Денежно-кредитная политика в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 00:58, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно- кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Содержание

Введение ........................................................................................... ..........................3
1 Теоретические основы денежно-кредитной политики..............................................5
Классическая концепция реализации денежно-кредитной политики...............5
Кейнсианская концепция реализации денежно-кредитной политики...............8
Монетарная концепция реализации денежно-кредитной политики..................12
Инструменты денежно-кредитной политики..........................................................15

Операции на открытом рынке....... ......................................................................15
Регулирование резервной нормы и учетной ставки............................................22
Политика «дорогих» и «дешевых денег».............................................................24
3 Денежно-кредитная политика в Украине....................................................................26
3.1 Первые этапы становления денежно-кредитной системы Украины.................26
3.2 Развитие денежно-кредитной системы Украины............................................28
3.3Реализация денежно-кредитной политики в Украине на современном этапе............................................................................................................................30
Вывод.........................................................................................................................35
Список литературы..........................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач(макро).docx

— 81.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение ........................................................................................... ..........................3

1 Теоретические  основы денежно-кредитной политики..............................................5

    1. Классическая концепция реализации денежно-кредитной политики...............5
    2. Кейнсианская концепция реализации денежно-кредитной политики...............8
    3. Монетарная концепция реализации денежно-кредитной политики..................12
  1. Инструменты денежно-кредитной политики..........................................................15

 

    1. Операции на открытом рынке.......  ......................................................................15
    2. Регулирование резервной нормы и учетной ставки............................................22
    3. Политика «дорогих» и «дешевых денег».............................................................24

3 Денежно-кредитная  политика в Украине....................................................................26

3.1 Первые  этапы становления денежно-кредитной системы Украины.................26

3.2 Развитие денежно-кредитной системы Украины............................................28

3.3Реализация  денежно-кредитной политики в Украине на современном этапе............................................................................................................................30

Вывод.........................................................................................................................35

Список  литературы....................................................................................................38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для того чтобы раскрыть актуальность, мною выбранной темы, «Кредитно-денежная политика государства», первоначально мне нужно раскрыть историю появления этой политики в Украине, а затем мне придется выяснить задачи этой политики, её цели, инструменты и направления её совершенствования.

Денежно-кредитная политика в Украине прошла сложный, противоречивый путь развития. Её цели, методы и инструменты  не всегда выделялись достаточно четко  и удачливо, часто использовались, так сказать, на ходу, под давлением  непредвиденных обстоятельств и  изменялись на противоположные. Можно  выделить два основных этапа в  денежно-кредитной политике: стартовый (1991-1993) и этап макроэкономической стабилизации (1994-1996).

Не анализируя конкретных причин и последствий изменения  переходной стратегии, можно выделить то, что стратегия «Украинского пути»  выделяла экономическую тактику  и политику фактически до октября 1994 г., и на её основе и раде определения  ею целей долгое время формировалась  денежно-кредитная политика Национального  банка Украины. На протяжении 1991-1993г., денежно-кредитная политика упорядочивалась  требованиям обеспечения экономической  стабильности как предотвращение развала  производственного потенциала, разрушенному спаду производства, уменьшению занятости  населения и снижению его жизненного уровня. Для достижения этого применялись  методы с арсенала командно-административной экономики — дефицитное финансирование, льготное кредитование, централизованное распределение финансовых средств, прямое вмешательство в ценообразование, и в кредитный процесс.

Главной целью  денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно- кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Объективная возможность государственной экономической политики  появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях государственная экономическая политика является составной частью процесса воспроизводства. Она решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрении прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственной экономической политики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Теоретические основы денежно-кредитной политики

1.1 Классическая концепция реализации денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная  политика в промышленно развитых странах рассматривается как  инструмент “тонкой настройки” экономической  конъюнктуры, как оперативное и  гибкое дополнение бюджетной политики. Сложившаяся мировая практика показывает, что через денежно-кредитную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь – на потребительский  и инвестиционный спрос.  Отрицательные  моменты денежно-кредитной политики заключаются в том, что она  оказывает лишь косвенное влияние  на коммерческие банки с целью  регулирования динамики предложения  денег и, соответственно, не может  напрямую заставить их сократить  или расширить кредиты. Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся  полной занятостью и отсутствием  инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного  предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости  и уровня цен.  Осуществляя денежно-кредитную  политику, ЦБ, воздействуя на кредитную  деятельность коммерческих банков и  направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного  обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким  образом, воздействие на кредит позволяет  достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства  в целом.  С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится  смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны. Денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что ЦБ либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. [1]

