Демографическая политика государства и семьи в стратегии устойчивого человеческого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬЮ ЯВЛЯЕТСЯ: Исследование демографической ситуации в стране и мер по ее стабилизации.
Для реализации цели в работе решены следующие задачи:
проведен анализ современной демографической ситуации и демографической истории, а так же стадий ее перехода;
проведен анализ факторов, влияющих на демографическую ситуацию в Республике Беларусь;
выявлены проблемы демографической ситуации в стране;
рассмотрены меры по выходу страны из демографического кризиса;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..5
1. Трансформация белорусского социума……………………………………6
2. Современная демографическая ситуация в Республике Беларусь……..14
2.1. Численность населения Беларуси………………………………………...14
2.2. Факторы, влияющие на состояние демографической
ситуации в стране……………………………………………………………….15
2.2.1. Курение……………………………………………………………………15
2.2.2. Алкоголизм и пьянство…………………………………………………..15
2.2.3. Наркомания……………………………………………………………….16
2.2.4. Избыточный вес…………………………………………………………..17
2.2.5. Экологические факторы……………………………………………….....17
2.2.6. Бесплодие………………………………………………………………....17
2.2.7. Причина смертности – новообразования………………………………..18
2.2.8. Травматизм………………………………………………………………...18
2.2.9. Младенческая смертность………………………………………………..19
2.3. Возрастные группы…………………………………………………….....19
2.4. Миграция населения………………………………………………………20
2.5. Браки и разводы…………………………………………………………...21
2.6. Уровень жизни населения………………………………………………...21
3. Демографическая политика государства ………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников…………………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

Демогр. пол. к.р.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

33

загрязнение окружающей среды. Финансовые средства поступают в фонды охраны природы. Благодаря этому удается последовательно решать сложнейшие экологические проблемы, особенно в области очистки сточных вод. Актуальной остается проблема охраны и рационального использования водных ресурсов. Здесь основное внимание уделяется предотвращению сброса в водоемы недостаточно очищенных сточных вод. Если в 1995 году сбрасывалось 64 млн. м³ загрязненных сточных вод, то в 2005-м – всего 10 млн. м³. Только за 2001–2005 годы с помощью введения дополнительных мощностей очистных сооружений сброс недостаточно очищенных сточных вод уменьшился на 60%.

Один из приоритетов природоохранной  деятельности – сохранение биологического разнообразия. Площадь природоохранных территорий в Беларуси превышает 8% от общей площади республики. В последние годы проводится большая работа по охране природных богатств, разработаны и реализуются новые экологические инициативы: благоустройство и наведение порядка на земле, утилизация бытовых и производственных отходов по современным технологиям. В стране осуществляются мероприятия по сохранению озонового слоя. В ноябре 2005 года Беларусь стала участницей Киотского протокола к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата. Значительно сокращены объемы ввоза в республику и использования озоноразрушающих веществ. В планах на ближайшую перспективу – разработка отраслевых программ замены и перевода оборудования на озонобезопасные технологии.

В результате принимаемых  государством мер поддерживается стабильная экологическая ситуация в условиях динамичного развития экономики. Несмотря на значительный рост промышленного производства и количества транспорта, увеличения уровней загрязнения окружающей среды не произошло. По некоторым параметрам воздух городов Беларуси       чище,

34

чем городов Европы, США  и России.

Приняты новые республиканские  стандарты на бензин и дизельное  топливо с улучшенными экологическими характеристиками. Введены ограничения  на ввоз устаревших автомобилей. Ведутся  работы по реконструкции нефтеперерабатывающих предприятий страны, и к 2009 году весь объем выпускаемых ими бензинов и дизельного топлива будет соответствовать нормам, применяемым в Евросоюзе.

Весомые результаты достигнуты и в наведении порядка на земле, благоустройстве территорий населенных пунктов. Создается европейская система утилизации коммунальных отходов, построены 4 крупных завода по переработке вторсырья.

В настоящее время  основной задачей в природоохранной  деятельности является совершенствование  законодательства в целях создания действенного правового механизма реализации гражданами Республики Беларусь конституционного права на благоприятную окружающую среду.

Нельзя недооценивать  и такой компонент безопасности страны в сфере охраны окружающей среды, как экологическая культура населения. Негативно сказывается на состоянии окружающей среды преобладание у людей потребительской психологии по отношению к природе. Задача в данной области: формирование у населения бережного отношения к природе, введение экологического воспитания в систему образования.

