Содержание
Введение 3
Глава 1. Денежно-кредитная система
Республики Беларусь 5
Глава 2. Денежно-кредитная политика,
ее основные направления и инструменты 9
Глава 3. Основные проблемы денежно-кредитной
политики и пути их решения. Антиинфляционная
политика 20
Заключение 28
Список используемых источников 29
Введение
Одним из необходимых условий
устойчивого равновесного развития народного
хозяйства в рамках смешанной экономики
является формирование четкого механизма
денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная
(монетарная) политика государства - очень
демократичный инструмент воздействия
на смешанную экономику, не нарушающий
суверенитета большинства субъектов системы
бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика
должна обеспечивать стабильность цен,
полную занятость и экономический рост
- таковы ее высшие и конечные цели.
Денежно-кредитная политика
приводит к изменению значений основных
макроэкономических параметров: ВНП, инфляции,
уровня безработицы. Это происходит потому,
что посредством монетарных методов можно
изменить предложение денег в экономической
системе. Механизм воздействия денежно-кредитной
политики на основные переменные народнохозяйственного
комплекса, а также результат корреляции
между приращением денежной массы и состоянием
экономики по-разному расценивается в
кейнсианской и монетаристской теориях,
используемых для принятия денежными
властями практических решений.
В качестве проводника денежно-кредитной
политики выступает Центральный Эмиссионный
Банк государства. Такими банками, например,
являются центральный банк Российской
Федерации, Банк Англии, Банк Японии, национальный
банк Республики Беларусь. В некоторых
странах функции центрального денежно-кредитного
учреждения выполняет целая группа банков
(в США, например - Федеральная Резервная
Система). Влияя на основной объект монетарной
политики - денежную массу, центральный
финансовый орган играет одну из ведущих
ролей в государственном регулировании
рыночной экономики. Наделенный государством
эмиссионным правом, Центральный Банк
реализует политику стабилизации экономики,
достижения товарно-денежной сбалансированности.
Регулирующая деятельность
Центрального Банка основана на анализе
динамики макроэкономических показателей,
в том числе валового национального продукта
и национального дохода, индекса цен, дефицита
госбюджета, совокупного фонда заработной
платы. Она направлена на осуществление
контроля над состоянием совокупной денежной
массы в стране и имеет своей целью эффективное
управление совокупным денежным оборотом,
включая наличный и безналичный компоненты,
путем установления границ прироста денежной
массы.
Денежно-кредитная политика
на макроуровне - это совокупность мер,
проводимых Центральным Банком в области
денежного обращения и кредитных отношений
для придания макроэкономическим процессам
нужного государству направления развития.
Механизм регулирования включает
методы, инструменты регулирования наличных
и безналичных банковских операций и конкретные
формы контроля за динамикой денежной
массы, банковских процентных ставок,
банковской ликвидностью на макро и микроуровне.
Денежно- кредитная политика
является одним из основных инструментов
регулирования экономики. Под этим термином
понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых
правительством в денежно-кредитной сфере
с целью регулирования экономики.
В своей работе я рассмотрю
основные вопросы денежно-кредитной политики:
ее цели, задачи, принципы, типы, методы
регулирования, основные направления
и инструменты, основные проблемы и пути
их решения.
Целью данной работы является
изучение денежно-кредитной политики,
выявление основных проблем и пути их
решения. В соответствии с поставленной
целью в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность денежно-кредитной
политики Республики Беларусь, её основные
направления и инструменты, изучить основные
проблемы и пути их решения.
Для написания курсовой работы
были использованы методы научного исследования,
такие как диалектический, сравнительный
анализ, системный анализ, графический
и группировки данных, что позволяет сделать
оценку и рассмотреть основные инструменты
денежно-кредитной политики, дать оценку
денежно-кредитной политики, проводимой
в Республике Беларусь.
При написании работы использовались
учебные пособия, монографии, нормативно-правовые
документы, статьи из газет.
1 Денежно-кредитная
система Республики Беларусь
На основе кредитно-денежных
отношений возникает и формируется кредитно-денежная
система, основу которой составляют банки.
