Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2014 в 13:46, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа литературы, действующего законодательства, исследовать особенности правового регулирования отношений в сфере размещения государственного заказа. Для достижения этой цели поставлены и решались следующие задачи:
-Уточнить понятия и признаки государственного заказа;
-Выявить особенности правовой природы государственного заказа
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие, признаки и принципы государственного заказа
Развитие государственного заказа в России…………………………………..5
Понятие и признаки государственного заказа…………………………………7
Принципы размещения государственного заказа…………………………….10
Виды процедур размещения государственного заказа…………………….14
Глава 2. Государственный заказ как механизм воздействия на экономику
2.1. Проблемы государственных заказов…………………………………………….….16
2.1.1. Коррупционная составляющая размещения государственного заказа…16
2.1.2. Нарушения при размещении государственного заказа в Российской Федерации…………………………………………………………………………………..17
2.1.3. Минусы законодательства в сфере осуществления государственных закупок……………………………………………………………………………………….18
2.2. Методы регулирования конечного спроса (потребление, накопление, экспорт-импорт)………………………………………………………………………………………………19
2.2.1. Роль государства в регулировании конечного спроса……………………….19
2.2.2. Анализ иностранных моделей государственного заказа…………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………………31
По мнению автора, на современном этапе необходимо разработать диверсифицированную типологию контрактов для различной номенклатуры товаров, работ и услуг с учетом разных форм размещения государственных заказов; при этом следует учесть, что поставки продукции для государственных нужд служат методом государственного регулирования инвестиционной деятельности, способствующим использованию государственных вложений на важнейших направлениях экономики страны.
Государственный заказ обладает многими системными признаками, а именно распределением по функциональным качествам и количественным характеристикам, взаимосвязанностью и взаимообусловленностью структурных элементов; возможностью использования различных факторов и условий формирования; территориальной и отраслевой принадлежностью; внутренними ему присущими экономическими законами и закономерностями развития; комплексом связей с другими механизмами государственного регулирования экономики, способствующими обеспечению его исполнения.
Государственный заказ - это не только
инструмент удовлетворения государственных
нужд, но и механизм воздействия на процесс
воспроизводства экономики, формирование
ресурсов для полноценного протекания
его стадий. Следовательно, государственный
заказ способен подготавливать качественно
новые факторы и условия для последующего
воспроизводственного процесса экономики,
позволяющие достигать более высокой
комплексной эффективности. По принципу
обратной связи воспроизводство после
качественных и количественных изменений
начинает по-новому влиять на государственный
заказ, и тем самым побуждать к ускорению
перехода на инновационный тип развития.
Государственный заказ развивается как
подсистема системы государственного
регулирования экономики, поэтому нарушение
принципа системности в организации и
управлении данным процессом ведет к снижению
его результативности.
Характер развития механизма государственного
заказа предопределяется действием как
внешних, так и внутренних факторов. Результативность
и направленность их воздействия зависят
от условий, создаваемых как на уровне
региональных экономик, так и на уровне
национальной экономики в целом. Факторы
развития взаимосвязаны и взаимообусловлены,
соотношение силы их воздействия на результативность
государственного заказа динамично меняется.
Таким образом, государственный заказ,
являясь важнейшим механизмом государственного
воздействия на траекторию развития экономики,
создает экономические предпосылки для
перехода к инновационной экономике.
2.2.2.
Анализ иностранных моделей
В настоящее время в области государственных заказов наблюдается две противоречивые тенденции. С одной стороны, интеграция мировой экономики раскрывает национальные рынки закупок государственных структур для поставщиков из других стран, что ведет к становлению международного законодательства, в том числе в области государственных закупок. Наряду с этим, протекция национальному производителю при осуществлении государственных закупок – практика, получившая широкое распространение во всем мире. Тем не менее, в ряде случаев протекция национальному производителю оправдана, например, при решении социальных задач, из которых важнейшей является обеспечение национальной безопасности.
Анализ иностранных моделей формирования и управления государственными заказами позволяет сделать следующие выводы.
– международное сообщество активно
использует конкурсные технологии заключения
контрактов на поставки товаров, выполнение
работ и оказание услуг при расходовании
общественных и государственных средств;
– в реальных условиях, признаки свободного
рынка (свобода от любого вмешательства,
включая государственное регулирование)
не могут проявиться в полном объеме, потому
что, модели идеального свободного рынка
в мире не существует;
– в наиболее развитых странах, даже при
отношении к государственному предприятию
как к оптимальной форме организации,
многие государственные монополии подверглись
дерегулированию, в них создалась конкуренция;
– важной формой влияния государства
на экономические процессы является государственный
заказ.
Особенности построения системы формирования
и регулирования государственного заказа
на инновационную продукцию в России:
1. Для различных объектов закупки в российской
практике возможно применение зарубежного
опыта диверсифицированных конкурсных
процедур. Гарантированный государственный
заказ можно рассматривать как важную
предпосылку обеспечения эффективности
проекта на основе ГЧП, а определение его
объема – как один из каналов согласования
интересов сторон, в том числе иностранных
участников проекта.
2. Анализ практики
3. Использование научных знаний
и технологий в развитых
Следует отметить, что дальнейшее будущее
России зависит от состояния и перспектив
развития ее интеллектуальных ресурсов.
