Государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 09:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование сущности и понятия внутреннего государст-венного долга России, экскурс в историю вопроса, анализ динамики и структуры внут-реннего долга и определение методов по его управлению. Основные задачи исследования:
раскрытие экономической сущности госдолга и его составляющих;
проведение исследований в области истории заимствований России;
анализ современного состояния внутреннего долга РФ;
оценка влияния государственного долга на экономику России;
исследование путей совершенствования управления госдолгом.

Содержание

Введение. Актуальность проблемы государственного долга
Основная часть
§1. Государственный долг – основные понятия
1.1. Понятие государственного долга
1.2. Причины возникновения государственного долга
1.3. Формы государственного долга
1.4. Виды государственного долга
1.5. Государственный долг как инструмент регулирования экономики
§ 2. Внутренний государственный долг
2.1. Понятие внутреннего государственного долга
2.2. Проблемы и противоречия
2.3. Структура и динамика внутреннего государственного долга РФ
§ 3. Проблемы управления российским долгом и пути их решения
3.1. Регулирование государственного долга
3.2. Основные задачи по управлению долгом
3.3. Пути преодоления
3.4. Последствия долговой политики для экономики страны
3.5. Зарубежный опыт управления государственным долгом
3.6. Мировая практика управления государственным долгом
3.7. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ
3.8. Реструктуризация государственного долга
3.9. Способы сокращения долговой зависимости
§ 4. Куда ведут долги России
4.1. Как меняется долг
4.2. Возможные последствия
4.3. Долги опять растут
4.4. Что может быть основными индикаторами
4.5. Долговые пороги
4.6. Что делать?
Заключение
Приложения
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

gosudarstvennyy_dolg_rf.docx

— 309.44 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Структура и динамика внутреннего  государственного долга РФ

 

Структура современного внутреннего долга РФ состоит  из:

  • Государственных бескупонных краткосрочных облигаций (ГКО);
  • Облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) и с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

Государственные бескупонные краткосрочные  облигации (ГКО) эмитируются с мая 1993 года по поручению Правительства Министерством финансов. Гарантом функционирования ГКО выступает Центральный банк России, который обеспечивает размещение, сбережение и погашение облигаций. Покупателями их могут выступать не только юридические, но и физические лица. Эмиссия ГКО осуществляется в форме отдельных выпусков на срок 3, 6, 9 и 12 месяцев. Облигации существуют только в виде записи на счетах.

Облигации федерального займа (ОФЗ) - среднесрочные купонные облигации. Существуют различные вариации данных ценных бумаг. ОФЗ с переменным купоном были выпущены в обращение 14 июня 1996 года в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федерального займа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 года № 458. Эмитентом их является Минфин России. Эмиссия ОФЗ с переменным купоном осуществляется в форме отдельных выпусков, условия каждого выпуска утверждаются Минфином РФ отдельно.  

Рассмотрим  ситуацию на рынке государственных  облигаций, сложившуюся в 2005 году. Сообщение  о повышении рейтингов Российской Федерации по валютным и рублевым заимствованиям агентством Standard&Poor’s от 31.01.05 года  вызвало всплеск спроса не только на рынке валютных облигаций РФ, но и на рынке рублевых ценных бумаг, что позволило увеличить заимствования федерального бюджета на внутреннем рынке. Другие факторы в феврале также были благоприятны для рынка рублевых облигаций: курс рубля укрепился в номинальном выражении на 41 копейку, уровень рублевой ликвидности оставался высоким, на рынке валютных облигаций РФ росли цены.

Со 2 по 16 февраля 2005 года было проведено  шесть аукционов по размещению и  доразмещению рублевых облигаций, суммарный  объем привлечения на которых составил 23,4 млрд. рублей по номинальной стоимости. Размещались преимущественно выпуски ОФЗ-ПД (с фиксированной купонной ставкой) 25057 и 25058 со сроками до погашения 5 лет и 3 года. Кроме того, в феврале Министерство финансов разместило дополнительный транш ОФЗ-ФД 27026 со сроком погашения в марте 2009г., и новый выпуск амортизационных облигаций 46017 со сроком погашения в 2016г.

