Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 16:56, курсовая работа
Краткое описание
Задачи работы: изучить сущность денежно-кредитной системы, её цели и инструменты; исследовать денежно-кредитную политику Республики Беларусь на различных этапах ее развития; обозначить пути совершенствования денежно кредитной политики Республики Беларусь определить взаимосвязь между денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютной политикой.
Содержание
Введение 7 1 Денежно-кредитная политика государства: определение, типы и инструменты проведения 7 1.1 Денежно – кредитная политика: сущность, цели и инструменты, модели проведения денежно-кредитной политики: кейнсианский и монетаристский подходы 7 1.2 Взаимосвязь денежно – кредитной политики с бюджетно-налоговой и валютной политикой 20 1.3 Анализ денежно – кредитной политики, проводимой в Республике Беларусь на каждом из этапов её социально – экономического развития 24 1.4 Основные направления совершенствования денежно – кредитной политики в Республике Беларусь 30 2. Комплексное практическое задание. Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики с использованием модели IS-LM 34 2.1. Комплексное практическое задание 2.1.1 Система национальных счетов. 35 2.1.2 Расчет основных макроэкономических показателей. 37 2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели IS-LM 37 Заключение 55 Список использованных источников
Национальная экономика Беларуси,
в настоящее время, характеризуется как
развивающаяся. Реализовано значительное
число мероприятий для того, чтобы создать
все необходимые условия для развития
рыночных отношений. Однако, несмотря
на значительную проделанную работу, действующий
механизм регулирования экономики не
может самостоятельно решать проблемы
возникающие в отдельных отраслях или
производствах.
Таки образом возникает необходимость
государственного вмешательства в экономику
страны. Одним из инструментов государственного
регулирования является денежно-кредитная
политика. Разработкой денежно-кредитной
политики в Республике Беларусь занимается
Национальный банк Республики Беларусь
совместно с Правительством страны. Эффективность
данной политики во многом зависит от
выбранных методов денежно-кредитного
регулирования, при этом целесообразно
использовать опыт зарубежных стран в
данной области.
Главной целью денежно-кредитной
политики является содействие экономике
в достижении такого уровня производства,
который характеризуется полной занятостью
и отсутствием инфляции.
Актуальность выбранной темы
состоит в том, что целью денежно-кредитной
политика является контролирование Центральным
банком предложения денег путём воздействия
на денежную базу, а также на мультипликатор
с целью стабилизации совокупного объёма
производства, занятости и уровня цен.
Другими словами, денежно-кредитная политика
вызывает увеличение денежного предложения
во время спада для поощрения расходов,
а во время инфляции, наоборот, ограничивает
предложение денег для ограничения расходов.
Объектом исследования курсовой
работы является денежно-кредитная политика
Республики Беларусь.
Предметом исследования представляет
собой пути совершенствования денежно-кредитной
политика.
Цель данной работы - сделать
обобщение изученной литературы по соответствующей
проблеме, провести анализ фактических
данных, отражающих состояние денежно-кредитной
политики государства, исследовать её
инструменты и сформулировать выводы
и предложения по рассматриваемому вопросу.
Для достижения поставленной
цели предполагается решить следующие
задачи:
изучить сущность денежно-кредитной
системы, её цели и инструменты;
исследовать денежно-кредитную
политику Республики Беларусь на различных
этапах ее развития;
обозначить пути совершенствования
денежно кредитной политики Республики
Беларусь
определить взаимосвязь между
денежно-кредитной, бюджетно-налоговой
и валютной политикой.
Для решения поставленных
задач при подготовке курсовой
работы были использованы нормативные
акты Республики Беларусь, научная
литература, материалы периодических
изданий, официальные документы
по итогам развития денежно-кредитной
политики.
1.
Денежно-кредитная политика государства:
определение, типы и инструменты проведения
1.1 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ
ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ.
МОДЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ: КЕЙНСИАНСКИЙ И МОНЕТАРИСТСКИЙ
ПОДХОДЫ
Денежно-кредитная политика
является составной частью единой государственной
экономической политики, которая также
включает социальную, внешнеэкономическую,
налоговую, бюджетную политику и должна
предусматривать меры по решению проблем
в каждом из блоков. Денежно-кредитная
политика будет эффективной только в том
случае, если согласованно будут работать
все составные части единой государственной
экономической политики.
