Государственный долг в зарубежных странах (на примере США)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является раскрытие понятия государственного долга, его анализ и изучение возможностей управления государственным долгом.
К задачам курсовой работы относятся: изучение понятия государственного долга, исследование концепции управления и сокращения государственного долга, изучение причин возникновения и способов регулирования государственного долга США и Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3

1 Государственный долг: сущность, виды, последствия, способы минимизации…………………………………………………………. 5

1.1 Понятие государственного долга и причины его возникновения……….. 5

1.2 Виды государственного долга и его последствия………………………… 7

1.3 Способы минимизации государственного долга……………………….... 11

2 Государственный долг в зарубежных странах (на примере США)………… 19

3 Государственный долг Республики Беларусь: динамика, структура и пути минимизации…………………………………………………………………… 28

Заключение………………………………………………………………………... 39

Список использованных источников…………………………………………..... 41

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 118.58 Кб (Скачать файл)

Внешний государственный долг по состоянию на 1 октября 2013 года составил 12,3 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 314,1 млн. долларов США, или на 2,6% (с учетом курсовых разниц).

В 2013 году привлечены внешние государственные займы на сумму          1 697,1 млн. долларов США:

  • 880,0 млн. долларов США по кредиту АКФ ЕврАзЭС;
  • 377,8 млн. долларов США по государственному экспортному кредиту Правительства Российской Федерации, предоставляемого для строительства АЭС на территории Республики Беларусь;
  • 333,8 млн. долларов США по кредитам банков КНР;
  • 105,5 млн. долларов США по кредитам МБРР.

Погашение внешнего государственного долга с начала 2013 года составило 1 360,1 млн. долларов США:

  • 1 124,2 млн. долларов США — выполнение обязательств перед МВФ по кредиту «стэнд-бай»;
  • 112,5 млн. долларов США по кредитам Правительства Российской Федерации;
  • 48,8 млн. долларов США по кредиту Банка экономического и социального развития Венесуэлы;
  • 67,5 млн. долларов США по кредитам банков КНР;
  • 7,1 млн. долларов США по прочим внешним государственным займам [14].

Внутренний государственный долг Республики Беларусь на 1 января 2011 г. в сравнении с 1 января 2010 г. увеличился на 17,5 % до уровня 9,27 трлн. рублей (5,7 % от ВВП). Рост долга в декабре составил 8,2 %.

Структура внутреннего долга Республики Беларусь на 1 января 2011 г. выглядела следующим образом:

  • кредиты под гарантию Правительства –7,2 трлн. рублей или 77,7% всего внутреннего долга, рост на 33,1 % в 2010 г.;
  • прямой долг Правительства –2,07 трлн. рублей или 22,3 % всего внутреннего долга, снижение на 16,5 % в 2010 г.

Внутренний долг на 1 августа 2011 г., гарантированный Республикой Беларусь, составил 9,8 трлн. рублей при лимите 20 трлн. рублей [15].

В марте 2012 года, по данным Министерства финансов РБ, внутренний государственный долг Беларуси вырос достиг 33,6 трлн. рублей.

Рост долга обеспечило, главным образом, предоставление правительством гарантий. В результате долг, гарантированный центральным правительством, вырос в марте на до 16,1 трлн. рублей.

Внутренний государственный долг Беларуси в I квартале 2012 года уменьшился на 0,4 трлн. рублей, и на 1 апреля 2012 года составив 17,5 трлн. рублей. Это также намного меньше установленного законодательством лимита для внутреннего долга в 34 трлн. рублей.

Уменьшение внутреннего государственного долга, как сообщил Министерство финансов, в I квартале 2012 году было обусловлено погашением государственных ценных бумаг и укреплением курса национальной валюты. Министерство финансов не стремится привлекать средства на внутреннем рынке вследствие высоких ставок на рынке рублевых ресурсов.

К тому же, поступления доходов в государственный бюджет опережают план, и у Минфина нет значительной потребности в привлечении дополнительного финансирования.

Однако, как показывает увеличение внутреннего государственного долга в марте, правительство все же продолжает прибегать к заимствованиям на внутреннем рынке, хотя, в большей части, в виде гарантий.

Внутренний государственный долг Республики Беларусь  с начала       2012 года увеличился на 1,3 трлн. рублей и по состоянию на 1 декабря года составил 19,1 трлн. рублей при установленном лимите 34 трлн. рублей. Увеличение внутреннего госдолга в 2012 году в основном обусловлено эмиссией государственных долгосрочных облигаций, объясняет Министерство финансов Республики Беларусь [16].