Нужно отметить, что данную тему стоит рассмотреть на примере ее изучения трех школ. Начнем с классической концепции реализации денежно-кредитной политики. Экономисты классической (неоклассической) школы последней трети XIX - начала XX в. свято верили в эффективную саморегулирующуюся и саморазвивающуюся рыночную экономику, отрицали необходимость широкомасштабного государственного вмешательства в экономические процессы, а деньги рассматривали лишь как оболочку для номинального выражения реальных величин, таких, как выпуск продукции, доходы, инвестиции и пр. Они считали, что реальный объем производства определяется имеющимися у общества основными факторами производства: трудовыми ресурсами, производственными мощностями, природными ресурсами, т. е. факторами, изменяющимися лишь в долгосрочном периоде. В частности, многие экономисты этой школы полагали, что объем производства и скорость обращения денег имеют тенденцию стремиться к естественному уровню и не зависят от воздействия денег и денежной политики. Изменение количества денег в экономике способно оказать влияние лишь на уровень внутренних цен. Придерживаясь количественной теории денег, существенный вклад в модернизацию которой внес видный представитель математической школы И. Фишер (1867 - 1947 гг.). В экономической теории хорошо известно математическое уравнение обмена И. Фишера MV = PQ, где М - количество денег в обращении. V- скорость обращения денег, Р - уровень цены. Q - уровень реального объема производства. В этом уравнении MV характеризует предложение денег в экономике, PQ - спрос на деньги. Неоклассики доказывали, что пропорциональное изменение номинального количества денег вызовет лишь пропорциональное изменение абсолютного уровня цен. Поэтому они делали вывод о неэффективности денежной политики и призывали правительство заботиться, прежде всего, о сбалансированном государственном бюджете, не допуская его дефицита.[]

Мировой экономический  коллапс 1929--1933 гг. поставил под сомнение основные положения неоклассической  теории, которая фактически исключала  возможность затяжных кризисов и  вынужденной безработицы в рыночной экономике. Он обнаружил также, что  классическая количественная теория денег  и цен, оперирующая на долгосрочных временных интервалах, оказалась  неспособной разрешить проблемы, вызванные кризисом. Для борьбы с  безработицей правительства США. Англии и  других развитых государств стали  использовать меры государственного регулирования, не вписывающиеся в ортодоксальную неоклассическую доктрину. Классическая концепция кредитно- денежной политики может быть представлена исследованиями М. Фридмана и А. Шварца, в которых анализировались взаимосвязи денежного предложения и реальных циклов в экономике. Они доказывали на эмпирических моделях путем корреляционного анализа особенности взаимосвязи денег и реального объема производства. Классики своей главной мишенью выбрали непосредственное воздействие на денежную массу. Денежное правило Фридмана гласит, заданный рост денежной массы определяет, при прочих равных условиях, пропорциональный рост цен.  «Денежное правило»- ограничитель спроса на деньги, сдерживающий использование печатного станка для покрытие государственных расходов. Практика применения этой политики подсказала необходимость учета не только роста ВНП, но и снижение скорости оборота денег обусловленного ростом производных финансовых инструментов.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Кейнсианская концепция реализации денежно-кредитной политики

Если классики своей главной  мишенью выбрали непосредственное воздействие на денежную массу, то кейнсианское направление главным инструментом маневрирования считает процентную ставку, при помощи которой можно  уменьшать, или увеличивать инвестиции.

Наиболее известным теоретическим  обоснованием широкомасштабного государственного вмешательства в рыночную экономику  стала книга Дж. Кейнса "Общая  теория занятости, процента и денег" (1936 г.). Кейнс произвел настоящую революцию в .макроэкономике, радикально изменившую взгляды экономистов и правительства на деловые циклы и экономическую политику. Новая экономическая теория исходила из того, что современная рыночная экономика, автоматически стремясь к равновесию, может попасть в состояние равенства совокупного спроса и совокупного предложения, при котором фактический выпуск продукции оказывается гораздо ниже потенциального и значительная часть рабочей силы состоит из вынужденно безработных.

