Государственный долг в зарубежных странах (на примере США)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является раскрытие понятия государственного долга, его анализ и изучение возможностей управления государственным долгом.
К задачам курсовой работы относятся: изучение понятия государственного долга, исследование концепции управления и сокращения государственного долга, изучение причин возникновения и способов регулирования государственного долга США и Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3

1 Государственный долг: сущность, виды, последствия, способы минимизации…………………………………………………………. 5

1.1 Понятие государственного долга и причины его возникновения……….. 5

1.2 Виды государственного долга и его последствия………………………… 7

1.3 Способы минимизации государственного долга……………………….... 11

2 Государственный долг в зарубежных странах (на примере США)………… 19

3 Государственный долг Республики Беларусь: динамика, структура и пути минимизации…………………………………………………………………… 28

Заключение………………………………………………………………………... 39

Список использованных источников…………………………………………..... 41

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 118.58 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………   3

 

1 Государственный долг: сущность, виды, последствия,                               способы минимизации………………………………………………………….   5

                

1.1 Понятие государственного долга и причины его возникновения………..   5

 

1.2 Виды государственного долга и его последствия…………………………   7

 

1.3 Способы минимизации государственного долга………………………....  11

 

2  Государственный долг в зарубежных странах (на примере США)…………  19

 

3 Государственный долг Республики Беларусь: динамика, структура и пути                                                                                                                 минимизации……………………………………………………………………  28

 

Заключение………………………………………………………………………...  39

 

Список использованных источников………………………………………….....  41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая  система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. В современных условиях государственный долг находится в центре экономических проблем, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. Наиболее актуальной в настоящее время является проблема управления государственным долгом, поскольку данная проблема приводит к появлению других проблем, касающихся государственного долга. Ключевым моментом в модели управления государственным долгом является непрерывность управления, чтобы политику заимствований можно было корректировать в зависимости текущего состояния экономики и наиболее достоверных краткосрочных прогнозов.

Тема государственного долга актуальна и для Республики Беларусь, так как в Республике Беларусь за последние несколько лет государственный долг значительно увеличился. Причиной возникновения государственного долга в Республике Беларусь является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства. Увеличение госдолга в основном обусловлено ростом внешней государственной задолженности. Рост валового внешнего долга Республики Беларусь обеспечило привлечение инвестиций сектором органов государственного управления, банками и другими секторами.

Внешний государственный долг по состоянию на 1 ноября 2013 года составил 12,2 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 144,6 млн. долларов США, или на 1,2% (с учетом курсовых разниц).

В 2013 году привлечены внешние государственные займы на сумму          1 776,4 млн. долларов США:

    • 880,0 млн. долларов США по кредиту АКФ ЕврАзЭС;
    • 407,2 млн. долларов США по государственному экспортному кредиту Правительства Российской Федерации, предоставляемого для строительства АЭС на территории Республики Беларусь;
    • 368,8 млн. долларов США по кредитам банков КНР;
    • 120,4 млн. долларов США по кредитам МБРР.

Погашение внешнего государственного долга с начала 2013 года составило         1 629,0 млн. долларов США:

    • 1 393,1 млн. долларов США — по кредиту «стэнд-бай» МВФ;
    • 112,5 млн. долларов США — по кредитам Правительства Российской Федерации;
    • 48,8 млн. долларов США — по кредиту Банка экономического и социального развития Венесуэлы;
    • 67,5 млн. долларов США — по кредитам банков КНР;
    • 7,1 млн. долларов США — по прочим внешним государственным займам.

Внутренний государственный долг по состоянию на 1 ноября 2013 года составил 32,7 трлн. рублей, увеличившись с начала года на 6,9 трлн. рублей, или на 26,6% (с учетом курсовых разниц).

Увеличение внутреннего государственного долга в 2013 году обусловлено размещением валютных государственных облигаций для юридических и физических лиц и снижением официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США.

Целью данной курсовой является раскрытие понятия государственного долга, его анализ и изучение возможностей управления государственным долгом.

К задачам курсовой работы относятся: изучение понятия государственного долга, исследование концепции управления и сокращения государственного долга, изучение причин возникновения и способов регулирования государственного долга США и Республики Беларусь.

Данная тема курсовой работы хорошо раскрыта как в отечественной, так и в зарубежной экономической литературе. Информационной базой для написания курсовой работы послужили труды ученых экономистов, статьи ведущих экономических журналов, статистические данные по экономике Республики Беларусь.

Вопрос о государственном долге США достаточно хорошо описан в периодическом издании Вестник Ассоциации Белорусских банков в статье Региональные займы в системе управления государственным долгом, автором которой является Е. Коренев. Информация о государственном долге Республики Беларусь была взята из учебников Финансовая система Республики Беларусь, автором которого является Л. И. Леутина и Макроэкономика, автором которого является А. В. Бондарь.