Создание денежно-кредитной
системы Республики Беларусь произошло
в декабре 1990 года, когда были приняты
Законы «О Национальном банке Республики
Беларусь» и «О банках и банковской деятельности
в Республике Беларусь». Все учреждения
банков СССР на территории Беларуси были
объявлены ее собственностью. На базе
Белорусского Республиканского банка
Госбанка СССР создан Национальный банк
Республики Беларусь.
Специализированные государственные
банки преобразованы в акционерные коммерческие:
Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк,
Белбизнесбанк, Белпромстройбанк, а также
Сберегательный банк.
На рубеже 80-90-х годов стали
создаваться на акционерной и паевой основе
коммерческие банки.
Среди них - Беларусбанк, Приорбанк,
Бресткомбанк, Комплексбанк и другие [7,
с.95].
Банковский сектор Республики
Беларусь на 1 января 2013 года включал в
себя 32 действующих банка. Доминирующее
положение на рынке банковских услуг по-прежнему
занимают госбанки, хотя за последний
год их позиции несколько ослабли: по состоянию
на 1 января 2013 г. на долю четырех госбанков
в активах банковской системы приходится
78,99% против 84,51% годом ранее. Два крупнейших
банка в Республике, госбанки: Беларусбанк
37,9% активов и Белагропромбанк 19,8% активов.
Кроме банков, принадлежащих
государству, в Беларуси действует 23 иностранных
банка, на долю которых в активах по состоянию
на 1 января 2013 года приходится 34,17%, 33,63%
- на 1 января 2012 года [14].
В Республике Беларусь в настоящее
время создана двухуровневая банковская
система, состоящая из Национального банка
Республики Беларусь (первый уровень)
и коммерческих банков (второй уровень).
Национальный банк Республики
Беларусь находится в собственности республики
и действует исключительно в ее интересах.
Он регулирует денежное обращение, обладает
исключительным правом эмиссии денег
и осуществляет иную деятельность по регулированию
кредитно-денежных отношений в Республике
Беларусь. Национальный банк Республики
Беларусь подотчетен Парламенту Республики
Беларусь.
Основными целями Национального
банка Республики Беларусь как центрального
органа управления являются:
1) кредитно-денежное регулирование
экономической системы Республики
Беларусь;
2) поддержка общей экономической политики
Правительства Республики Беларусь;
3) обеспечение устойчивости
официальной денежной единицы
Республики Беларусь.
Основными функциями Национального
банка Республики Беларусь являются:
- проведение единой
государственной денежно-кредитной
политики;
- регулирование денежного
обращения;
- валютное регулирование;
- выполнение функций центрального
депозитария;
- организация и осуществление
валютного контроля;
- организация межбанковских
расчетов и кассового обслуживания банков;
- консультирование, кредитование
и осуществление функций финансового
агента Совета Министров Республики Беларусь;
- совместное с Министерством
финансов Республики Беларусь исполнение
республиканского и местных бюджетов;
- государственная регистрация
банков, специализированных кредитно-финансовых
учреждений;
- выдача лицензий на осуществление
банковских операций;
- надзор за деятельностью банков
и специализированных кредитно-финансовых
учреждений по соблюдению безопасного
и ликвидного функционирования;
- регулирование внешнеэкономической
банковской деятельности;
- регулирование кредитных
отношений;
- осуществление контроля
за соблюдением установленного
порядка кредитования;
- определение и утверждение
порядка и правил организации
безналичных расчетов в народном хозяйстве
Республике Беларусь и ответственности
за их нарушение;
- создание и накопление
золотовалютных резервов Республики
Беларусь;
- осуществление всех
видов банковских операций, необходимых
для выполнения основных целей Национального
банка Республики Беларусь;
- регистрация эмиссии ценных
бумаг банков;
- проведение анализа
и прогнозирование кредитно-денежных
и валютных отношений;
- инкассация и доставка
денежной наличности, валютных и
других ценностей коммерческим банкам
и другим субъектам хозяйствования.
