Государственный долг в зарубежных странах (на примере США)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является раскрытие понятия государственного долга, его анализ и изучение возможностей управления государственным долгом.
К задачам курсовой работы относятся: изучение понятия государственного долга, исследование концепции управления и сокращения государственного долга, изучение причин возникновения и способов регулирования государственного долга США и Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3

1 Государственный долг: сущность, виды, последствия, способы минимизации…………………………………………………………. 5

1.1 Понятие государственного долга и причины его возникновения……….. 5

1.2 Виды государственного долга и его последствия………………………… 7

1.3 Способы минимизации государственного долга……………………….... 11

2 Государственный долг в зарубежных странах (на примере США)………… 19

3 Государственный долг Республики Беларусь: динамика, структура и пути минимизации…………………………………………………………………… 28

Заключение………………………………………………………………………... 39

Список использованных источников…………………………………………..... 41

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 118.58 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2 Виды государственного долга и его последствия

 

 

В экономической литературе сложилась классификация задолженности, основанная на противопоставлении так называемой общественной задолженности и частной задолженности. В общественную задолженность включаются все виды задолженности, имеющие место или могущие возникнуть в будущем, должником по которым выступает общественный сектор экономики, прямо или косвенно связанный с государственной властью различных уровней.

Вторая часть совокупного долга – частный долг, то есть долг негосударственных институтов. Традиционно он определяется как корпоративный долг. Однако в последнее время, в связи с учетом новых тенденций на финансовом рынке, из общего объема негосударственного долга выделяется долг финансовых институтов.

Наиболее детальная классификация совокупного долга предполагает выделение следующих составляющих:

  • государственный долг (долг центрального правительства);
  • муниципальный долг (долг субъектов местной власти);
  • долг нефинансовых организаций;
  • долг финансового сектора.

Вся сумма непогашенных обязательств государства, срок платежа по которым еще не наступил, составляет капитальный государственный долг. Расходы по его обслуживанию, то есть выплаты доходов кредиторам по всем долговым обязательствам и по погашению обязательств, срок по которым наступил, образует текущий государственный долг.

Государственные займы разделяют также на облигационные и безоблигационные. Облигационные займы осуществляются посредством выпуска и продажи облигаций. На период действия облигации их держатели получают проценты. Погашение облигаций происходит посредством их выкупа за счет государственного бюджета. Безоблигационные займы (например, у сберегательного банка или межправительственные займы) оформляются соглашением.

В зависимости от происхождения кредитных ресурсов государственный долг может быть разделен на внутренний и внешний.

Внутренний – это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Внешний - задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран.

Внутренний долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки. И поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет) и долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, ибо дата их погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования. Однако при определенных условиях внутренний долг может стать серьезной проблемой для экономики страны.

Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных  ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.

Рассчитать сумму увеличения государственного долга в текущем финансовом году можно по формуле (1.1):

                                          ,                                          (1.1)

где D – государственный долг;

G – все государственные расходы;

T – налоги, т.е. доходы бюджета; 

 r – средняя реальная ставка процента, выплачиваемая по госдолгу.

Именно сумму денег должно изыскать в данном году государство, чтобы не увеличился долг. Если в текущем году имелся излишек бюджета       (T > G), то государственный долг уменьшится.

Это уравнение также показывает, что даже если в текущем году бюджет будет сбалансирован (G = T), то государственный долг все равно будет возрастать в связи с необходимостью выплаты процентов. Этого можно избежать только в случае, когда излишек будет больше или равен процентам по государственному долгу:

                                                     ,                                             (1.2)

Для государства важен не столько абсолютный размер самого внутреннего долга, сколько его доля в совокупном доходе (выпуске). Соотношение получило название «бремя государственного долга». При его положительной динамике все большая доля совокупного дохода (ВВП) используется для погашения долга, что негативно сказывается на экономическом росте страны.

Для определения факторов роста внутреннего государственного долга преобразуем уравнение «суммы увеличения государственного долга в текущем году». Сначала разделим его левую и правую части на величину государственного долга D, а затем вычтем из обеих частей темп роста совокупного дохода . в результате получим следующее выражение:

                                         ,                                 (1.3)

Для того, чтобы доля государственного долга в совокупном доходе оставалась по крайней мере стабильной, разница между темпами роста долга и дохода, т.е. левая часть уравнения должна быть равна нулю. Согласно этому уравнению, даже при сбалансированном бюджете (G = T) налоговое бремя может возрастать, если реальная процентая ставка r будет превышать темпы роста совокупного дохода . следовательно, стабилизация доли долга в доходе даже при сбалансированном бюджете требует изменения соотношения между r и в пользу последнего. Добиться аналогичного результата можно и в том случае, если будет наблюдаться излишек бюджета  (T – G), удовлетворяющий следующим условиям:

                                       ,                         (1.4) [3, c. 106 – 107].