На  аукционе по размещению амортизационного выпуска 46017 - наиболее долгосрочного из всех размещенных в феврале выпусков ОФЗ - объем привлечения средств был максимальным из всех февральских аукционов и составил 6,1 млрд. рублей, или 61% от объявленного объема эмиссии. Такой результат был достигнут за счет увеличения премии к доходности вторичного рынка. В большинстве случаев премия не превышает 15 базисных пунктов к доходности вторичного рынка. В данном случае премия составила 25 базисных пунктов к доходности выпуска 46014 со сроком погашения в 2018г.

Кроме того, непосредственно в ходе вторичных  торгов 25 февраля были доразмещены выпуски ОФЗ 25057, 25058 и 27026 на сумму 1,6 млрд. рублей по номинальной стоимости.

Рост  заимствований на рынке рублевых государственных облигаций в  феврале 2005г. компенсировал увеличение спроса со стороны участников рынка, и по итогам месяца доходность ОФЗ не изменилась. Суммарный объем заимствований Министерства финансов на внутреннем рынке в феврале 2005г . составил 25,0 млрд. рублей по номинальной стоимости при выручке 24,9 млрд. рублей.

  Чистый объем заимствований существенно  превысил январский уровень, и  был сопоставим с февралем 2004г., когда резкий рост спроса на рублевые облигации был обусловлен изменением тенденции на валютном рынке.

График  выплат по рублевым облигациям не предусматривал погашения основного долга в  феврале, а купонные выплаты составили  в соответствии с графиком 5,6 млрд. рублей. В феврале 2005г. федеральный бюджет был исполнен с профицитом 34,4 млрд. рублей, при этом внутренние заимствования стали источником роста остатков средств на счетах федерального бюджета, и осуществлялись в контексте развития рынка внутреннего долга и участия Министерства финансов в стерилизации избыточной рублевой ликвидности. Рынок внутреннего долга по номиналу по состоянию на 31 марта 2005 года составил 1012,5 млрд. руб.

На 3 апреля 2006г. объем внутреннего долга, выраженного в государственных  бумагах, составил 880 572,443 млн. руб., тогда как по состоянию на 1 января 2005г. он составлял 756 820,0 млн. рублей. Таким образом, увеличение государственного внутреннего долга за этот период составило 14,5 % или 123 752,443 млн . руб.

За 2006г. доли облигаций нерыночного  займа, краткосрочных облигаций  и ОФЗ с переменным купонным доходом  отсутствовали на рынке внутреннего  долга, при этом на 9-процентных пунктов  увеличился удельный вес ОФЗ с  постоянным купонным доходом, а доля ОФЗ с фиксированным купонным доходом снизилась на 8 п.п. Соответственно прирост удельного веса ОФЗ с амортизацией долга составил 1 п.п.

Увеличение  внутреннего долга, наблюдающееся  на протяжении последних лет, происходит в основном за счет прироста объема задолженности выраженной ОФЗ-АД, которая  является, можно сказать, единственным инструментом на рынке, обладающим хорошей  ликвидностью.

Сальдо  привлечения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке в 2006г. составило 131,7 млрд. руб. (в 2005г. - 98,1 млрд. руб.). Объем государственного внутреннего долга РФ конец 2006г. достиг 1063 млрд. руб., из них 1028 млрд. руб. - долг, выраженный в государственных ценных бумагах.

По  состоянию на 1 октября 2007г. объем  средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке, составил 272,1 млрд. рублей (1,2% ВВП) при затратах на погашение обязательств в объеме 106,5 млрд. рублей (0,5% ВВП).

Объем государственного внутреннего долга  по состоянию на 1 октября 2007г. составил 1263,9 млрд. рублей. Из них, долг, выраженный в государственных ценных бумагах - 1 227,2 млрд. рублей. За 3 квартал объем увеличился на 68,8 млрд. рублей.

Расходы по обслуживанию долга составили  в январе 2008г. 11,9 млрд. рублей или 0,5% ВВП, аналогично показателю прошлого года. Из них 5,3 млрд. руб. было направлено на обслуживание внутреннего долга (в  прошлом году - 3,6 млрд. руб.). Объем  средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке, составил 26,8 млрд. рублей (1,1% ВВП) при затратах на погашение обязательств в объеме менее 1 млн. рублей.

Объем государственного внутреннего долга  за 2007г. увеличился на 236,3 млрд. руб., или  на 22,2%, и по состоянию на 1 января 2008г. составил 1301,15 млрд. руб. при верхнем  пределе, установленном Федеральным  законом «О федеральном бюджете  на 2007г.» в сумме 1363,26 млрд. руб. При этом в 2007г. объем внутреннего госдолга превысил объем госдолга внешнего. Отношение объема государственного внутреннего долга к ВВП на 1 января текущего года составило 3,94% против 3,96% на 1 января 2007г.