Исследованием темы государственный долг занимаются следующие авторы: Э. Махмутова, А. В. Бондарь, В. А. Воробьев, Л. Н. Новикова, М. И. Плотницкий, А. Вавилов, А. З. Селезнев, Т. Ю. Чернышева, Л. И. Леутина, Т. Г. Струк, Е. Коренев, Ю. Воронин, В. Кабашкин, К. Астапов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Государственный долг: сущность, виды, последствия, способы минимизации     

 

 

1.1 Понятие государственного  долга и причины его возникновения

 

 

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства. Как отмечают  П.А. Самуэльсон и В.Д. Нордхаус, «Государственный долг – это задолженность, накопившаяся у правительства в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов» [1, c. 70 – 71].

Сбалансированный бюджет предполагает, что расходы государства должны быть равны доходам.  Однако в настоящее время бюджеты большинства стран имеют дефицит. Бюджетный дефицит – это та сумма, на которую в данном году расходы государственного бюджета превышают его доходы.

Существуют определенные пределы бюджетных дефицитов, нарушение которых может отрицательно сказаться на развитии национальной экономики. Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2 – 3 % от валового внутреннего продукта, 8 – 10 % расходной части бюджета.

Государственный долг -  это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим, физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишком) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определённую дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.

Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов.

          Государственный долг является своеобразным индикатором, чутко реагирующим на изменение реальной процентной ставки r по нему и темпа роста реальной экономики g. Так, если r>g, государственный долг будет расти быстрее национальной экономики. В итоге государство будет вынуждено прибегнуть к дефолту или резкому увеличению налогообложения. Если в долгосрочной перспективе r<g, то государственный долг будет расти медленнее, чем экономика, в этом случае не будет никаких препятствий для постоянного рефинансирования долга. При этом наличие государственного долга способно привести к улучшению социально-экономических условий: более высоким темпам экономического роста и увеличения объемов потребления населением [1, с. 71 – 72].

Таким образом, при темпах роста экономики, превышающих процентные ставки по государственным долговым обязательствам, формируются дополнительные  доходы государственного бюджета. В противоположном случае часть налоговых и иных доходов бюджета должна быть использована на обслуживание госдолга. При этом снижается объем непроцентных бюджетных расходов, что неблагоприятно сказывается на благосостоянии населения и деловой активности в экономике.

Предметом финансово-правового регулирования в сфере государственного долга являются отношения, которые складываются в процессе привлечения, размещения государством дополнительных  финансовых ресурсов физических лиц и организаций на принципах добровольности, срочности, возвратности и возмездности для покрытия дефицита бюджета, а также отношения по поводу погашения государственных долговых обязательств.

Специфика указанных долговых отношений заключается в том, что государство в этих отношениях всегда выступает в роли заемщика (должника) и/или гаранта.

Помимо этого финансово-правовой особенностью государственного долга является существование отдельной группы однородных отношений – заемных отношений (в том числе отношений по предоставлению гарантий), направленных на привлечение дополнительных денежных средств, в результате чего происходит формирование пассивного государственного долга, то есть долга государства как заемщика (гаранта) перед кредиторами.

Внешние заимствования в современном мире превратились в прочную составляющую мировой экономики. Каждая страна, должна иметь адекватную систему управления внешним долгом. Эта система предполагает, прежде всего, реализацию мероприятий по изысканию внутренних источников своевременного погашения долгов, а также широкое использование других форм повышения платёжеспособности страны.

Приоритетной функцией госдолга выступает фискальная функция, которая реализуется посредством аккумуляции денежных средств в централизованные денежные фонды государства. На первый взгляд может показаться, что фискальная функция присуща скорее государственным займам, чем госдолгу в целом.

Однако получаемые государством кредитные ресурсы также частично аккумулируются в бюджет. Кредиты, по условиям которых финансовые средства непосредственно не поступают в бюджет (например, товарные кредиты), а также гарантии позволяют, наоборот, направлять средства, поступившие в бюджет из других источников, на цели государственного финансирования. Таким образом, кредиты и гарантии также опосредованно формируют фискальную политику.

Госдолгу также присуща функция учета и контроля. Учетная функция находит выражение в закреплении количества привлеченных денежных средств и уплаченных по долгам денежных средств. Контрольная функция определяет, насколько количество привлеченных и израсходованных средств соответствует законодательно установленным параметрам, а также устанавливает законность их использования.

К функциям государственного долга относится стабилизирующая функция, которая предполагает позитивное воздействие на макроэкономические пропорции (удержание инфляции, стабилизация внешнеторгового баланса, насыщение внутреннего рынка товарами, рост занятости и сокращение безработицы) [2, с. 15 – 18].

           Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, стихийные бедствия, милитаризация экономики и т.д. В эти периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

           Государственный долг может быть  следствием экономической политики  государства. Практически все страны  мира прибегают к внешним источникам  финансирования. Подавляющее их  число имеет дефицитные бюджеты  и испытывает недостаток собственных  ресурсов для осуществления внутренних  вложений, проведения социально-экономических  преобразований, выполнения долговых  обязательств по внешним заимствованиям.

Таким образом, государственный долг является следствием заемной деятельности государства на внутреннем и внешнем рынках для покрытия бюджетного дефицита. Одновременно, имея двойственный характер, госдолг служит инструментом улучшения инвестиционного обеспечения политики активизации качественного, структурного экономического роста. Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

Информация о работе Государственный долг в зарубежных странах (на примере США)