Внутренний государственный долг по состоянию на 1 января 2013 года составил 25,8 трлн. рублей при установленном лимите 34 трлн. рублей, увеличившись с начала 2012 года на 8,0 трлн. рублей.

На 1 октября 2013 года внутренний государственный долг Республики Беларусь составил 32,4 трлн. рублей, увеличившись с начала года на 6,6 трлн. рублей, или на 25,3% (с учетом курсовых разниц).

Увеличение внутреннего государственного долга в 2013 году обусловлено размещением валютных государственных облигаций для юридических и физических лиц в размере 787,8 млн. долларов США, или 6,9 трлн. рублей, и снижением официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США.

Погашение внутреннего государственного долга с начала 2013 года составило 1,4 трлн. рублей. Однако Министерство финансов Беларуси продолжает наращивать внутренний валютный долг за счет продажи банкам долгосрочных валютных гособлигаций [17].

В Республике Беларусь управление государственным долгом осуществляется Правительством Республики Беларусь ( кроме управления долгом органов местного управления и самоуправления, которое осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами).

Следует различать два понятия: погашение государственного долга и обслуживание государственного долга. Под обслуживанием государственного долга  Республики Беларусь понимается уплата процентов или иного вознаграждения кредитору, штрафов и прочих платежей по государственным займам, за исключением погашения государственного долга Республики Беларусь. Погашение государственного долга Республики Беларусь – это уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств Республики Беларусь в части основного долга.

Платежи по обслуживанию и погашению внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга производятся из республиканского бюджета. Они являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении бюджета.

Обслуживание и погашение внешних государственных займов, предоставленных резидентам Республики Беларусь под государственные гарантии, осуществляется резидентами Республики Беларусь за счет собственных средств.

С целью недопущения неконтролируемого роста государственного долга ежегодно Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год утверждаются два показателя:

  • лимит внешнего государственного долга;
  • лимит внутреннего государственного долга.

В Бюджетном кодексе говорится, что предельный размер долга органов местного управления и самоуправления на очередной финансовый год не может превышать 30 % планируемого годового объема доходов бюджета без учета межбюджетных трансфертов, получаемых от других бюджетов             [12, с. 75 – 76].

Регулирование валового внешнего долга осуществляется Национальным банком при помощи инструментов валютного, монетарного регулирования и механизмов регулирования деятельности банков.

Косвенное регулирование уровня внешнего долга банков осуществляется через инструменты валютного контроля и регулирования ликвидности банков, процентную политику, установление нормативов безопасного функционирования и управление рисками.

Указанные меры Национального банка в совокупности с разработкой

(в случае необходимости пересмотром) основных направлений денежно - кредитной политики позволяют своевременно выявлять и минимизировать риски банков, связанные с внешними заимствованиями Министерством финансов посредством осуществления учета и операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешнего государственного долга, осуществления учета и операций по внешним займам, привлеченным под гарантию Правительства Республики Беларусь, а также посредством согласования внешних займов местными исполнительными и распорядительными органами.

Управление внешним долгом органов государственного управления

осуществляется путем разработки (в случае необходимости корректировки) проекта закона Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год Министерством экономики посредством создания условий (включая формирование нормативного правового поля), реализации комплекса экономических инструментов, формирующих структуру побудительных мотивов, обеспечивающих поддержание дисциплины заемщиков и оказывающих влияние на стимулы по осуществлению внешних заимствований, позволяющих оптимизировать структуру и размер внешнего долга других секторов экономики. Вместе с тем следует учитывать необходимость максимального ограничения прямого вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования. В целом меры, направленные на сокращение внешнего долга, должны носить регулирующий (косвенный) характер. Применение прямых ограничительных мер по удержанию размера обязательств субъектов хозяйствования перед нерезидентами может допускаться в исключительных случаях в качестве крайней меры для обеспечения экономической безопасности страны.

Регулирование валового внешнего долга должно осуществляться с учетом того, что его рост является следствием недостаточного притока прямых иностранных инвестиций для финансирования, складывающегося в Республике Беларусь дефицита счета текущих операций. Таким образом, регулирование внешних заимствований государственными органами должно также предусматривать мероприятия, следствием которых является сокращение отрицательного сальдо внешней торговли, а также приток инвестиций, не связанных с долговыми заимствованиями. В первую очередь к ним относятся меры, направленные на поддержание и развитие экспорта, мероприятия по импортозамещению, а также созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в целях притока прямых иностранных инвестиций.