В отличие от классиков Дж. Кейнс  считал, что экономика надолго  может "застрять" в ситуации низкого  выпуска и хронической безработицы, поскольку вследствие негибкости цен и заработной платы отсутствует механизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость населения и обеспечивалось полное использование производственных мощностей.[1]

Причину попадания  экономики в ловушку равновесия в условиях неполной занятости населения Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что правительство может воздействовать на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса. В кейнсианской теории совокупного спроса решающее значение отводится инвестиционному спросу. Колебания в инвестициях вследствие действия эффекта мультипликатора вызовут большие изменения в производстве и занятости. Среди важнейших факторов, определяющих уровень инвестиций в экономике, Дж. Кейнс выделяет процентную ставку, поскольку последняя представляет собой затраты получения займа для финансирования инвестиционных проектов. Рост % ставки при прочих равных условиях будет уменьшать уровень планируемых инвестиций, а ,следовательно, будут падать объем производства и занятость. Цепь функциональных зависимостей можно выразить следующим образом: рост денежной массы вызывает падение процентной ставки, это приводит к росту инвестиций, а, следовательно, выгоды и занятости. Кейнс рассматривал влияние ставки % на инвестиционную политику как рычаг, посредством которого условия денежного обращения воздействуют на экономику в целом. Вот почему анализ денежного рынка, где в результате взаимодействия спроса и предложения денег устанавливается процентная ставка, является важной составной частью кейнсианской теории. Раскрывая механизм изменения процентной ставки, Дж. Кейнс отверг классическую количественную теорию спроса на деньги и представил свою точку зрения, согласно которой деньги - один из видов богатства, а желание хозяйствующих субъектов хранить часть активов в форме денег определяется так называемым предпочтением ликвидности. Кейнс рассматривал спрос на деньги как функцию двух переменных величин: номинального национального наживы и процентной ставки, потому что считал, что совокупный спрос на деньги включает два элемента. Первый элемент - трансакционный спрос, или спрос на деньги как средство обращения, т.е. спрос на деньги для сделок, покупки товаров и услуг. Он учитывает трансакционный мотив, когда деньги нужны для осуществления запланированных расходов, и мотив предосторожности, который обусловливает необходимость иметь деньги для возможности реализовать неожиданные потребности. Трансакционный спрос зависит от уровня национального профита: чем больше номинальный национальный доход, тем выше уровень расходов, так как люди вступают в большое число сделок и им необходимо иметь больше ликвидных средств. Принципиально новым у Кейнса является введение в совокупный спрос на деньги второго элемента - спекулятивного спроса, связанного с куплей-продажей ценных бумаг. Наличие спекулятивного спроса на деньги обусловлено тем обстоятельством, что люди в каждом конкретном случае сами определяют, какую долю выгоды направить на потребление, а какую на сбережения, а также в какой форме хранить сбережения. Сбережения, представленные в ценных бумагах, приносят доход. Однако владение ими связано с риском, так как изменение ставки процента приведет к изменению курса ценных бумаг. Поскольку курс ценных бумаг обратно пропорционален процентной ставке, то, когда она повышается, рыночная стоимость ценных бумаг снижается. Более того, ожидается, что, достигнув "естественного уровня", % ставка в будущем начнет падать и ценные бумаги можно будет продать с доходом и по более высокой цене. Естественно, что каждый хозяйствующий субъект, инвестирующий активы, предпочтет вкладывать деньги в ценные бумаги, вследствие чего спекулятивный спрос на деньги будет отсутствовать. Наоборот, при низкой % ставке ожидается ее будущий рост, что приведет к снижению курса ценных бумаг и вызовет потери капитала держателей ценных бумаг. В этих условиях возникает всеобщее стремление к ликвидности, отказ от кредитования экономического роста путем инвестиций в ценные бумаги, и спекулятивный спрос на деньги растет. Согласно трудам Дж. Кейнса, спекулятивный мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и ссудной процентной ставкой. Функциональную зависимость спроса на деньги можно определить следующим образом: номинальный спрос на деньги зависит от номинального национального наживы и номинальной процентной ставки. Предложение денег в экономике определяется политикой национального банка и постоянно в краткосрочном периоде. Используя методы денежно-кредитной политики, государство может оказывать воздействие на процентную ставку, а через нее на уровень инвестиций, поддерживая полную трудоустроенность и обеспечивая экономический рост. Однако Дж. Кейнс и его последователи отдавали приоритет бюджетно-налоговой политике. Для объяснения этого можно привести несколько причин.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Украине