- Циклическая асимметрия. При проведении политики «дешевых» денег, как известно, увеличиваются избыточные резервы банков, необходимые для выдачи ссуд. Однако никто не в состоянии гарантировать, что коммерческие банки захотят предоставить эти резервы для выдачи ссуд, поскольку они будут стремиться к ликвидности. Население также может помешать планам центрального банка, отказавшись
брать ссуды. При такой ситуации действия
данной политики окажутся малоэффективными. [9, с.342].
- Изменение скорости обращения
денег. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном изменению объема денежной массы, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой. Иными словами, при политике «дешевых» денег предложение денег возрастает и скорость обращения денег снижается. Политика «дорогих» денег вызывает увеличение скорости обращения. А поскольку известно, что совокупные расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег, то при политике «дешевых» денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и совокупные расходы сокращаются, что противоречит целям политики. При политике «дорогих» денег вышеуказанные процессы проходят в противоположном направлении.
- Если центральный банк проводит
стимулирующую кредитно-денежную политику,
расширяя объем предложения денег, то
ставка процента снижается. Это может
побудить население перевести часть средств
из депозитов в наличность. Тогда коэффициент
депонирования увеличится, следовательно,
денежный мультипликатор уменьшится,
что значительно замедлит исходную тенденцию
к расширению денежной массы.
- Денежно-кредитная политика
имеет определенный внешний лаг, что объясняется
временными затратами на работу передаточного
механизма. Например, для повышения
экономической активности центральный
банк увеличит денежное предложение и
снизит процентную ставку. С учетом времени
эти меры могут дать результаты лишь тогда,
когда экономика будет уже на подъеме,
что спровоцирует рост инфляции.
В целом эффективность денежно-кредитной
политики при прочих равных условиях зависит
от того, насколько точны знания экономистов
о кратко- и долгосрочных экономических
процессах, о сумме факторов, влияющих
на спрос и предложение денег, о сложностях
взаимной связи между изменением денежной
массы и основных макроэкономических
параметров, таких, как номинальный ВНП,
уровень цен, объем производства, уровень
занятости, обменный курс и др.
3 Особенности денежно-кредитной
политики Республики Беларусь
Важнейшее направление экономической
политики Республики Беларусь на современном
этапе – укрепление фундамента высокого
экономического роста в стране, придание
ему устойчивого долгосрочного характера.
Особое значение данному вопросу придает
специфика ситуации, сложившейся в мировой
экономике в результате глобального финансово-экономического
кризиса [3, с.5].
Традиционно денежно-кредитная
политика центрального банка играет значимую
роль в обеспечении устойчивости экономического
развития любого государства. Ее влияние
в первую очередь проявляется через поддержание
в стране финансовой стабильности, под
которой обычно понимают не только монетарную
(ценовую) стабильность, но и надежную
работу финансовых рынков и институтов.
Общепризнано, что именно данный фактор
– финансовая стабильность – является
важнейшим условием сохранения в долгосрочной
перспективе устойчивости экономического
роста [3, с.5].
Денежно-кредитная политика
Республики Беларусь – составная часть
единой государственной экономической
политики. Самостоятельную денежно-кредитную
политику Республика Беларусь начала
проводить с момента обретения независимости.
В 1992 г. были приняты законы «О банках и
банковской деятельности в Республике
Беларусь», «О Национальном банке Республики
Беларусь», которые определили экономические
и правовые основы деятельности Национального
банка как органа, разрабатывающего и
реализующего денежно-кредитную политику.
В настоящее время основным документом,
регламентирующим правовые отношения
в области денежно-кредитного регулирования,
является Банковский кодекс Республики
Беларусь, вступивший в действие в 2001 г.
Ежегодно разрабатываются и утверждаются
Основные направления денежно-кредитной
политики, утверждаемые Президентом Республики
Беларусь. Эти направления содержат важнейшие
параметры развития денежно-кредитной
сферы, определяют цели, задачи и приоритеты
денежно-кредитной политики государства
и предусматривают обеспечивающий их
реализацию комплекс мероприятий и механизмов
регулирования и контроля [11, с.150].
В настоящее
время разработано огромное количество
законодательных актов, стратегий и планов,
координирующих направления денежно-кредитной
политики Беларуси и развития экономики
в целом. Основной из них на данный момент
является Программа социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2011 –
2015 годы, утвержденная Указом Президента Республики
Беларусь от 11 апреля 2011 года № 136.
