Возможно совмещение консолидации
с конверсией. Такая операция была проведена,
например, в 1936 г., когда облигации семи
государственных займов, размещавшихся
среди населения по подписке с рассрочкой
платежа, были обменены на облигации нового
займа с более низкой доходностью и с увеличением
вдвое (до 20 лет) срока действия ценных
бумаг.
- Унификация. Объединение нескольких ранее
взятых на себя государством обязательств
с заменой на новые ранее выпущенных финансовых инструментов. Отсрочка погашения займа проводится
в условиях, когда дальнейшее активное
развитие операций по выпуску новых займов
не эффективно для государства. Унификация
займов была проведена в 1930 г.: одновременно
с выпуском займа "Пятилетка - в четыре
года" на его облигации обменивались
облигации займов индустриализации и
укрепления крестьянского хозяйства.
В исключительных случаях правительство
может провести обмен облигаций по регрессивному
соотношению, т.е. когда несколько ранее
выпущенных облигаций приравниваются
к одной новой облигации. Например, такой
обмен был проведен в послевоенный период
в целях изъятия из оборота облигаций
займов военного времени. Обмен облигаций по регрессивному соотношению избавляет государство от необходимости
выплачивать проценты и погашения в полноценных
деньгах по облигациям, продававшимся
государством за обесценившуюся валюту
военных лет.
- Аннулирование. Это отказ государства от уплаты
основного долга и процентов по всем ранее
выпущенным займам. Аннулирование ценных бумаг
государства может проводиться по двум
причинам. Во-первых, аннулирование государственного
долга объявляется в случае финансовой
несостоятельности государства, т.е. его
банкротства. Во-вторых, аннулирование
задолженности может явиться следствием
прихода к власти новых политических сил,
которые по определенным причинам отказываются
признать финансовые обязательства предыдущих
властей. Так, в январе 1918 г. правительство
РСФСР аннулировало все дореволюционные
внутренние и внешние займы. Советская
власть не признала финансовых обязательств
царской администрации и Временного правительства,
которые направляли заемные средства
в основном на подготовку к войне и ведение
боевых действий, а также на подавление
революционного движения.
- Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
- Новация. Соглашение между кредитором
и заемщиком о прекращении действия обязательств
и их замене другими обязательствами,
предусматривающими другие условия погашения
займов [9].
Важной составляющей управления
государственным долгом является установление
его предельного объема и предельного
объема государственных заимствований
РФ. Предельные объемы государственного
внутреннего и внешнего долга, пределы
внешних заимствований РФ на очередной
год утверждаются законом о федеральном
бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения
обязательств.
Установлено, что предельный
объем государственных внешних заимствований
РФ не должен превышать годовой объем
платежей по обслуживанию и погашению
государственного внешнего долга РФ.
Бюджетный кодекс предусматривает
случаи, когда Правительство РФ вправе
осуществлять заимствования свыше установленного
предельного их объема:
по внешним заимствованиям
— если при этом Правительство РФ осуществляет
такую реструктуризацию государственного
внешнего долга, которая приводит к снижению
расходов на его обслуживание, в рамках
установленного предельного объема государственного
внешнего долга;
по внутренним (внешним) заимствованиям
вместо внешних заимствований — если это снижает
расходы на обслуживание долга в рамках
установленного объема государственного
долга (суммы внутреннего и внешнего долга)
и иной порядок реструктуризации не предусмотрен.
Правительство РФ вправе определять
объемы, формы, срок, методы и стоимостные
условия государственных внешних заимствований
[8].
Российская Федерация не несет
ответственности по долговым обязательствам
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований, если они не были гарантированы
федеральным правительством.
Законом о федеральном бюджете
на очередной финансовый год утверждается
Программа государственных внешних заимствований.
Эта программа представляет собой перечень
внешних заимствований федерального бюджета
на очередной финансовый год с указанием
цели, источников, сроков возврата и общего
объема заимствований. В ней оговариваются
все займы и государственные гарантии,
величина которых превышает сумму, эквивалентную
10 млн. долл.
Решение об эмиссии государственных
ценных бумаг принимается соответственно
правительством в соответствии с предельными
объемами дефицита бюджета и государственного
долга, установленными в соответствии
с законом о бюджете, а также с Программой
внутренних заимствований.
В решении об эмиссии государственных
ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте
ценных бумаг, объем и условия эмиссии.
Государственной гарантией
является способ обеспечения правовых
обязательств, в силу которого Российская
Федерация как гарант дает письменное
обязательство отвечать за исполнение
лицом, получившим гарантию, его обязательств
перед третьими лицами.
Законом о федеральном бюджете
на очередной год определяется максимальный
размер суммы государственных гарантий.
Общая сумма государственных гарантий,
выраженных в рублях, включается в состав
государственного внутреннего долга.
Общая сумма государственных
гарантий, выраженных в иностранной валюте,
включается в состав государственного
внешнего долга.
В соответствии со статьей 118
Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения
не имеют права брать кредиты у кредитных
организаций. Но они обладают правом получать
ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных
фондов. Реестр задолженности государственных
унитарных предприятий ведется Казначейством.
Министерство финансов России ведет
государственные книги внутреннего и
внешнего долга Российской Федерации
(Государственная долговая
книга Российской Федерации).
Информация о долговых обязательствах
вносится в соответствующую долговую
книгу в срок, не превышающий три дня с
момента возникновения обязательства.