В структуре внутреннего государственного долга на 1 января 2008г. государственные ценные бумаги составили 1248,85 млрд. руб. (96% от общего объема), что на 220,8 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2007г., государственные гарантии - 46,7 млрд. руб. (3,6%), что на 15,5 млрд. руб. больше, чем на 1.01.2007.

  В составе государственных ценных  бумаг основной удельный вес  занимают облигации федерального займа с амортизацией долга - 64,7% (807,6 млрд. руб.), облигации федерального займа с постоянным купонным доходом - 23,1% (288,4 млрд. руб.). Объем облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом снизился до 51,4 млрд. руб. (4,1процента).

В соответствии с программой государственных  внутренних заимствований на 2007 год  Минфин России продолжил эмиссию  государственных сберегательных облигаций (49 млрд. руб. в 2007г.).

Доля  государственных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в общем объеме государственного внутреннего долга составила 80,5% против 82,2% по состоянию на 1 января 2007 г.

Государственный внутренний долг РФ за январь 2010г. уменьшился на 0,01%. По данным Минфина, внутренний долг РФ, выраженный в государственных  ценных бумагах, за январь 2010г. уменьшился на 0,01% и на 1 февраля составил 1 трлн. 836 млрд. 973 млн. руб.    На 1 января 2010г. государственный внутренний долг составлял 1 трлн 837 млрд 164 млн руб. За год с 1 февраля 2009г. долг увеличился на 29%.

 

 

§ 3. Проблемы управления  российским долгом и пути их решения

 

3.1. Регулирование государственного  долга

 

Двойственная  природа государственного долга, определяемая его целевым назначением, обусловливает противоречивое воздействие государственной задолженности на экономику - стимулирующее и дестабилизирующее.

Отсюда  возникает необходимость регулирования  государственного долга (чтобы снять  дестабилизирующее его воздействие  на экономику), определение его границ. От методов регулирования государственного долга, будет ли государственная задолженность бременем или стимулом для экономического развития. Основное направление регулирования государственного долга - это регулирование объема, состава и структуры государственной задолженности.

Методы  регулирования государственного долга  многообразны: замена долгосрочных ценных бумаг кредитами эмиссионного банка, замена долгосрочных ценных бумаг краткосрочными при финансировании государственного долга. Реальное бремя государственной задолженности можно уменьшить с помощью повышения уровня инфляции, однако это может привести к подрыву доверия к государству как заемщику.

Важный  канал регулирования государственного долга - приватизация государственной собственности, с помощью которой можно сбалансировать бюджетный дефицит, добиться превышения доходов над расходами, т. е. уменьшить государственный долг. Использование приватизации как средства регулирования государственного долга также сопряжено с рядом проблем, среди которых неустойчивость поступлений финансовых средств от приватизации и их сильная зависимость от политической конъюнктуры. Следовательно, методы регулирования государственного долга имеют свои границы.

В целом же возможность использования  государственного долга определяется уровнем экономического развития страны. "Репутация державы, - говорил У. Черчилль, - точнее всего определяется той суммой, какую она способна взять в долг". Чем выше темпы экономического роста и ниже реальныепроцентные ставки, тем менее обременительным для государства является использование займов для финансирования расходов.

Вместе  с тем определенные границы для  государственных займов ставят рынок  капитала, наличие средств у участников рынка капитала для инвестирования в государственную задолженность и инвестиционная привлекательность государственных обязательств для кредитов.

 

 

 

3.2. Основные задачи по управлению  долгом:

 

  • сокращение объемов  внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
  • оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
  • оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
  • рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
  • повышение эффективности использования заемных средств.

Существует  необходимость законодательного реформирования системы управления госдолгом Российской Федерации и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:

  • разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;
  • разработку и принятие федерального закона о государственном долге Российской Федерации;
  • разработку и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность Внешэкономбанка в качестве агента по обслуживанию государственного внешнего долга и государственных внешних финансовых активов;
  • создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации;
  • разработку и утверждение единого порядка ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;
  • разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики.

 

3.3. Пути преодоления

 

Существуют два основных пути решения:

  • усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства
  • осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.

Информация о работе Государственный долг РФ