Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита как экономической категории.

Содержание

Введение
1. Государственный кредит как экономическая и финансовая категории.
1.1. Сущность и функции государственного кредита, отличительные особенности.
1.2. Управление государственным кредитом.
2. Государственный долг: состояние и проблемы.
2.1. Рынок государственных ценных бумаг.
2.2.Заёмная деятельность Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках.
2.3. Проблемы государственного долга Российской Федерации.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая государсвенный кредит без имени.docx

— 295.08 Кб (Скачать файл)

В состав государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;

2) объем основного долга по  кредитам, которые получены Российской  Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного долга по  бюджетным кредитам, полученным  Российской Федерацией;

4) объем обязательств по государственным  гарантиям, выраженным в валюте  Российской Федерации;

5) объем иных (за исключением  указанных) долговых обязательств  Российской Федерации, оплата которых  в валюте Российской Федерации  предусмотрена федеральными законами  до введения в действие настоящего  Кодекса [1].

В состав государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте;

2) объем основного долга по  кредитам, которые получены Российской  Федерацией, и обязательства по  которым выражены в иностранной  валюте, в том числе по целевым  иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные  гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств по государственным  гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте [2].

Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем позаимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный долг России как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны.

Внутренний государственный долг играет важную роль в макроэкономическом регулировании, в частности, в регулировании процентных ставок и денежного обращения. В балансах центральных банков всех стран основной актив составляют государственные ценные бумаги — один из видов государственного долга.

Центральные банки приобретают государственные ценные бумаги на вторичном рынке и, учитывая их в своих активах, отражают в пассивах денежную эмиссию, а точнее — рост денежной базы. Так происходит монетизация государственного внутреннего долга. Это означает, что именно государственный долг становится обеспечением эмитируемых денег.

Проценты по государственным займам выступают макроэкономическим регулятором экономики. Если государство привлекает в качестве займов слишком большой объем кредитных ресурсов, предлагая высокий процент, то происходит общее повышение процентных ставок. Это негативно отражается на предпринимательской деятельности [6].

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации (размещение, выплата доходов и погашение долговых обязательств) производится безвозмездно Банком России и его учреждениями за счет средств федерального бюджета. Правительство Российской Федерации может определить для обслуживания долга иной федеральный орган исполнительной власти [2].

За последние пять лет объем государственного долга субъектов Российской Федерации последовательно увеличивался,  в среднем на 25% ежегодно. К началу 2011 года его консолидированная сумма превысила 1 трлн.руб. (График 2).  При этом максимальный рост –  более 48%  пришелся на кризисный 2009 год.

По состоянию на 1  января 2011  г. государственный долг субъектов составил 1 096,0  млрд.  руб.  или 2,4%  ВВП,  в том числе государственный внешний долг субъектов – 32,0  млрд.  руб. (1,1  млрд.  долл. США)  или менее 0,1% ВВП.

 

График 2. Государственный долг субъектов Российской Федерации,  млрд. руб.

Анализ динамики показывает, что объем государственного долга, как внутреннего, так и внешнего, имеет тенденцию к росту.

В 2009-2010  гг.  внешний корпоративный долг России сократился на 

5,8 млрд. долл.США  (на 1,3%) и к середине 2011 г. составил 485,6 млрд. долл. США,  что соответствует 25%  ВВП.  По состоянию на 1  июля 2011  г.,

совокупный  (т.е.  государственный и корпоративный)  внешний долг страны

составил 532,2  млрд.  долл.  США или 28%  ВВП.  При этом международные

валютные резервы России (524,5 млрд. долл. США) на 98% покрывали объем

этого долга (График 3). [7].

 

 

 

 

 

 

 

График 3. Международные валютные резервы и внешний долг

Российской Федерации, в % к ВВП

По мнению Счетной палаты, учитывая риски, имеющиеся на мировых финансовых рынках, Правительству Российской Федерации необходимо принять меры по предотвращению наращивания консолидированного внешнего долга Российской Федерации, развитию механизмов внутреннего кредитования секторов экономики и замещению внешних заимствований внутренними.