Сложившаяся ситуация реально угрожает
утратой Россией своего научного потенциала.
Анализ этапов формирования и развития системы государственного заказа позволяет сделать следующие выводы:
– основными этапами формирования системы
государственного заказа являются целеполагание,
определение задач, выбор форм и методов,
формулирование проектов и программ, размещение
государственных заказов, мониторинг
исполнения и/или приемка товаров, работ
и услуг, мониторинг и анализ результатов;
– на каждом из этих этапов существуют
некоторые недоработки, которые влияют
на формирование и развитие всей системы
государственных закупок.
Государственный заказ должен являться
мощным стимулом для диверсификации российской
экономики и перевода ее на инновационный
путь развития, но сложно согласовать
устремления инноваторов с интересами
заказчиков. Государственный контракт
представляет собой субъективный внешний
фактор воздействия на инновационные
отношения, являясь инструментом государственной
политики.
Таблица1
Направления мероприятий в контексте
государственного заказа по реализации
инновационных программ и проектов
|
Основные положения |
Организационные |
Рассмотрение вопросов взаимодействия
частного и государственного участия |
Правовые |
Анализ действующего законодательства
относительно возможности и эффективности
реализации проектов и программ данной
сферы |
Финансовые |
Определение объемов бюджетного финансирования
на реализацию проектов и программ |
Механизм государственного контракта
оказывает финансовую и законодательную
поддержку при реализации инновационного
проекта и позволяет инновационному предприятию
быть на уровне последних достижений НТП,
удерживая лидирующие позиции в отрасли.
Кроме того, государство, являясь самым
надежным заказчиком инноваций, обеспечивает
спрос на создаваемое новшество, позволяя
свести к минимуму коммерческий риск,
связанный с неопределенностью потребительского
поведения. Заказ государства на научно-техническую
продукцию призван обеспечить комплексное
сочетание организации исследований и
технологических разработок на федеральном,
региональном и отраслевом уровнях с эффективным
управлением государственной собственностью,
включая интеллектуальную собственность.
Основу заказа государства на научно-техническую
продукцию составляют целевые программы
научных исследований и экспериментальных
разработок, а также важнейшие инновационные
проекты государственного значения.
Основой для размещения государственных
заказов на инновационную продукцию (включая
НИР и ОКР) могут стать наукограды и инновационные
кластеры. Инновационный кластер, являясь
наиболее эффективной формой достижения
высокого уровня конкурентоспособности,
представляет собой неформальное объединение
усилий различных организаций (промышленных
компаний, исследовательских центров,
индивидуальных предпринимателей, органов
государственного управления, общественных
организаций, вузов и т. д.). Объединение
в инновационный кластер на основе вертикальной
интеграции формирует не спонтанную концентрацию
разнообразных технологических изобретений,
а строго ориентированную систему распространения
новых знаний, технологий и инноваций.
При этом формирование сети устойчивых
связей между всеми участниками кластера
является важнейшим условием эффективной
трансформации изобретений в инновации,
а инноваций – в конкурентные преимущества.
На основе опыта развитых и развивающихся стран можно сделать вывод, что кластерная стратегия развития инновационной экономики является основой эффективного сотрудничества между частными предпринимателями и государственным сектором экономики.
Анализ опыта инновационного
развития в высокоразвитых
Заказ государства на научно-техническую продукцию призван обеспечить комплексное сочетание организации исследований и технологических разработок на федеральном, региональном и отраслевом уровнях с эффективным управлением государственной собственностью, включая интеллектуальную собственность.
Высокотехнологичные отрасли могут более
других отраслей способствовать экономическому
развитию страны. Поддерживая крупные
инновационные проекты, государство принимает
на себя технологические риски и, таким
образом, создает условия для развития
высокотехнологичного бизнеса. При этом
прямая государственная поддержка инновационных
проектов – инициатива временная, для
создания примеров успеха.
Отсутствие востребованности в научно-технических
разработках со стороны государства, бизнеса,
промышленности наблюдается, в первую
очередь, из-за малой емкости отечественного
рынка в существующей экономической ситуации.
Основными принципами выделения бюджетных
ассигнований на разработку новых продуктов
и технологий должны стать: во-первых,
обязательные конкурсные отборы, во-вторых,
требования соответствия разработок общим
приоритетам государственной научно-технической
политики.
Реально государственно-частное партнерство реализуется через ряд инструментов, с помощью которых обеспечивается гармонизация интересов государства и бизнеса. К ним следует отнести: программные инвестиции, федеральные таможенные и налоговые льготы и пр.
Сравнительный анализ
Таблица2
Инструменты государственно-частного
партнерства в России и за рубежом
|
За рубежом |
Программные госинвестиции |
Программные госинвестиции |
Федеральные таможенные и налоговые льготы | |
Федеральные таможенные и налоговые льготы |
Концессии |
Особые экономические зоны | |
Концессии |
Инвестиционный фонд |
Продолжение таблицы В России |
За рубежом |
Особые экономические зоны |
Венчурные инвестиции |
Инструменты поддержки экспорта | |
Инвестиционный фонд |
Единый орган по государственно-частного партнерства |
Национальное агентство по привлечению инвестиций | |
Венчурные инвестиции |
Национальные агентства по развитию территорий |