Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 21:46, курсовая работа
Целью данной курсовой является раскрытие понятия государственного долга, его анализ и изучение возможностей управления государственным долгом.
К задачам курсовой работы относятся: изучение понятия государственного долга, исследование концепции управления и сокращения государственного долга, изучение причин возникновения и способов регулирования государственного долга США и Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………… 3
1 Государственный долг: сущность, виды, последствия, способы минимизации…………………………………………………………. 5
1.1 Понятие государственного долга и причины его возникновения……….. 5
1.2 Виды государственного долга и его последствия………………………… 7
1.3 Способы минимизации государственного долга……………………….... 11
2 Государственный долг в зарубежных странах (на примере США)………… 19
3 Государственный долг Республики Беларусь: динамика, структура и пути минимизации…………………………………………………………………… 28
Заключение………………………………………………………………………... 39
Список использованных источников…………………………………………..... 41
Механизм регулирования государственного долга в рыночных условиях объединяется понятием "реструктуризация", т. е. основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой их долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация не снимает долговой проблемы, а лишь переносит ее на более поздний срок. Следовательно, бремя погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей еще более увеличивается за счет доначисленных процентов.
В ходе проводимой реструктуризации долговых обязательств используется ограниченный набор способов ее проведения: рефинансирование, конверсия, выкуп долга, консолидация, унификация, аннулирование государственного долга, секъюритизация, отсрочка погашения займов, монетизация государственного долга.
Рефинансирование - это погашение старой задолженности (и процентов по ней) за счет выпуска нового займа, принятия новых обязательств.
Используются три способа рефинансирования государственного долга:
Другой способ - выкуп долга. В случаях, когда государства-должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объем государственного долга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному выкупу долгов. Это связано с тем, что выигрыш от этого получают, во-первых, наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом, и, во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов.
Секьюритизация долга - переоформление государственного долга в новые рыночные долговые инструменты денежного рынка, включая ссудные капиталы. Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся на международных финансовых рынках, выделяются две группы: иностранные облигации - эмитируемые нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства, и еврооблигации - средне- и долгосрочные обязательства в евровалютах, выпускаемые на европейском рынке среди зарубежных инвесторов.
Приведенные методы управления государственным долгом в своей основе базируются на переговорном процессе. Они относятся к рыночным методам управления государственным долгом и широко используются развитыми странами и международными финансовыми организациями. Наряду с рыночными мировая практика использует и внерыночные (административные) методы управления на основе одностороннего принятия эмитентом управленческого решения по долговым обязательствам. К административным методам относятся конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, аннулирование долга.
Конверсия долговых обязательств определяется как изменение нормы доходности кредита, при которой государство-кредитор может уменьшить размер подлежащих уплате процентных сумм по кредиту. На практике применяются такие варианты конверсии внешнего долга:
Консолидация государственного долга - это метод, который реализуется как продление сроков действия выпущенных государством-должником займов.
Унификация займов определяется как обмен нескольких ранее выпущенных долговых обязательств государства на одно новое обязательство, то есть объединение нескольких государственных займов в один.
Отсрочка погашения займов определяется как продление срока погашения долговых обязательств государства-заемщика.
Аннулирование долговых обязательств государства применяется кредиторами в случае финансовой несостоятельности государства погасить полученные займы. Неспособность, в свою очередь, может быть вызвана как экономическими, так и политическими кризисами должника [6, с. 53 – 66].
Монетизация государственного долга происходит, когда центральный банк для финансирования дефицита ( а возможно, и покрытия части долга) выпускает дополнительное количество наличных денег. Данный метод способствует уменьшению долга следующим образом. Выпуск денег приносит доход, который называется сеньоражем: в бюджет поступают дополнительные реальные ресурсы, равные . Уравнение будет выглядеть следующим образом:
где D – государственный долг;
М0 – наличные деньги;
Р – уровень цен в стране;
G – все государственные расходы;
T – налоги, т.е. доходы бюджета;
r – средняя реальная ставка процента, выплачиваемая по госдолгу.