 

 

2.3. Проблемы государственного  долга Российской Федерации.

Система государственного кредита создает систему государственных долгов, внутренних и внешних.

Система обслуживания долгов требует создания системы управления долгами.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» оно осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ. Это — одно из основных направлений государственной финансовой политики.

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

1) удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба для финансирования программ социально-экономического развития;

2) минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;

3) поддержание стабильности  и предсказуемости рынка государственного  долга;

4) достижение эффективного  и целевого использования заимствованных  средств, государственных кредитов  и гарантированных займов;

5) обеспечение своевременного  возврата государственных кредитов  и уплаты процентов по ним;

6) диверсификация долговых  обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода  и другим параметрам для удовлетворения  потребностей различных групп  инвесторов;

7) координация действий  федеральных органов, органов субъектов  Федерации и местного самоуправления  на рынке государственных долговых  обязательств.

В организационную структуру системы управления государственным долгом входят органы власти и управления РФ, выполняющие функции по управлению государственным долгом в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами. Президент Российской Федерации устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Федеральное Собрание Российской Федерации утверждает в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга. Правительство Российской Федерации определяет организационные основы системы управления государственным долгом и финансовыми активами, утверждает основные источники и условия осуществления заимствований, включая программу государственных заимствований. Министерство финансов Российской Федерации управляет в установленном порядке государственным долгом. Центральный банк Российской Федерации консультирует Минфин России по вопросам графика погашения государственного долга с учетом приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации принимает участие в анализе эффективности проектов, финансируемых за счет средств внешних заимствований [2].

Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих методов:

  1. Рефинансирование. Представляет собой погашение основного долга и процентов по нему за счет средств, полученных от размещения новых займов. Например, наша страна использовала рефинансирование при погашении задолженности по государственному 3%-ному внутреннему выигрышному займу 1966 г. По истечении срока действия этого займа облигации обменивались в течение одного года на облигации нового займа - внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.

Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

Рефинансирование долгов — это целый механизм (рис. 4).

Рефинансирование долгов — это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).

 

Рис. 4. Методы рефинансирования государственного долга

 

Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).

Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.

Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).

Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.

Займы погашаются путем проведения тиражей выигрышей (когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и нарицательная стоимость облигации), а также тиражей погашения по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов.

Выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению займов составляет основную долю расходов по управлению государственным долгом. К последним относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые другие расходы.

Государство должно заботиться об эффективности государственного кредита. Относительно полное представление об эффективности государственных кредитных операций дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита к сумме расходов, выраженное в процентах. Эффективность кредита (Э) определяется по следующей формуле:

       

 

       П - Р

Э = --------------- х100,

Р

где П – поступления,

Р - расходы по системе государственного кредита.

Однако сумма поступлений по системе государственного кредита и превышение поступлений над расходами по кредитным операциям не дают исчерпывающей характеристики их эффективности. Следует учитывать также положительное воздействие государственного кредита на состояние бюджета государства и денежного обращения, страны, укрепление доверия населения к финансовой деятельности государственных структур и в итоге на благоприятные тенденции в экономическом развитии общества.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания - отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать его значение до 25%. В нашей стране коэффициент обслуживания внешней задолженности значительно превышает допустимые пределы.

  1. Конверсия. Принятие государством решения об изменении доходности ранее выпущенных займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов. Такая операция была проведена, например, в 1990 г., когда доходность облигаций 3%-ного выигрышного займа была увеличена до 9%, а казначейских обязательств — с 5 до 10%.
  2. Консолидация. Увеличение сроков действия ранее выпущенных обязательств. Например, в 1938 г. была проведена консолидация свободно обращавшихся займов с обменом старых облигаций на новые, срок действия которых был увеличен вдвое (до 20 лет). Однако возможна и обратная операция — уменьшение срока действия государственных ценных бумаг. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.

Информация о работе Государственный кредит