Деловые игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 22:32, лекция

Краткое описание

Деловая игра - форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков. В деловой игре развертывается квазипрофессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов

Содержание

1. Понятие деловой игры;
2. Основные характеристики деловой игры;
3. Назначение деловой игры;
4. Области применения деловых игр.
5. Деловая игра как новый вид научно-технической деятельности;
6. Многоцелевой характер деловой игры;
7. Деловые игры в сферах обучения, научного исследования, проектирования, управления и др.
8. Организационно д. игры;
9. Основные характеристики организационных игр: проблемный характер решаемых ситуаций, полипрофессиональность и полипредметность, методологизированность и пр.;
10. Особенности деловых игр;
11. Особенности организационных игр;
12. Типовые области назначения и применения организационных игр.
13. Основные этапы проведения игр;
14. Методики и техники деловых игр;
15. Методики и техники организационных игр.

Вложенные файлы: 1 файл

Рабцевич лекции (1).doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

 

1. Понятие деловой  игры;

2. Основные характеристики  деловой игры;

3. Назначение деловой  игры;

4. Области применения  деловых игр.

5. Деловая игра как  новый вид научно-технической  деятельности;

6. Многоцелевой характер  деловой игры;

7. Деловые игры в сферах обучения, научного исследования, проектирования, управления и др.

8. Организационно д. игры;

9. Основные характеристики  организационных игр: проблемный  характер решаемых ситуаций, полипрофессиональность  и полипредметность, методологизированность  и пр.;

10. Особенности деловых игр;

11. Особенности  организационных игр;

12. Типовые области  назначения и применения организационных  игр.

13. Основные  этапы проведения игр;

14. Методики  и техники деловых игр;

15. Методики  и техники организационных игр.

 

  1. Концепция и метод деловой игры «мозговой штурм».
  2. Основные правила проведения экспертных оценок в деловой игре «мозговой штурм».
  3. Возможные варианты деловой игры «мозговой штурм»
  4. Перспективные направления совершенствования игр в экономике и организации труда.
  5. Стратегия поведения в играх.
  6. Ролевая структура участников игры

 

 

1 вопрос

Деловая игра - форма и метод обучения, в которой  моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Предназначена для  отработки профессиональных умений и навыков. В деловой игре развертывается квазипрофессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов [2].

 

Деловая игра —  метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989)[5].

 

Деловые игры является педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует  учебную деятельность, моделируя  управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и дает возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. При проведении, например, деловых игр учащиеся входят в роль менеджера, банкира, бухгалтера и т.д., что приближает обучение к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать постоянный высокий интерес у учащихся к содержанию курса, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки.

 

Деловая игра - это средство развития профессионального  творческого мышления, в ходе ее человек приобретает способность  анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи.

 

Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации. Достоинством деловых игр является то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры [16].

 

Деловые игры - дело совсем не шуточное. Вот уже  несколько десятилетий этот метод  активно используется во всем мире для обучения серьезных и взрослых людей. Этот метод имеет серьезные  преимущества по сравнению со многими другими методами обучения. Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того, с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, можно тренировать не только отдельных людей, но и команду. Учить быть командой[9].

 

Вопрос 2

Для типологизации  методов активного обучения обычно используют два основных критерия:

• наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности;

• наличие ролей.

Таким образом, различают неимитационные и имитационные методы обучения, а в рамках последних выделяют игровые и неигровые. Деловая игра — имитационный игровой метод активного обучения.

Важно также  отметить, что деловая игра —  это и коллективный метод обучения. В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп.

Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения.

Специфика обучающих  возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении  с традиционными играми состоит  в следующем:

1) В игре воссоздаются  основные закономерности движения  профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций. Иными словами, процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений.

2) Метод деловых  игр представляет собой не  что иное, как специально организованную  деятельность по операционализации  теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метода. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности.

Возможности деловой  игры:

• Игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;

• Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.;

• В деловой игре знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации;

• Игра позволяет формировать у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике;

• Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.)

 

Вопрос 3

Деловая игра наряду с другими методами обучения служит накоплению управленческого опыта, близко к реальному, и по существу заменяет опыт лабораторным, причем с  помощью деловых игр это удается  сделать несколько лучше, чем при других методах познания. Игра, во-первых, достаточно реально имитирует существующую действительность; во-вторых, создает динамичные организационные модели; в-третьих, более интенсивно побуждает к решению намеченных целей.

Деловые игры в области обучения управленческим навыкам направлены на получение более обширного опыта по принятию решений в учебных лабораториях.

