Дифференциация населения по уровню доходов: причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучения социального неравенства и решения проблем, связанных с ним.
В соответствии с целью автор поставил следующие задачи:
1. изучить понятие социального неравенства, причины его возникновения;
2. провести анализ решения проблем в развитых странах (на примере США);
3. изучить возможности применения западного опыта в России.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

 

2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ  В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ

2.1 Анализ социальной дифференциации и ее последствий в США

 

Социальные проблемы большинства стран, как правило, однотипны, но только по заголовкам: структурная и/или циклическая безработица; кризис пенсионной системы (хотя по разным причинам в развитых и развивающихся странах); сложности с финансированием образования и здравоохранения; миграция и адаптация мигрантов; реже — проблема социального неравенства. Развитый мир решает (скорее по мере обострения) те или иные частные проблемы неравенства. Важно, что после распада социалистической системы не появилось серьезной политической силы, которая пропагандировала бы (пусть на словах) радикальную ликвидацию неравенства. Слабое (по европейским стандартам) давление слева в США на социальные структуры не означает, что имеющиеся проблемы легко решить.

Богатейшая страна мира — с ВВП на душу населения свыше 50 тыс. долл. — живет в условиях глубокого «англосаксонского» неравенства (неравенства с сильными вертикальными лифтами). По большинству показателей — коэффициентов Джини, доле доходов высших слоев общества и т. д. — в США росло неравенство, особенно в период быстрого роста в 1990—2000-е годы. «Великая рецессия» 2008—2009 гг. и последующее трудное восстановление скорее усилили тенденции к его росту. Но, учитывая высокие требования стран развитой рыночной демократии к стандартам жизни в целом и степень социальной защищенности в Европейском союзе, легко заметить несоответствие уровня развития США масштабам социального неравенства.

Здесь можно назвать несколько важных тем для обсуждения: масштабы наблюдаемого неравенства, тенденции последних десятилетий, структура общества и его этнический состав, влияние кризиса на социальное неравенство. Эти проблемы в огромной стране воздействуют на многие социально-экономические тенденции. Политическая активность национальных меньшинств обусловлена ростом материального благосостояния, который влияет, в частности, на характер обсуждения в обществе вопросов легализации нелегальных иммигрантов. За неравномерностью доходов по стратам кроется неравномерность роста (и спада) по отраслям и штатам. Устойчивость среднего класса, обеспечивавшая определенный социально-политический климат в стране, также стала предметом как научных, так и политических дебатов. Наконец, вопросы социального неравенства, которые в мире в основном ассоциируются с небольшим числом богачей и массовой бедностью, в США имеют совершенно иное измерение. С этим связаны борьба министерств финансов ведущих стран против укрывательства доходов высших классов от налогов в офшорах, ограничения бонусов и зарплат — некие элементы ухода от явной «демонстративной несправедливости».

Вопрос о содержании понятия «американская мечта» для нас связан с идеей «равенства возможностей». Приведем соответствующее определение Р. Г. Тони, которое нобелевский лауреат Г. Беккер считает одним из лучших: «[Равенство возможностей] достигается в той и только в той мере, в какой каждый член общества, вне зависимости от его происхождения, профессии или социального статуса, реально (а не только формально) обладает равными шансами на использование всех своих природных задатков — физической силы, характера и ума».

Наличие вертикальных лифтов, устойчивость демократии и верховенство права — эти возможности достичь своего личного (скорее семейного) успеха по-прежнему выглядят привлекательными для представителей социальных низов и иммигрантов из стран с разным уровнем развития, получивших разное (в том числе очень хорошее) образование. Но нельзя отрицать наличие серьезного противоречия между уровнем экономического развития США и столь глубоким неравенством. В последние десятилетия ситуация в этой области драматически изменилась, и по ряду показателей уровень социального неравенства опять стал таким же, как в 1920-е годы.

Американская статистика позволяет выявить основные тенденции в сфере неравенства по дробным расовым и доходным группам. В 1990—2013 гг. почти удвоилась доля выходцев из Азии (китайцы, японцы, вьетнамцы, корейцы и др.). Среди них самая высокая доля богатых и самая низкая — бедных (хотя в последние годы она возросла). Испаноязычная группа за эти два десятилетия заметно обогнала афроамериканскую как по общей численности, так и по росту благосостояния. В верхних доходных группах положение довольно близкое (доход более 100 тыс. долл. имеют 10,6% афроамериканцев и 11,7% — испаноязычных). Различия в группе бедных стали драматичными: до 25 тыс. долл. в год зарабатывают только 31,2% испаноязычных. Не исключено, что данная статистика не учитывает значительную часть нелегальных иммигрантов, которые образуют еще одну группу относительно бедного (но активно трудящегося) населения страны [11].