Денежно-кредитная политика
является составной частью единой государственной
экономической политики, которая также
включает социальную, внешнеэкономическую,
налоговую, бюджетную политику и должна
предусматривать меры по решению проблем
в каждом из блоков. Денежно-кредитная
политика будет эффективной только в том
случае, если согласованно будут работать
все составные части единой государственной
экономической политики.
Систему денежно-кредитной
политики можно рассматривать как совокупность
составных элементов: объектов, субъектов,
целей и инструментов. Объектом в системе
денежно-кредитной политики выступают
денежные средства (финансовые активы),
обеспечивающие воспроизводство товаров
и неденежных услуг и характеризуемые
комплексом количественных и качественных
показателей: объем, форма, направления
движения. Субъектами денежно-кредитной
политики являются государственные структуры,
которые уполномочены в соответствии
с законодательством страны осуществлять
государственное регулирование денежных
потоков и деятельности институтов денежно-кредитного
сектора. Основным проводником денежно-кредитной
политики является центральный банк страны,
кроме него со стороны государства участвуют:
Министерство финансов, основная задача
которого – регулирование значительных
денежных средств при формировании и использовании
государственного бюджета, а также общеэкономические
органы (например, Министерство экономики).
В зависимости от выбора
центральным банком промежуточной цели
различают следующие виды денежно-кредитной
политики: гибкая, жесткая и эластичная.
В современных условиях центральные
банки как органы, осуществляющие денежно-кредитное
регулирование, имеют широкие возможности
воздействовать на экономические процессы.
Такое воздействие осуществляется путем
проведения денежно-кредитной политики
двух типов: рестрикционной и экспансионистской.
Пусть руководство Центрального
Банка принимает решение, что для стимулирования
совокупного спроса необходимо увеличить
предложение денег. В этом случае он должен
добиться роста избыточных резервов, для
чего он предпринимает следующее:
Покупка ценных бумаг. Покупая
ценные бумаги на открытом рынке, ЦБ может
увеличить резервы коммерческих банков.
Снижение резервной нормы. Снизив
резервную норму, ЦБ добивается того, что
обязательные резервы автоматически переводятся в избыточные, а величина денежного мультипликатора возрастает.
Снижение учетной ставки. Снизив
учетную ставку, центральный банк может
стимулировать коммерческие банки увеличивать
свои резервы через заимствование у него.
Такой набор действий называют
политикой «дешевых» денег (или экспансионистской
денежно-кредитной политикой). Ее задача
– удешевление кредита и облегчение доступа
к нему с целью увеличения спроса, объема
продукции и занятости.
Пусть ситуация является другой,
и излишние расходы приводят экономику
к инфляции. В этом случае ЦБ пытается
сократить совокупный спрос путем ограничения
предложения денег, что означает сокращений
резервов коммерческих банков. Центральный
банк совершает следующие действия:
Продажа ценных бумаг. Продавая
ценные бумаги на открытом рынке, центральный
банк снижает резервы коммерческих банков.
Повышение резервной нормы.
Увеличение резервной нормы автоматически
лишает коммерческие банки избыточных
резервов и уменьшает величину денежного
мультипликатора.
Повышение учетной ставки. Рост
учетной ставки ослабляет интерес коммерческих
банков к наращиванию своих резервов через
заимствование у центрального банка.
Такой набор мер получил название
политики «дорогих» денег (сдерживающей
и рестрикционной денежно-кредитной политики).
Ее цель – сократить расходы и контролировать
инфляцию путем ограничения денежной
массы.
Таким образом, центральный
банк всегда выбирает тот или иной тип
денежно-кредитной политики, исходя из
состояния экономики страны.
Механизм влияния денежно-кредитной
политики на состояние экономики достаточно
сложен, поэтому, центральные банки, в
процессе принятия решений относительно
денежно-кредитной политики рассматривают
две группы показателей: конечные и промежуточные
цели.
Конечные цели денежно-кредитной
политики – это глобальные макроэкономические
цели, которые являются постоянными для
экономики всех стран с рыночной экономикой.
Современные экономисты сводят конечные
цели к достижению ориентиров так называемого
«магического четырехугольника»:
стабилизация уровня цен (процент
инфляции);
достижение полной занятости
(процент безработицы);
равновесный и стабильный экономический
рост (прирост ВВП);
Невозможно одновременно достичь
всех целей, потому что некоторые из них
согласуются между собой, другие же находятся
в состоянии противоречия. Например, обеспечение
высоких, устойчивых темпов экономического
роста обязательно приведет к повышению
уровня занятости. Вместе с тем действия,
направленные на стабилизацию уровня
цен, могут сопровождаться увеличением
безработицы. Поэтому необходимо установить
иерархию целей монетарной политики, учитывая,
что приоритет, как правило, отдается поддержанию
стабильного уровня цен.