В указанном периоде главной целью социально-экономического
развития страны является курс на повышение
уровня и качества жизни людей на основе
повышения конкурентоспособности экономики. Главными задачами
денежно-кредитной политики, согласно
данной Программе, являются обеспечение
устойчивости белорусского рубля и поддержание
финансовой стабильности путем проведения
эффективной монетарной политики. В результате
будет обеспечена стабильность курса
белорусского рубля к корзине валют в
коридоре плюс (минус) 10 %, ставка рефинансирования
Национального банка будет снижена до
6 — 8 % к концу пятилетия. Предполагается,
что к 2015 году прирост индекса потребительских
цен не превысит 5 — 6 % [16].
Реализовать указанные задачи
планируется с помощью:
- постепенного перехода в рамках
привязки к корзине иностранных валют
к более гибкому формированию обменного
курса по мере повышения внутренней и
внешней сбалансированности экономики
в целях поддержания конкурентоспособности
отечественных производителей и ограничения
инфляционных процессов;
- формирования золотовалютных
резервов на уровне, обеспечивающем экономическую
безопасность страны;
- совершенствования системы
рефинансирования банков, основанной
на рыночных условиях формирования цены
ресурсов, что позволит повысить эффективность
процентной политики и снизить процентные
риски для банковской системы;
- поддержания процентных ставок
на положительном уровне, обеспечивающем
сохранность и привлекательность ресурсов
в национальной валюте, а также доступность
банковского кредита для нефинансового
сектора экономики.
Указанные условия и задачи
требуют совершенствования принципов
и механизмов осуществления денежно-кредитной
политики, и прежде всего, выбора режима
проведения монетарной политики, адекватного
экономическим условиям, взаимодействия
Национального банка и Правительства,
развития и использования инструментов
монетарного регулирования.
Также конкретные задачи и направления
денежно-кредитной политики нашего
государства на текущий год указаны в
Основных направлениях денежно-кредитной
политики на 2011 год. Денежно-кредитная
политика Республики Беларусь в 2011 году
была направлена на формирование условий
стабильного экономического развития
страны, повышение благосостояния населения,
прежде всего путем защиты и обеспечения
устойчивости белорусского рубля, в том
числе его покупательской способности,
и курса по отношению к иностранным валютам,
развития и поддержания устойчивости
банковской системы, повышения надежности
и безопасности функционирования платежной
системы [13, с.2].
В современных условиях основными целями политики,
проводимой Национальным Банком Республики
Беларусь, являются:
- защита и обеспечение устойчивости
белорусского рубля, в том числе его покупательной
способности и курса по отношению к иностранным
валютам;
- развитие и укрепление банковской
системы Республики Беларусь;
- обеспечение эффективного,
надежного и безопасного функционирования
платежной системы [14].
Денежно-кредитная политика
в январе – сентябре 2011 года проводилась
в очень непростых экономических условиях:
в условиях преодоления кризисных явлений
в экономике. Причиной сложившейся в начале
2011 года сложной экономической ситуации
стало сочетание внешних и внутренних
факторов.
Негативное воздействие на
состояние внешней торговли и внутреннего
валютного рынка оказали внешние факторы:
значительный рост цен на импортируемые
из России энергоносители (с 2006 г. по 2010
г. энергетическое сальдо ухудшилось на
5,2 млрд. долл. США, за восемь месяцев 2011
г. – еще на 1,4 млрд. долл. США), ажиотажный
спрос населения на импортные автомобили
в преддверии повышения в 1 июля пошлин
в рамках Таможенного союза.
При этом внутренняя экономическая
политика до начала 2011 г. была направлена
на поддержание экономического роста
через механизмы стимулирования внутреннего
спроса, в том числе через финансовую поддержку
со стороны государства. Она осуществлялась
как напрямую через бюджет, так и через
квазибюджетное финансирование – кредитование
банковской системой государственных
программ и мероприятий по льготным процентным
ставкам.
С одной стороны, проводимая
экономическая политика позволила решить
самые острые социально-экономические
проблемы. С другой – стимулирование роста
привело к снижению внешней и внутренней
устойчивости экономики. В I квартале 2011г.
экономическая несбалансированность
достигла значительного уровня.