Самые серьезные изменения за два десятилетия роста произошли в группе белого населения — благосостояние существенно переместилось «наверх», но не равномерно «снизу», а «от середины»: доля зарабатывающих более 100 тыс. долл. выросла с 18,7 до 24% на фоне примерно такого же уменьшения доли группы с доходами от 35 тыс. до 100 тыс. долл. Говоря о структуре доходов всего населения страны, отметим, что за 1990-е годы значительно выросла доля наиболее состоятельной группы (с доходом более 100 тыс. долл.) за счет групп со средними доходами. Но впоследствии стала быстро увеличиваться неравномерность в распределении доходов. К 2013 г. заметно выросла доля группы с доходами менее 35 тыс. долл. В целом заметно смещение весов высших и низших групп при некотором «истончении» середины [11].

В последние десятилетия национальная структура общества в США существенно изменилась, но доля среднего класса в испаноязычной и афроамериканской группах при любом определении его верхней границы выросла незначительно при большом удельном весе бедных. Намного лучше положение азиатской группы, в которой доля среднего класса в 2013 г. такая же, как в группе белых. Но намного выше (самая высокая среди всех национальных групп) доля азиатской группы, которую мы относим к верхнему среднему классу (с доходом 100 — 150 тыс. долл.). Эти данные косвенно подтверждают факт быстрого продвижения по социальной лестнице азиатской группы, многие представители которой заняты в высокооплачиваемых профессиональных сферах. Отметим, что за короткий период ее доля в населении страны удвоилась.

Доля низшего класса страны (с доходом до 25 тыс. долл.) сократилась за 1990-е годы с 24,3 до 21,7%, но в XXI в. выросла до 25% — как до, так и после глобального кризиса. До 25 тыс. долл. в 2011 г. зарабатывали 40,3% афроамериканского, 31,2 испаноязычного, 21,4 белого и 19,6% азиатского населения США. Таким образом, из 25% населения страны, находившегося на нижних ступенях социальной лестницы, больше 40% приходилось на национальные меньшинства, доля которых в населении США составляет менее 30% [11].

Определить долю высшего класса в доходах всегда сложно, поскольку богатые имеют активы, которые приносят доход, часто не фиксируемый налоговыми органами. В рамках имеющейся статистики вновь наблюдаются значительное относительное преимущество азиатской группы с доходами более 150 тыс. долл., отставание (около 4%) афроамериканцев и испаноязычных групп. В целом с учетом удельного веса национальных групп в населении из 9,1% богатых слоев (до рецессии их было 9,6%; см. табл. 1) только 2 п. п. населения приходится на категорию «небелых». Таким образом, белые американцы доминируют в верхней части национальной социальной лестницы — они составляют примерно 4/5 численности всей группы.

Оценки реального дохода самых богатых слоев населения стали предметом специальных исследований. В табл. 1 показана доходов 10% самых богатых американцев от общих доходов населения [11].

Мы видим, что на верхние 10% американского населения приходилось в 1967 г. 35 — 36% дохода, а в 2006 г. — уже 40 — %, на 2012 г. на долю самых обеспеченных граждан приходится уже 48,2%. Для 1% самых богатых эти показатели составляют соответственно 7% в 1967 г. и 15% в 2006 г. Разумеется, эти оценки выше для 10-го дециля, чем оценки по квинтильным группам. Обычно на 9-й дециль приходится примерно 15% дохода, и если входящие в 10-й дециль получают 40 — 45% доходов, то на долю семей 5-го квинтиля приходится 55 — 60% общего дохода страны [11].