Особенность денежно-кредитного
регулирования состоит в том, что центральный
банк не в состоянии напрямую влиять на
объем выпуска, уровень занятости, но может
способствовать достижению конечных целей,
воздействуя на определенные параметры
денежно-кредитной сферы, которые непосредственно
связаны с реальным сектором экономики.
Именно они являются промежуточными целями
денежно-кредитной политики. Центральный
банк определяет конкретные значения
параметров, контролируя их в процессе
реализации монетарной политики.
Выделяют следующие критерии
выбора промежуточной цели:
Измеримость, то есть должна
существовать переменная, которую можно
быстро и точно рассчитать, чтобы дать
возможность банку оперативно получать
информацию о ее состоянии.
Управляемость. Для того чтобы
экономическая переменная оказалось
полезной, став промежуточной целью, система
денежно кредитной политики должна иметь
возможность влиять на величину этой переменной.
Более того, необходима устойчивая и доступная
для анализа и прогноза зависимость между
инструментами денежно-кредитной политики
и выбранной промежуточной переменной,
чтобы можно было осуществлять контроль
над ее величиной и достигать нужного
значения этой переменной.
Согласованность с конечными
целями денежно-кредитной политики. Если
конечными целями являются стабилизация
реального объема производства и уровня
цен, тогда органы денежно-кредитного
регулирования, предположительно, будут
рассматривать другие экономические цели
в качестве второстепенных по отношению
к параметрам основных целей.
Своевременность. Достоверная
информация о промежуточной цели должна
своевременно поступать в систему денежно-кредитного
регулирования.
Предсказуемость влияния на
конечные цели денежно-кредитной политики.
Монетарная цель должна иметь наиболее
четкую связь с избранными конечными экономическими
целями.
Промежуточные цели являются
более конкретными и доступными. Основные
из них – денежная масса (предложение
денег) и процентная ставка. Также в качестве
промежуточных целей могут выступать:
обменный курс национальной валюты, разница
между долгосрочными и краткосрочными
ставками процента. Индексы товарных цен,
объем кредита. И денежная масса, и процентная
ставка при использовании их в качестве
промежуточных целей имеют свои преимущества
и недостатки. Проблема заключается
в выборе центральным банком одной их
них, так как не в состоянии одновременно
достичь двух автономно поставленных
целей, потому что, согласно кривой функции
спроса на деньги, каждой ставке процента
соответствует определенная величина
денежной массы, и наоборот.
Необходимость постановки промежуточных
целей объясняется следующими обстоятельствами:
Конечные цели (например, платежный
баланс или совокупный национальный продукт)
измеряются периодически, с большим
отставанием от момента применения того
или иного инструмента денежно-кредитной политики;
На передачу импульсов денежно-кредитной
политики к ее конечным целям требуется
время, что затрудняет оценку эффективности денежно-кредитной политики по ее конечным результатам (целям).
Для того чтобы приступить к
достижению промежуточных целей, центральному
банку необходимо установить тактические
цели. Ими обычно являются денежная база,
денежные агрегаты, межбанковская процентная
ставка или ставка процента по государственным
ценным бумагам. Тактическая цель обычно
определяется в соответствии с промежуточной.
Допустим, если в качестве промежуточной
цели была выбрана денежная масса, центральный
банк может избрать тактической целью
денежную базу или конкретный денежный
агрегат. Если же банк намерен регулировать
процентную ставку, то тактической целью
следует выбрать межбанковскую ставку
процента.
Итак, центральный банк ставит
перед денежно-кредитной политикой комплекс
целей, контроль за которыми позволяет
ему оперативно отслеживать правильность
выбранной политики, изменять ее в нужном
направлении, которое определяется планируемыми
конечными результатами. Важно отметить,
что центральный банк не придерживается
однажды выбранных целей, он может изменять
их в зависимости от состояния экономики
и стоящих перед обществом задач.
Эффективность денежно-кредитной
политики во многом зависит от выбора
инструментов (методов) денежно-кредитного
регулирования.