Эффективное и плодотворное сотрудничество государства и общества позволяет сохранять целостность  природных экосистем, улучшать условия  проживания и состояние здоровья жителей республики, а также обеспечивает экологическую безопасность нынешнего и будущих поколений. [14, с.1 ]

 

 

 

35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Необходимость проведения демографической политики – воздействие государства на процессы рождаемости – признана практически всеми странами мира, независимо от ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.

В данной курсовой работе мною были рассмотрены: закономерности явлений и процессов, из которых в совокупности складывается процесс воспроизводства населения (рождаемость и смертность), половозрастную и брачно-семейную структуру населения, их зависимость от условий жизни, особенностей культуры, факторов природной среды и другие; а так же меры государства, направленные на выход страны из демографического кризиса (стабилизацию численности населения и формирование предпосылок последующего демографического роста).

     Цивилизованное  общество заинтересовано в дееспособности  семьи, а поэтому во все времена  оно не оставалось безразличным  к кризисным ситуациям и проблемам, постигавшим те или иные семьи, так как семья – первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

     Демографическая ситуация в Республике Беларусь является вопросом государственной важности и находится под пристальным вниманием Президента и Правительства. В связи с этим  государство принимает все

36

меры для улучшения  демографической ситуации в стране, реализация которых уже приносит положительный результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

     1 Алехнович, О.В. Кризисная ситуация в семье как социальная проблема/ О.В.Алехнович // Научно-популярный и литературно-художественный журнал октябрь 2008.-№ 5(36).

     2 Бабосов, Е.М. Беларусь перед демографическими вызовами 21 в. // Социология. – 2007. - № 3.

     3 Базылева, М.Н. Экономическая теория : учеб. пособие /М.Н. Базылева, Н.И.Базылев.- Минск: Соврем. шк., 2008.-640 с.

     4 Боярский, А.Я. Курс демографии : учеб. пособие /А.Я. Боярский, Д.И. Валентей, А.Г. Вишневский и др.; Под ред. проф. А.Я. Боярского.-3-е изд., перераб.  и доп.- М.: Финансы и статистика, 1985.-391с.

     5 Ванкевич, Е. Кого ждут вакансии? // Беларуская думка. – 2008. № 7.

     6 Лемешевский, И.М.  Макроэкономика: соц.-экон. Аспект: курс лекций / И.М.Лемешевский. -2-е изд. перераб. и доп. –Минск: ФУАинформ, 2006.-544с.

     7 Конституция Республики Беларусь от 27.11.1996 г.

     8 Манжикова, Н.С. Семья для человека или человек для семьи? // Семья и школа. -2008. - № 8.

     9 Мега-, мета-, макроэкономика: Курс лекций / П.Г. ,Никитенко, Э.А. Лутохина, В.В. Козловский и др.; под общ. ред. д-ра экон. Наук, проф. Э.А. Лутохиной. – Мн.: НО ООО «БИП-С», 2002.-270с.

    10 Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь.

    11 О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь о демографической безопасности Республики Беларусь от 04 янв.2002 г. № 80-3: текст по состоянию на 14 июл.2008 г.12 О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь об образовании

38

 от 29 окт. 1991 г. №  1202-12 : текст по состоянию на 06 авг. 2004 г.

     13 О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь о здравоохранении 2002 г. : текст по состоянию на 14 июл. 2008 г.

     14 О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения 2000 г. : текст по состоянию на 14 июл. 2008 г.

     15 Охремук, Л. Жизнь бесценна..//  Заря.-2008. – 12 июля. –С. 6. М 197.

     16 Привалова, Н.Н. Влияние текущих демографических тенденций на формирование трудового потенциала Беларуси // Экономический бюллетень НИЭИ М-ва экономики Республики Беларусь. – 2008. - №7.

     17 Рубин, Я.И. Главный фактор обретения демографического здоровья // Белорусский экономический журнал. – 2008. № 2.

     18 Статистический сборник: Устремленность в будущее Беларусь 1995-2005,

 Министерство статистки  и анализа РБ, Минск 2006.

     19 Толкачев, В. Помоги себе сам // Беларуская думка. – 2008. - № 7.

     20 Шахотько, Л.П. Комплексная оценка демографической ситуации в Республике Беларусь с позиции обеспечения устойчивого экономического роста // Социология. – 2007. - № 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39


Информация о работе Демографическая политика государства и семьи в стратегии устойчивого человеческого развития