Элементы риска, вводимые в деловые игры, дают возможность  принимать решения в условиях недостаточной информации и производственной напряженности, что позволяет студенту, будущему менеджеру, принимать управленческие решения ( часто рискованные ) в моделируемых производственных ситуациях и накапливать умения и навыки управленческой деятельности без ущерба для реального производства в будущем. Такой опыт позволит будущему специалисту в реальной обстановке, при необходимости, принимать эффективные решения с минимальными потерями.

Другим назначением  деловых игр является научное  исследование. Если в основе игры лежит  имитация производственных ситуаций, то при их адекватности реальным условиям метод становится удобным научным инструментом.

Прежде всего  с помощью деловых игровых  имитаций можно осуществлять поисковые  эксперименты, то есть исследовать  производственные взаимосвязи путем варьирования соответствующих переменных имитационной модели в исследуемой области. Экспериментирование с производственными процессами возможно и на других имитационных моделях (например, при статическом моделировании на ПЭВМ), однако только в деловых играх исследуемыми элементами могут быть люди – работники производства. Участие людей в имитационных системах позволяет производить не только производственные эксперименты, но и социально-экономические и организационно-психологические.

Многие процессы в управлении производством носят качественный характер, а потому не отражаются в статистических данных. Восполнить этот недостаток в какой-то мере могут деловые игры. Направлениями исследований могут стать, например, отношения руководителей и исполнителей, групп и производственных подразделений относительно стимулов, интересов и целей в системе управления.

С помощью игровых  имитаций отрабатываются системы экономического и материального стимулирования на предприятиях.

Будущий менеджер может наблюдать за психологическим поведением лиц, принимающих решение, в зависимости от того, коллективно или индивидуально протекает этот процесс. Здесь же, в лабораторных условиях, можно определить стиль руководства и его влияние на конечные результаты.

Воспитание  деловых качеств на основе игровых имитаций – важная сторона использования игр при подготовке будущих специалистов. Ситуации, разыгрываемые в деловой игре, развивают способности руководителей, или выступающих в из "роли" студентов, оперативно осмысливать и оперативно реагировать на них, принимая правильные, эффективные решения. Именно эти качества выдвигаются сегодня на одно их первых мест в комплексе требований подготовки и обучения менеджеров.

 

 

Вопрос 4

Диапазон применения деловых игр очень обширен. Однако можно выделить четыре основные области (направления, сферы) использования деловых игр:

- для принятия  решений в производственно-хозяйственных  ситуациях, особенно при необходимости  учета многочисленных факторов, не все из которых могут  быть однозначно количественно  определены;

- в научных  исследованиях, когда определенные  проблемы, гипотезы и теоретические  положения изучаются и анализируются  методом игрового моделирования;

- при отборе  рациональных вариантов проектных  решений уточнять подлежащие  проработке организационные проблемы (проектные игры);

- при обучении  студентов в вузах и учащихся  в средних специальных учебных  заведениях, а также при обучении  и отборе хозяйственных руководителей,  особенно при повышении их  квалификации в институтах (факультетах).

В соответствии с целями использования деловые игры могут выполнять разные функции: производственные, учебные и исследовательские. В настоящее время широкое развитие получают производственные деловые игры. Цель таких игр состоит в том, чтобы отработать, например, систему управления на предприятии, выработать организационный механизм внедрения новых методов хозяйствования, спрогнозировать дальнейшее развитие предприятия и др. Комплектование участников производственной деловой игры имеет свои особенности, так как в данном случае в состав группы или групп включаются непосредственные участники разработки и внедрения данной проблемы. Такой подход позволяет в учебных условиях смоделировать все процессы, происходящие по данной проблеме, рассмотреть различные варианты ее разрешения, отработать организационный и экономический механизм, необходимую нормативную и методическую документацию, определить наиболее эффективные пути достижения поставленной цели.

Каждый участник производственной деловой игры выступает  в ней в рамках той должности, которую он выполняет в структуре управления. Здесь мы видим прямой эффект повышения квалификации, когда полученные знания, умения и навыки непосредственно переносятся на практическую деятельность. Такая подготовка руководителей и специалистов позволяет резко сократить время разработки и внедрения конкретной проблемы в рамках предприятия и существенно повысить качество реализации проблемы. Производственные игры широко применяются на предприятиях для краткосрочного повышения квалификации, связанного с разработкой и внедрением нововведений, в соответствии с целями и задачами функционирования предприятия на определенный плановый период.

Информация о работе Деловые игры