Коммерческие банки занимаются
финансовым посредничеством, привлекают
денежные средства юридических и физических
лиц, размещают их от своего имени и за
свой счет на условиях срочности, возвратности
и платности, открывают и ведут банковские
счета, осуществляют другие банковские
операции. В настоящее время в Республике
Беларусь в нормальном режиме работает
31 коммерческих банка [19, с.135].
Специфику деятельности коммерческих
банков (финансовое посредничество) определяют
трансформационные функции банков в экономике:
- трансформация капиталов
(укрупнительная функция). Банки
привлекают значительное количество мелких
вкладов (остатки по счетам) и выдают некоторое
количество крупных кредитов;
- трансформация сроков. Банки
привлекают и размещает ресурсы
с разными сроками погашения (возврата),
т.е. балансируют интересы вкладчиков
и кредитополучателей в отношении обязующих
сроков;
- трансформация рисков.
Банки гарантируют возврат денежных
средств, т.е. берут на себя риски
размещения ресурсов.
К основным видам деятельности
банков второго уровня относятся:
- предоставление кредитов
от своего имени за счет
собственных средств;
- кассовое обслуживание;
- открытие и ведение
счетов физических и юридических
лиц, в том числе банков-корреспондентов,
осуществление расчетов по их
поручению;
- ломбардная деятельность;
- факторинг и форфейтинг;
- поручительство (предоставление
гарантий);
- доверительное управление
активами;
- банковское хранение;
- предоставление сейфов
в имущественный найм;
- перевозка ценностей;
- деятельность по обмену
валюты;
- инвестиционное посредничество;
- финансовое посредничество;
- дилинг с наличной
и безналичной валютой;
- деятельность депозитария;
- инвестиционное консультирование;
- финансовое консультирование;
- деятельность инвестиционного
банкира;
- деятельность инвестиционного
поверенного;
- выпуск векселей;
- скупка, продажа и обмен
драгоценных металлов, драгоценных
и полудрагоценных камней.
Взаимоотношения банков второго
уровня с Национальным банком Республики
Беларусь обусловлены самим механизмом
взаимоотношений субъектов рынка ссудного
капитала. К данным методам взаимодействия
относится:
- порядок установления
экономических нормативов банками
второго уровня, выполнение которых
обязательно;
- контроль за их выполнением
осуществляет управление надзора
за деятельностью коммерческих банков
Национального банка Республики Беларусь.
Национальный банк Республики
Беларусь устанавливает для банков следующие
экономические нормативы:
- минимальный размер уставного
фонда для вновь создаваемого
банка, минимальный размер собственных
средств (капитала) для действующих
банков;
- норматив не денежной
части уставного фонда банка;
- норматив ликвидности
банка;
- норматив достаточности
банка;
- норматив обязательных
отчислений в фонд резервов;
- норматив максимального
риска на одного заемщика и
др.
Для Республики Беларусь общей
тенденцией является универсализация
банков, что обусловлено недостаточным
развитием банковской системы, отсутствием
четкого разделения функций. В странах
с рыночной экономикой действуют целостные
банковские системы с разделением функций
у взаимодействующих в ее составе отдельных
банков: сберегательные банки аккумулируют
денежные средства, инвестиционные вкладывают
капиталы в определенные сектора экономики.
В переходный период при недостаточном
развитии отдельных операций (ипотечные,
инновационные, инвестиционные и др.) белорусские
банки для обеспечения устойчивой прибыльности
своей деятельности, диверсификации рисков,
вынуждены быть универсальными [10, с.119].
Таким образом, в Республике
Беларусь сформировалась двухуровневая
банковская система. Первый уровень представляет
эмиссионный центральный банк страны,
второй - коммерческие банки. Для Республики
Беларусь общей тенденцией является универсализация
банков, что обусловлено недостаточным
развитием банковской системы. Национальный
банк Республики Беларусь регулирует
денежное обращение, обладает исключительным
правом эмиссии денег и осуществляет иную
деятельность по регулированию кредитно-денежных
отношений в Республике Беларусь.
2 Денежно-кредитная
политика, её основные направления и инструменты