КУРСОВАЯ
РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСЫ»
Тема: «Государственный кредит».
Выполнила:
Преподаватель:
Ученая
степень:
САРАТОВ 2012
Содержание:
Введение |
2 |
1. Государственный кредит
как экономическая и финансовая
категории. |
3 |
1.1. Сущность и функции
государственного кредита, отличительные
особенности. |
3 |
1.2. Управление государственным
кредитом. |
8 |
2. Государственный долг:
состояние и проблемы. |
9 |
2.1. Рынок государственных
ценных бумаг. |
9 |
2.2.Заёмная деятельность
Российской Федерации на внутреннем и
внешнем рынках. |
17 |
2.3. Проблемы государственного
долга Российской Федерации. |
24 |
Заключение. |
26 |
Список использованной литературы. |
30 |
Введение
Современная кредитная система
- это совокупность различных кредитно-финансовых
институтов, действующих на рынке ссудных
капиталов и осуществляющих аккумуляцию
и мобилизацию денежного капитала. На
рынке, наряду с такими формами кредита,
как коммерческий и банковский, принимает
участие и государственный кредит. Эти
формы отличаются друг от друга составом
участников, объектом ссуд, динамикой,
величиной процента и сферой функционирования.
Государственный кредит является
одним из основных (наряду с налогами)
инструментов для решения проблем достижения
баланса бюджетных доходов и расходов.
Отдельные вопросы, касающиеся, например,
конкретного порядка заключения договоров
государственного займа регулируются
также гражданско-правовыми нормами (ст.
817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность
вывода о том, что сам государственный
кредит является самостоятельным финансово-правовым
институтом.
В условиях развитых товарно-денежных
отношений государство может привлекать
к покрытию своих расходов не только доходы
бюджета, но и дополнительные, сформированные
на заемной основе, свободные финансовые
ресурсы хозяйственных структур и средства
населения. Уникальным способом их получения
выступает государственный кредит, выражающий
отношения между государственными и многочисленными
физическими и юридическими лицами по
поводу формирования дополнительного
денежного фонда (наряду с бюджетом) в
руках государства.
От состояния в этой отрасли
кредитно-финансовой системы страны зависят
важнейшие показатели государственного
бюджета, темпы роста экономической стабилизации,
а также то, каким является положение страны
на мировой арене.
Большое внимание в последние
годы уделяется дефициту бюджета и растущему
государственному долгу. Бюджетный дефицит
- это та сумма, на которую в данный год
расходы правительства превосходят его
доходы; национальный или государственный
долг - это общая сумма накопленных положительных
сальдо бюджета за вычетом дефицитов,
имевших место в стране. В общеупотребительном
смысле термин "государственный долг"
означает совокупность обязательств государства
перед иностранными и внутренними кредиторами.
Целью данной курсовой работы
является рассмотрение государственного
кредита как экономической категории.
1. Государственный
кредит как экономическая и
финансовая категории.
1.1.
Сущность и функции государственного
кредита, отличительные особенности.
Сложная система финансов включает
в себя наряду с другими элементами и кредит,
который в воспроизводственном процессе
обеспечивает субъектов экономических
отношений (государства, юридических и
физических лиц) заемными средствами на
условиях срочности, платности, обеспеченности,
возвратности и целевого использования.
Причиной
мобилизации заемных средств выступает
наличие дефицита государственного бюджета.
При осуществлении государственных
кредитных операций внутри страны государство
обычно является заемщиком средств, а
население, предприятия и организации
- кредиторами. В сфере международных экономических
отношений государство выступает как
в роли заемщика, так и кредитора [3]. Кроме того, государство
выступает как гарант возврата займов экономическими субъектами, в деятельности которых
государство заинтересовано [6].
Кредитные ресурсы формируются
главным образом путем консолидации временно
свободных фондов денежных средств амортизационных
отчислений, сбережений граждан, накоплений
предприятий и организаций, некоторых
бюджетных и внебюджетных средств, страховых
начислений и др. Временно свободные денежные
средства привлекают для своих целей не
только хозяйствующие субъекты, но и государство.
Таким образом, кредитные отношения принимают
две формы:
Эти имеют принципиальные различия.
Особенности государственного
кредита состоят в возвратности, срочности
и платности предоставляемых взаймы средств.
Однако эти отношения нельзя смешивать
с банковским кредитом.
Отличительной чертой банковского
кредитования хозяйствующих субъектов
является производительное использование
ссудного фонда (или на цели развития социальной
инфраструктуры производственных коллективов).
Использование кредитных ресурсов как
капитала создает увеличение производимой
стоимости прибавочного продукта.
При государственном
кредите взятые взаймы денежные средства
поступают в распоряжение органов государственной
власти, превращаясь в их дополнительные
финансовые ресурсы. Они направляются,
как правило, на покрытие бюджетного
дефицита. Источником погашения государственных
займов и выплаты процентов по ним выступают
средства бюджета. Государственный
кредит выражает часть финансовых отношений
общества.