В Государственную долговую книгу вносятся
сведения об объемах долговых обязательств
(включая гарантии) Российской Федерации,
субъектов Федерации и муниципальных
образований по эмитированным ценным
бумагам, о дате возникновения обязательств,
формах обеспечения обязательств, об исполнении
указанных обязательств полностью или
частично, а также другая информация. Состав,
порядок и сроки представления информации
устанавливаются Правительством РФ [2].
Обслуживание госдолгов, внутренних
и внешних, включает в себя поэтапно: погашение
процентов; погашение капитальной суммы
долга и его рефинансирование в случае
необходимости.
Если условный долг государства
100тыс.ед. и представлен он из 20% годовых
(обычный процент на международном рынке
ссудных капиталов для государств — сомнительных
заемщиков) на 4 года с однолетним льготным
периодом (период, когда гасятся только
проценты), а сумма долга не гасится, то
к реальной сумме долга (100 тыс. ед.) нужно
добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых
умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания
такого долга будет выглядеть следующим
образом (рис. 5): 180тыс. ед. за 4 года.
Рис. 5. График обслуживания
госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых)
Таким образом, самая простая
схема обслуживания госдолга иллюстрирует
достаточную сложность управления им.
В связи с высокой стоимостью госдолгов
в систему управления ими включены и переговоры
по изменению условий долгов, и сам механизм
рефинансирования долга, и мониторинг
показателей объема и уровня долга, и сопоставление
их с другими показателями госфинансов
(ВВП, госбюджета и т. п.).
Одними из наиболее существенных
недостатков формирующейся в России системы
управления государственным долгом является
то, что упомянутая система:
недостаточно обеспечивает
осуществление централизованной и долгосрочной
политики в области управления государственным
долгом и государственных заимствований;
не полностью обеспечивает
предупреждение возможных финансовых
и долговых кризисов, а также принятие
оперативных мер по их преодолению;
носит фрагментарный и в ряде
случаев противоречивый характер.
В действующей системе управления
долгом отсутствуют следующие элементы:
1. Четкое законодательное
закрепление разделения компетенции
между ветвями государственной
власти в области управления
государственным долгом.
В настоящее время законодательство
Российской Федерации, регулирующее вопросы
управления государственным долгом, содержит
ряд существенных противоречий. С одной
стороны, в Бюджетном кодексе Российской
Федерации и федеральном конституционном
законе «О Правительстве Российской Федерации»
вопросы управления государственным долгом
отнесены к компетенции Правительства
Российской Федерации. С другой стороны,
законодательное утверждение программ
внешних и внутренних заимствований с
чрезмерной детализацией источников привлечения
кредитов и направлений их использования
препятствует выполнению Правительством
РФ функций по управлению государственными
заимствованиями, с точки зрения стоимости
и сроков заимствований, с целью сокращения
расходов на обслуживание долга.
2. Законодательное закрепление
полномочий Правительства Российской
Федерации по проведению полного
спектра операций в области
управления государственным долгом.
Законодательно не определено
само понятие «управление долгом» и, соответственно,
пределы полномочий Правительства Российской
Федерации в сфере выполнения этой его
функции.
В настоящее время бюджетное
законодательство регулирует в основном
вопросы заимствований и реструктуризации
государственного долга. Однако эффективная
система управления государственным долгом
должна включать в себя более значительный
набор инструментов (рыночные операции
по выкупу и досрочному погашению долга,
операции по конверсии (обмену) долга на
инвестиции, товары, ценные бумаги, другие
финансовые активы и пр.). В этой связи
необходимо разработать нормативные акты,
детализирующие полномочия Правительства
Российской Федерации и федеральных органов
исполнительной власти по проведению
вышеуказанных операций.
В настоящее время учет долговых
обязательств в значительной степени
разобщен, а единая база данных государственных
долговых обязательств отсутствует. Учет
государственных долговых обязательств
ведется различными банками-агентами
(Банк России — внутренний долг, Внешэкономбанк
— внешний долг в части облигационных
займов и долга официальных кредиторов
и других категорий долга), а также различными
департаментами Министерства финансов
Российской Федерации.
Методология учета долговых
обязательств в значительной степени
отличается в зависимости от органа и
подразделения Минфина России, осуществляющего
учет. Кроме того, методология учета в
ряде случаев отличается не только по
категории долга, но и по видам долговых
обязательств, что еще больше затрудняет
определение точного размера долга и перспективное
планирование бюджета в части обслуживания
и погашения государственного долга и
привлечения заимствований. Отсутствие
единой методологии учета государственного
долга, а также единой интегрированной
базы данных по видам долговых обязательств
ухудшает возможности по формированию
и реализации обоснованной долговой стратегии,
а также бюджетной политики в целом.
В настоящее время размеры погашения
и обслуживания долга в значительной степени
зависят от материализации рисков, связанных
со структурой государственного долга.
В связи с тем, что учет доходов
федерального бюджета осуществляется
в рублях, а платежи по внешнему долгу
производятся в иностранной валюте, государство
несет значительные риски в форме возможного
резкого изменения валютного курса рубля.
Одновременно рост валютного
курса рубля приводит к ситуации, когда
внутренние заимствования будут менее
выгодными для бюджета, чем внешние заимствования
на аналогичные сроки с учетом фактора
валютного риска (и, наоборот, в случае
падения валютного курса рубля).