счет средств населения должен обеспечивать покрытие не менее 30% затрат на оказание услуг, в 2012 - 35%, в 2013 - 40%, в 2014 - 50% затрат. При этом тарифную политику на услуги ЖКХ важно серьезно изменить, введя дифференцированную оплату коммунальных услуг, которая будет зависеть от объема и времени их потребления.

Доведение до себестоимости оплаты населением ряда услуг позволит создать конкурентную среду на рынке жилищно-коммунальных услуг, привлечь к их предоставлению частный бизнес и, в конечном итоге, будет способствовать сокращению затрат по их оказанию.

Бюджетное субсидирование услуг пассажирского транспорта (городские и пригородные пассажирские перевозки автомобильным, городским электрическим, внутренним водным транспортом и метрополитеном) в 2012-2014 годах планируется в следующих параметрах. Уровень тарифов за проезд к концу 2011 года должен покрывать 70% затрат на оказание таких услуг, в 2012 - не менее 85%, в 2013 - не менее 90%. К концу 2014 года планируется полностью отказаться от бюджетного субсидирования пассажирских перевозок.

Информация о работе Государственный долг: понятие, виды, причины, социально-экономические последствия