Государственный кредит представляет
отношения вторичного распределения стоимости
валового общественного продукта и части
национального богатства. В сферу государственно-кредитных
отношений попадает часть доходов и денежных
фондов, сформированных на стадии первичного
распределения - это временно свободные
средства населения, предприятий и организаций,
не предназначенные для текущего потребления.
Однако при определенных условиях население
и трудовые коллективы могут сознательно
идти на ограничение потребления. В этих
случаях источником государственного
кредита выступают средства, предназначенные
для текущего потребления или финансирования
необходимых производственных или социальных
расходов предприятий.
Дополнительные финансовые
ресурсы государства формируются за счет:
- мобилизации временно
свободных денежных средств населения,
предприятий и организаций;
- финансовых связей, обусловленных
возвратностью и платностью средств,
дополнительно мобилизованных государством.
При этом вторая сторона государственно-кредитных
отношений имеет перераспределительный
характер, так как:
- круг налогоплательщиков
не совпадает с кругом держателей
государственных ценных бумаг;
- размер вносимых в
бюджет налогов каждым владельцем
ЦБ не совпадает с величиной
получаемых им доходов от государственно-кредитных
операций.
Объективная необходимость
использования государственного
кредита на удовлетворение потребностей
общества обусловлена постоянным противоречием
между величиной этих потребностей и возможностями
государства по их удовлетворению за счет
бюджетных доходов. Регулирование экономики,
социальная политика государства, выполнение
им своих функций по обороне страны и управлению
ею требует постоянного увеличения бюджетных
расходов. Немалых средств стоит и международная
деятельность государства. Между тем доходы
государственного бюджета всегда ограничены
определенным пределом - уровнем налогообложения,
предусмотренным действующим законодательством.
Поэтому при наличии свободных денежных
ресурсов у населения, предприятий и организаций
органы власти прибегают к помощи государственного
кредита.
Возможность существования
государственного кредита вытекает из
особенностей формирования и времени
использования доходов, получаемых физическими
и юридическими лицами. У населения постоянно
образуются временно свободные денежные
средства, прежде всего в связи с неравномерным
получением доходов по найму, выплатой
гонораров, премий, отпускных, получением
наследства и т.п.
Аналогичные тенденции имеют
место и в движении денежных средств предприятий
и организаций [3].
В соответствии
с Конституцией России (ст. 71) денежно-кредитная
политика находится в ведении федерального
центра. Федеральная денежно-кредитная
политика является системообразующей
по отношению к регионам. Вместе с тем
региональная денежно-кредитная политика
имеет существенные особенности. Как часть
экономической политики Правительства
России и ЦБ РФ она представляет собой
совокупность мер по созданию условий
для стабильного функционирования региональной
экономики путем обеспечения ее кредитными
ресурсами.
Субъектами
денежно-кредитной политики на региональном
уровне являются региональные банки и
органы государственной власти. В то же
время при отсутствии полномочий в денежно-кредитной
сфере региональный уровень власти реализует
эту политику косвенно с использованием
в основном кредитно-финансовых инструментов
наряду с общефедеральными инструментами
денежно-кредитной политики.
Региональные
органы власти (Санкт-Петербург, Республика
Коми и другие субъекты РФ) используют
следующие инструменты кредитной и финансовой
политики:
- бюджет
развития;
- бюджетный
кредит;
- налоговый
кредит;
- инвестиционный
налоговый кредит: дифференцированные
ставки и налоговые льготы
банкам региональные ценные бумаги;
- государственные
гарантии банковским кредитам;
- различные
формы взаимодействия органов
власти и банков;
- ипотечное
кредитование [5].
Государственный кредит бывает
нескольких видов, что обусловлено рядом
факторов:
- кем являются кредитополучатель
и кредитор;
- причинами, по которым государство
мобилизует средства;
- местом получения кредита;
- формой оформления кредита;
- методами привлечения денежных
ресурсов и способами их возврата;
- сроками погашения государством
своих обязательств;
- степенью риска кредитора и
кредитополучателя.
В зависимости от характеристики
кредитополучателя государственный кредит
бывает централизованным
и децентрализованным. В первом случае
в качестве кредитополучателя выступают
Совет Министров и его центральный финансовый
орган (Министерство финансов), во втором
— местные органы власти.
По месту получения государственный
кредит существует в форме: внутреннего и внешнего
(рис. 1).
Рис. 1. Система источников
государственных финансов
Основная доля государственных
расходов осуществляется в национальной
валюте, поэтому преимущественное развитие
получает внутренний государственный
кредит. Но широкое международное разделение
труда, обмен технологиями и научно-техническими
идеями, оказание финансовой помощи иностранным
государствам - все это способствует интенсивному
развитию международного государственного
кредита.
Внутренний государственный
кредит может выступать в следующих формах:
- государственные займы;
- обращение части вкладов
населения в государственные
займы;