Принятие решений, направленных на регулирование внешних заимствований, должно осуществляться на основании прогнозирования социально-экономических процессов и оценки уровня и качества внешних заимствований в перспективе.

Прогнозирование внешнего долга осуществляется в секторальном разрезе исходя из фактических данных, полученных в результате мониторинга, а также на основе прогноза операций платежного баланса Республики Беларусь, относимых к внешнему долгу (оцениваемых Министерством экономики при участии Национального банка).

Полученный прогноз валового внешнего долга с разбивкой по секторам экономики анализируется Министерством экономики, на предмет соответствия установленным критериям безопасности с последующей подготовкой аналитической записки для Совета Министров Республики [18].

Если внешний долг превышает приемлемый уровень, правительство принимает определенные меры, чтобы его уменьшить. К ним относятся:

  • использование для погашения части долга золотовалютных резервов страны;
  • переоформление с согласия кредитов краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную;
  • отсрочка выплаты внешнего долга.

Стабилизировать и уменьшить внутренний долг правительство может тремя способами:

  • увеличив доходы бюджета и уменьшив его расходы, что приведет к сокращению первичного дефицита и даже появлению излишка;
  • осуществив монетизацию бюджетного дефицита;
  • полностью или частично отказавшись от уплаты долга.

В целях рефинансирования платежей по погашению внешнего государственного долга в 2014 году планируется выпуск государственных ценных бумаг, формирующих внешний государственный долг, в объеме 800 млн. долларов, или 7 трлн. 840 млрд. белорусских рублей. Об этом сказано в статье, подготовленной главным управлением бюджетной политики Минфина и размещенной в журнале министерства "Финансы. Учет. Аудит".

Платежи по обслуживанию внешнего государственного долга увеличатся по сравнению с уровнем 2013 года на 255,8 млн. долларов и составят 785,3 млн. долларов, что потребует расходов бюджета в размере 7 трлн. 695,7 млрд. белорусских рублей. Это обусловлено ожидаемым увеличением объема внешнего государственного долга в связи с привлечением в 2013-2014 годах займов на общую сумму 5,6 млрд. долларов.

Всего на обслуживание государственного долга Республики Беларусь предусматриваются средства в сумме 10 трлн. 39,6 млрд. белорусских рублей.

На 2014 год республиканский бюджет запланирован на бездефицитной основе. В условиях сбалансированного бюджета требуется привлечение дополнительных источников финансирования для погашения государственного долга в сумме 2,6 млрд. долларов, внесения средств в уставные фонды организаций - 2,4 трлн. белорусских рублей, ресурсной поддержки кредитования жилья - 6 трлн. белорусских рублей, исполнения гарантий правительства по ранее выданным кредитам - 1,3 трлн. белорусских рублей. Для финансирования данных обязательств планируются внешние и внутренние заимствования в иностранной валюте на сумму 1,5 млрд. долларов, а также привлечение доходов от приватизации государственной собственности на сумму 2 млрд. долларов.

В этих условиях объем внутреннего финансирования дефицита республиканского бюджета составит 16 трлн. 192,4 млрд. белорусских рублей . Поступления средств от реализации принадлежащего государству имущества (в том числе акций) в проекте республиканского бюджета на 2014 год учтены в объемеr19 трлн. 600 млрд. белорусских рублей. В 2014 году предполагается поступление средств от продажи по конкурсу государственных пакетов акций шести предприятий: ОАО "Барановичский КЖБК", ОАО "Белсантехмонтаж-2", ОАО "Автомагистраль", ОАО "СМТ-8", ОАО "Белгазстрой" и ОАО "Медпласт".

Объем внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета на 2014 год составит 1 млрд. 652,3 млн. долларов (16 трлн. 192,4 млрд. белорусских рублей). Погашение кредитов международных финансовых организаций в 2014 году по сравнению с ожидаемым исполнением 2013 года возрастет на 174,2 млн. долларов и составит 1 млрд. 843,4 млн. долларов (18 трлн. 65 млрд. белорусских рублей). Рост обусловлен главным образом наступлением сроков погашения кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС.

Потребность в финансировании платежей по погашению основного долга по кредитам правительства увеличится в 2014 году на 246,7 млн. долларов за счет погашения кредитов Российской Федерации, кредитов банков Китая, кредита Венесуэлы и составит 588,6 млн. долларов (5 трлн. 768,7 млрд. белорусских рублей).

Общая сумма платежей по погашению внешнего государственного долга составит 2 млрд. 432 млн. долларов (23 трлн. 833,7 млрд. белорусских рублей ) [19].

Информация о работе Государственный долг в зарубежных странах (на примере США)