Из уравнения следует, что увеличение слагаемого приводит к уменьшению при данном первичном дефиците (G – T) и неизменном реальной процентной ставке (r). Непосредственно сеньораж не может существенно повлиять на размер внутреннего долга, поскольку эмиссия денег имеет свои пределы. Однако такой способ финансирования неизбежно приводит к инфляции, которая обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Данный вариант развития событий возможен только тогда, когда инфляция является неожиданной и приводит к падению реальной процентной ставки. В случае ожидаемой инфляции потенциальные покупатели потребуют повышения номинальной ставки до такого уровня, которые обеспечит им определенный доход [3, c. 108]
Наиболее популярная форма урегулирования госдолга – его реструктуризация. Реструктуризация госдолга предполагает такое изменение параметров этого долга, которое существенно повысило бы возможность выполнения заемщиком своих обязательств как за счет снижения тяжести долга, так и за счет повышения жесткости обязательств. Реструктуризация также преследует цели минимизации потерь кредиторов и расширения возможностей экономического развития должника.
Сокращение тяжести старого долга может быть достигнуто как за счет списания части долга (либо сокращения старого долга иным способом, в том числе путем выкупа своего долга заемщиком по сниженной цене), так и за счет снижения размера процентных платежей по долгу. Другими словами, сокращается стоимость обслуживания долга, включая сокращение стоимости погашения и текущего обслуживания.
Технологии конвертации несекъюритизированных долговых обязательств в долговые ценные бумаги, то есть секъюритизация, являются группой типовых технологий реструктуризации госдолга.
Секъюритизация отражает одну из главных тенденций на мировом финансовом рынке – замены кредитных соглашений облигационными займами в структуре заимствований государств и муниципалитетов.
Реструктуризация долга путем секъюритизации предполагает замену кредитного соглашения, переуступка прав по которому сопряжена со многими сложностями, на долговую ценную бумагу, ликвидность которой потенциально существенно выше.
Секъюритизация в порядке урегулирования долга предполагает в большинстве случаев удлинение срока долга, что связано с повышением ликвидности инструмента, а также снижение доходности, что связано с повышением общей надежности инструмента.
Возможности секъюритизации существенно ограничены в странах с развитыми финансовыми рынками, где большая часть займов, осуществляемых государствами, сразу проводится в форме эмиссии ценных бумаг.
Еще одним наиболее часто употребляемым методом управления госдолгом является конверсия. В мировой практике сложилась двоякая трактовка термина «конверсия долга». В широком смысле под конверсией понимается любая замена старого долга на новый актив, включая замену старого долга на новый долг, а также замену долга на собственность. В узком смысле под конверсией понимается обмен долга на собственность. Ниже под термином «конверсия долга» будет пониматься именно обмен долга на собственность.
Чаще всего такой обмен осуществляется на акции предприятий, принадлежащие должнику. Однако госдолг может обмениваться также на предприятия, как отдельные имущественные комплексы, находящиеся в собственности должника; на недвижимость или права требования, обеспеченные недвижимостью, и так далее.
Конверсия долга, как форма урегулирования долга, имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам следует отнести возможность привлечения в экономику страны существенных инвестиций, так как прямой инвестор, для того чтобы повысить эффективность своего предприятия, будет продолжать вкладывать в него деньги. Наличие у предприятия доминирующего собственника, который является крупным международным инвестором, кардинально улучшает качество менеджмента на предприятии и уровень корпоративного управления. Наличие в структуре акционеров портфельного инвестора также благотворно сказывается на корпоративном управлении в рамках предприятия, однако возможности влияния у портфельного инвестора существенно ниже.
Параметры государственного долга тесно связаны с макроэкономическими показателями, поэтому управление госдолгом оказывает на них непосредственное воздействие. В практическом смысле, на первый план выходит взаимосвязь между ростом экономики и ростом долга, в то время как абсолютные характеристики размера долга и экономики имеют второстепенное значение. Важнейшей частью управления госдолгом является поддержание на приемлемом уровне соответствия между размером долга и источниками его погашения [7, c. 39 – 42].
Предметом особого внимания правительств стран является внешний долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств.
Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей.
1.Традиционный путь – выплата долгов за учет золотовалютных резервов. Для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены.
2.Консолидация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику, по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.
Наиболее известные - Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников об отсрочке выплат, а в ряде случаев – частично списывали долги.
3.Сокращение размеров
внешнего долга путем конверсии
Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.
4.Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам – региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к эмиссионной, кредитной политике, поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета.
Для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать определенные меры по управлению долгом. Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестирование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительная для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции.
Информация о работе Государственный долг в зарубежных странах (на примере США)