Табл. 1 - Доля дохода 10% самых богатых американцев

 

1967

2006

2012

Доля дохода 10% самых богатых американцев

35,5

42,5

48,2

Доля дохода 1% самых богатых американцев

7

15%

20%


Источник: В США раздают талоны на питание, а расслоение в обществе достигло рекордных значений – [Электронные ресурс]. – Режим доступа: http://www.nakanune.ru

Как в середине 1990-х годов, так и особенно в 2000—2007 гг. рост личного потребления в США базировался на способности финансовой системы (США и мира через ввоз капитала) предоставить огромный по масштабу и не слишком дорогой кредит на жилье и товары длительного пользования американским семьям. Личное потребление в стране в значительной мере опиралось на заимствования, а средства в финансовую систему поступали за счет импорта капитала. В основном это относилось к богатой, или застрахованной, половине населения страны. Но и сравнительно небогатые слои оказались втянутыми в долги, что негативно повлияло на устойчивость самой финансовой системы США. В течение длительного времени наблюдались сокращение нормы сбережений семей и рост их задолженности на фоне притока капитала извне (см. рис. 3) [11]. Значительное (и крайне резкое) падение личного потребления в стране усугубило кризис. Сокращение импорта потребительских товаров передавало колебания в страны-производители, особенно (через падение импорта автомобилей в США) в Японию, Германию и другие страны.

Кризис «сломал» эту необычную модель роста личного потребления. Задолженность семей росла вплоть до 2006 г. на 12% в год, но в 2009 г. она снизилась примерно на 2%, что означало и сдерживание потребления. Норма личных сбережений к располагаемому доходу перед кризисом упала до 2,5%, потом стала расти и к началу 2013 г. составила 6%. Это отражает поворот внутреннего потребительского спроса, отчасти под влиянием очень низких процентных ставок по кредитам и длительного периода ограниченного потребления. Одновременно снизилась доля расходов населения на обслуживание долга в располагаемом доходе: в 2008 г. она составляла 14%, а к концу 2012 г. сократилась до 10,5%.

Рис. 3. Динамика реального личного потребления, прирост долга домохозяйств к ВВП, доля сбережений в располагаемом доходе, 1990-2012 гг. (в %)

 

Естественно, экономисты оперируют понятием «семьи» (домохозяйства), но с поправкой на социологический анализ мы должны говорить о семьях с высокими доходами — для анализа проблемы потребления важна способность семей обслуживать свои долги и делать новые.

Попытка сделать владельцами собственных домов относительно бедные слои населения привела после кризиса к массовому вынужденному их изъятию у собственников, что усугубило кризис в сфере жилищного строительства в стране.

Отметим гибкость американской системы адаптации доходов к рыночной ситуации, включая их распределение. Доля корпоративных прибылей в национальном доходе в 2011—2013 гг. выросла примерно до 14% (против 11 — 13,5% до кризиса), — самый высокий показатель с 1980 г. Соответственно доля оплаты труда снизилась в последние годы до 62% против 65 — 66% в конце 1980-х годов, что вполне соответствует общей картине перераспределения доходов в США. На этот феномен обратили внимание в Докладе президента 2013 г.: в нем отмечается, что 22 страны ОЭСР также прошли через период снижения доли оплаты труда в ВВП с 72% в 1980 г. до 60% в 2005 г.

Падение личного потребления в 2009 г. и значительное снижение задолженности семей (в том числе посредством личных банкротств, потери закладных и пр.) в последующие годы отражают различную роль социальных (доходных) групп общества. В прикладном плане это позволяет изучать современные процессы выхода из рецессии, анализируя благосостояние семей, их распределение по уровню доходов и долговой нагрузке, и оценивать характер потребительского спроса в будущем.

Система социальной помощи в США включает несколько крупных и множество (до 70) мелких программ. На федеральном уровне управление ими осуществляют министерства здравоохранения и социальных служб, труда, жилищного строительства и городского развития, образования, сельского хозяйства и ряда других ведомств. По каналам этих программ лица, живущие в бедности, получают денежные пособия, продовольственную и медицинскую помощь, субсидируемое жилье, средства для получения образования, профессиональной подготовки и пр.

В США законодательно установлен критерий получения помощи в рамках социальной поддержки неимущих, для чего в свое время было введено понятие уровня бедности. При его расчете эксперты исходили из стоимости минимальной диеты для «стандартной» семьи из 4-х человек (родители и двое несовершеннолетних детей). На основе статистических исследований был сделан вывод, что бедная семья в среднем тратит на питание треть своих доходов. Поэтому эксперты предложили определять сумму минимально необходимого дохода для «стандартной» семьи путем утроения стоимости «минимально достаточного» питания для нее. Эта сумма до-хода получила официальное наименование уровня бедности. Ныне уровень бедности для семьи из 4-х человек, проживающих в городе, составляет 15 тысяч долларов в год.

Информация о работе Дифференциация населения по уровню доходов: причины и последствия