Дефицит счета текущих операций
за I квартал 2011 г. составил 3,5 млрд. долл.
США, или 24,5 % к ВВП. При этом устойчивым
для экономического развития и финансового
обслуживания считается дефицит текущего
счета 3 – 5 % к ВВП [2, с.5].
Приток иностранного капитала
был недостаточным для покрытия сложившегося
дефицита текущего счета. Всего за I квартал
2011 г. на чистой основе было привлечено
1,8 млрд. долл. США.
Нарастание внешнеторгового
дефицита при ограниченных поступлениях
внешнего финансирования обусловило превышение
спроса на валюту над предложением, для
компенсации которого Национальный банк
был вынужден тратить золотовалютные
резервы. За январь – март их уровень (в
международном определении) сократился
на 25,2 %, млрд. на 1,3 млрд. долл. США.
С целью сохранения золотовалютных
резервов на уровне, обеспечивающем выполнение
внешних обязательств государства, Национальный
банк в марте 2011 г. прекратил проведение
валютных интервенций. При этом в экономике
сформировалась множественность обменных
курсов, отмечалось ослабление теневого
курса и развитие инфляционных процессов.
Снизилось доверие к банковской системе:
с конца марта наблюдался отток срочных
рублевых и валютных депозитов населения
из банков. Выросли риски для иностранных
инвесторов, что ограничило возможности
привлечения внешних ресурсов с целью
финансирования белорусской экономики.
В данных условиях денежно-кредитная
политика в составе единой государственной
экономической политики была направлена
на преодоление сложившихся дисбалансов
в экономике, выход на единый курс белорусского
рубля и обеспечение макроэкономической
финансовой стабильности.
В мае была проведена разовая
корректировка официального обменного
курса белорусского рубля, что способствовало
повышению конкурентоспособности национальных
производителей и улучшению ситуации
во внешней торговле.
Для обеспечения максимальной
упорядоченности, прозрачности и эффективности
выхода на единый курс Национальным банком
и правительством был разработан соответствующий
план мероприятий. План подразумевал 3
этапа устранения сложившихся диспропорций
в экономике [2, с.5].
Этап I: предварительные
меры. В рамках первого этапа
реализован комплекс предварительных
мер по ограничению спроса и увеличению
предложения иностранной валюты на внутреннем
рынке. Основной целью предварительных
мер стало обеспечение условий, необходимых
для выхода на единый обменный курс белорусского
рубля за максимально короткий срок с
минимальными издержками.
Прежде всего, проведено количественное
ужесточение денежно-кредитной политики.
Национальный банк с 1 июня 2011 г. полностью
прекратил эмиссионное кредитование госпрограмм.
Кроме того, повышен уровень процентных
ставок. Ставка рефинансирования Национального
банка была повышена с 10,5 % годовых на 1
января 2011 г. до 40 % годовых на 11 ноября
2011 г. Процентные ставки по постоянно доступным
и двусторонним операциям поддержки ликвидности
были увеличены с 16 до 60 % годовых [14].
С учетом отмеченных тенденций
вырос уровень процентных ставок в экономике.
Средняя полная процентная ставка по новым
кредитам банков в рублях увеличилась
с начала года на 21,1 процентного пункта,
до 34,8 % годовых в сентябре 2011 г. Средняя
ставка по новым срочным рублевым депозитам
была повышена с 11,0 % годовых на 1 января
2011 г. до 38,2 % годовых на ноябрь 2011 г., в том
числе по депозитам населения — до 36,6
% годовых [14].
Обеспечивается дополнительное
увеличение международных резервных активов.
Это способствует повышению доверия к
проводимой курсовой политике и расширяет
возможности Национального банка для
проведения валютных интервенций и сглаживания
колебаний обменного курса.
С апреля 2011 г. уровень золотовалютных
резервов Республики Беларусь стабилизировался
(рисунок 3.1). С учетом поступления средств
из Антикризисного фонда ЕврАзЭС (0,8 млрд.
долл. США) и привлечения кредита Республики
Азербайджан (0,3 млрд. долл. США) международные
резервные активы увеличились на 1 млрд.
долл. США, до 4,6 млрд. долл. США на 1 ноября
2011 г.
Рисунок 3.1 – Международные
резервные активы Республики Беларусь
(млн. долл. США)