 Рост внутреннего долга особенно опасен для страны с низким уровнем доходов, а, следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.

Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.

Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться.

Внешний долг может появиться по двум основным причинам: в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний и путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждены отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и  погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Кроме того, при предоставлении займа страна – кредитор может потребовать выполнение ряда условий, которые «неудобны» для страны – заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга в валовом национальном продукте; отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. По оценкам экономистов, последний показатель не должен превышать 25%.

Сама по себе номинальная величина внешнего долга еще ничего не говорит о состоянии экономики страны. Важны не абсолютные показатели долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:

  • величина долга на душу населения;
  • отношение долга к ВВП (оно не должно быть больше 80 %);
  • отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);
  • расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15—20 %);
  • отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов         [4, c. 210 – 213].

 

 

    1. Способы минимизации государственного долга

 

 

Наиболее приоритетной задачей реализации финансовой политики государства является обеспечение эффективного механизма управления государственным долгом. Его целью является получение наилучшего результата от вложения данных правительством средств.

Управление государственным долгом - это регулируемая нормами права совокупность мероприятий государства по использованию долговых отношений, направленных на погашение долговых обязательств и формирование благоприятных социально-экономических условий развития страны, одно из направлений финансово-бюджетной политики страны, связанное с деятельностью государства на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве экономического субъекта - заемщика и гаранта. Оно предусматривает привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг или других источников, погашение и обслуживание долговых обязательств. Для этих целей необходим анализ социально-экономического развития государства на перспективу, оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия, определение предельно допустимых размеров государственного долга, рационализация его состава и структуры, мер по стабилизации размеров, оценка влияния государственного долга на развитие экономики страны

Политика управления государственным долгом основывается на следующих принципах:

  • безусловность выполнения взятых государством обязательств перед кредиторами;
  • оптимальность структуры долговых обязательств государства;
  • минимально возможные риски по правительственным долговым ценным бумагам при колебании показателей мирового рынка;
  • снижение стоимости обслуживания государственного долга при следующих заимствованиях;
  • замена краткосрочных заимствований на долгосрочные, обеспечение равномерности и избежание значительных пиковых долговых выплат;
  • открытость и прозрачность информации о привлечении, использовании и погашении заемных средств.

Управление государственным долгом должно происходить с учетом политики государственных заимствований (долговой политики). Долговая политика - это направление деятельности правительства, которая реализуется через определенный комплекс мероприятий и направлена на рациональную и эффективную мобилизацию, распределение, использование и возврат государством заимствованных финансовых ресурсов. Она в свою очередь аккумулирует в себе разработку и реализацию таких взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, как:

  • разработка стратегии государственных внешних и внутренних заимствований;
  • установление обоснованного лимита объема государственного долга в целом, а также внутреннего и внешнего, в частности;
  • определение продолжительности долгового цикла на основе рационализации управления динамикой совокупного, внутреннего и внешнего государственного долга;
  • выбор наиболее приемлемых в конкретный отрезок времени форм финансирования внутренних и внешних государственных заимствований (правительственные, банковские или коммерческие кредиты, государственные ценные бумаги);
  • выбор степени концентрации долговых обязательств по отдельным кредиторам (международные финансовые организации, правительства зарубежных стран, иностранные частные кредиторы, отечественные юридические и физические лица);
  • выбор уровня диверсификации заимствований по валютным составам (специальные права заимствования (СПЗ), доллар США, евро и т.д.) с учетом эффективного распределения связанных с этим инвестиционных рисков;
  • рассмотрение вопроса о возможности (или невозможности) капитализации части государственного долга (с соответствующим предложением кредиторам о погашении определенной части долга государственной собственностью);
  • меры по удешевлению государственных заимствований и снижения риска их обслуживания [5, c. 46].

Идеальный способ обслуживания и погашения государственного   долга - своевременный возврат полученного кредита и процентов по нему. Однако намерения заемщика не совпадают с реальными возможностями. Появляются какие-то непредвиденные обстоятельства, обусловленные экономическими, социальными или политическими трудностями. Возникает необходимость в отсрочке выплаты процентов или уплаты основной суммы долга, изменении условий займа, а иногда и полному отказу от выплат. Явным признаком долгового кризиса является серьезное нарушение графика платежей. Государство - заемщик вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

Информация о работе Государственный долг в зарубежных странах (на примере США)