Государственный заказ и его воздействие на экономику. Проблемы и методы регулирования конечного спроса (потребление, накопление, экспорт-

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2014 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа литературы, действующего законодательства, исследовать особенности правового регулирования отношений в сфере размещения государственного заказа. Для достижения этой цели поставлены и решались следующие задачи:

-Уточнить понятия и признаки государственного заказа;
-Выявить особенности правовой природы государственного заказа

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие, признаки и принципы государственного заказа
Развитие государственного заказа в России…………………………………..5
Понятие и признаки государственного заказа…………………………………7
Принципы размещения государственного заказа…………………………….10
Виды процедур размещения государственного заказа…………………….14

Глава 2. Государственный заказ как механизм воздействия на экономику

2.1. Проблемы государственных заказов…………………………………………….….16

2.1.1. Коррупционная составляющая размещения государственного заказа…16
2.1.2. Нарушения при размещении государственного заказа в Российской Федерации…………………………………………………………………………………..17
2.1.3. Минусы законодательства в сфере осуществления государственных закупок……………………………………………………………………………………….18

2.2. Методы регулирования конечного спроса (потребление, накопление, экспорт-импорт)………………………………………………………………………………………………19
2.2.1. Роль государства в регулировании конечного спроса……………………….19
2.2.2. Анализ иностранных моделей государственного заказа…………………….22


ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Государственный заказ.docx

— 74.02 Кб (Скачать файл)

Детального рассмотрения требует понятие «государственные нужды». В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ  "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд «Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация» 
 
Из данного легального определения «государственные нужды» следует, что государственные нужды Российской Федерации обеспечиваются в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации как за счет средств федерального бюджета, так и за счет внебюджетных источников.

 
Изложенное позволяет сделать вывод, что единого определения понятия «государственный заказ» на данный момент не существует, хотя выделяются характерные признаки государственного заказа, а именно: финансирование государственного заказа из средств бюджета или внебюджетных фондов государственного образования; предоставление услуг особого характера, призванных обеспечивать государственные потребности, т. е. нужды населения в целом; правовая природа государственного заказа, состоящая в поручении выполнения работ другому лицу; предложение исходит от государственного органа, то есть от представителя публичной власти, а не от частного лица. 
 
Следует различать государственный заказ как гражданско-правовой договор, направленный на исполнение заказа со стороны соответствующих государственных органов, и государственный заказ как процесс, предшествующий заключению контракта, включающий в себя порядок формирования заказа, оформления предложения государственных, порядок (процедуру) определения стороны, претендующей на заключение договора государственного заказа.

Необходимо также отметить, что законодатель четко определяет цели поставок продукции для федеральных государственных нужд:

- создание и  поддержание на должном уровне  государственных материальных резервов  Российской Федерации;

- поддержание  необходимого уровня обороноспособности  и безопасности;

- обеспечение  экспортных поставок продукции  для выполнения международных, в  том числе валютно-кредитных, обязательств  Российской Федерации;

- реализация  федеральных целевых программ.

Государственный заказ в Российской Федерации — заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов, направленный на удовлетворение потребностей Российской Федерации, её субъектов или муниципальных образований для осуществления необходимых функций и полномочий (в том числе для реализации региональных, федеральных и международных целевых программ).

Помимо непосредственного удовлетворения государственных нужд, институт государственного заказа выполняет ряд функций, направленных на стимулирование и стабилизацию экономической системы на федеральном и региональном уровнях.

  • Удовлетворение государственных нужд, необходимых для реализации государственными органами своих функций;

  • Ценовое регулирование в области определённых товаров или услуг;

  • Поддержка и стимулирование национальных производителей;

  • Регулирование, стимулирование экономики в тех или иных отраслях или регионах;

  • Реализация социально-политической политики государства, в том числе привлечение частного предпринимательства к решению актуальных социально-экономических задач;

  • Стимулирование инновация путём формирования экономической предпосылки для создания принципиально новой технологии, товара, услуги.

Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

 
 
       1.3.Принципы размещения государственного заказа

Система государственного и муниципального заказа является составной частью экономики Российской Федерации. Это означает, что от того, каким образом в стране организована система государственного и муниципального заказа, зависит не только эффективность расходования средств из бюджетов всех уровней, что само по себе крайне важно, но и уровень коррупции в стране, и состояние конкурентной среды.

Правовое регулирование играет важнейшую роль в установлении и совершенствовании отношений, связанных с размещением государственных заказов. О необходимости четкого урегулирования таких отношений пишут многие авторы, называя следующие обстоятельства политического и экономического характера, которые нужно принимать во внимание при разработке правовых основ государственного и муниципального заказа в РФ: 
 
- Особый характер института государства, его субъектов и муниципальных образований как органов публичной власти, то есть органов, действующих в интересах всего населения;

- Особый характер средств, используемых для оплаты размещаемых заказов, а именно: средств налогоплательщиков всего населения территории. Уже одного этого обстоятельства достаточно для обоснования необходимости тщательного, корректного и контролируемого размещения государственных и муниципальных заказов, их правовогорегулирования;

-Необходимость экономного расходования бюджетных средств, являющаяся постоянной задачей органов государственной власти и местного самоуправления; 
 
-Необходимость создания условий для поддержания и развития свободной конкуренции между предпринимателями, являющейся неотъемлемым элементом рыночной экономики; закрепляя этот принцип в Конституции, в других законах и подзаконных актах, государство, его органы и органы местного самоуправления должны, в первую очередь, сами его реализовывать Эффективное правовое регулирование принципов размещения государственного заказа является одним из важнейших факторов продуктивного функционирования всей структуры государственного заказа. Так как принципы устанавливаются нормами права, то можно вести речь о принципах правового регулирования государственного заказа. 
 
В теории права принципы любой отрасли права рассматриваются как ее основополагающие идеи, начала и закономерности. В системе каждый принцип обеспечивает функционирование всех остальных, и нарушение одного принципа ведет к искажению всей системы.

Основная задача национальной системы государственных закупок - обеспечить приобретение товаров, работ и услуг для удовлетворения государственных нужд при наиболее эффективном расходовании государственных средств.

Достижение данной задачи возможно, если государственные закупки организованы в соответствии со следующими важнейшими принципами:

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

 
Принцип открытости и прозрачности означает свободную и безвозмездную доступность к информации о контрактной системе в сфере закупок для всех потенциальных участников и общественности. Открытость является сильнодействующим средством против коррупции.

Принцип обеспечения конкуренции  означает, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Принцип профессионализма заказчика означает, что контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Принцип стимулирования инноваций. Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

Принцип единства контрактной системы в сфере закупок. Контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.

Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.  

Данные основополагающие принципы размещения государственного заказа использованы и закреплены в ст. 6-12 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями на 28 декабря 2013 года) (редакция, действующая с 1 января 2014 года).

 Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок согласно которому регулируются отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Ранее действовал  Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

С 1 января 2014 года он утратил силу на основании  
Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями на 28 декабря 2013 года).

       

 

            1.4. Виды процедур размещения государственного         

заказа

Законодательство РФ предусматривает следующие процедуры размещения государственного заказа и их особенности:

  • Размещение заказа путем проведения конкурса (открытого или закрытого) предполагает проведение торгов, победителем которых признаётся участник, предложивший лучшие условия выполнения заказа. Участники торгов оцениваются по ряду критериев помимо непосредственно стоимости контракта и качественным характеристикам товара, в том числе оценивается деловая репутация участника, наличие опыта, сроки поставки товара и т.д. Конкурс проводится в открытой форме во всех случаях кроме тех, что связаны с товарами или услугами, составляющими государственную тайну, с оказанием услуг «по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение».

  • Размещение заказа путем проведения аукциона предполагает торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Аукцион, как и конкурс, может проводиться в открытой или закрытой форме. Особенностью аукциона является обязательная аудиозапись аукциона уполномоченным органам и составление протокола аукциона.

  • Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме предполагает аукцион, «проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"».

  • Размещение заказов путем запроса котировок предполагает «способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта».

Информация о работе Государственный заказ и его воздействие на экономику. Проблемы и методы регулирования конечного спроса (потребление, накопление, экспорт-