Доходы государственного бюджета и пути их увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основании учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить бюджетный процесс, динамику налоговой нагрузки на уровне страны.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения в работе следующих основных задач:
– рассмотрение основных источников республиканского и местного бюджетов;
– анализ организации бюджетного процесса и исполнения бюджета Республики Беларусь;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения доходов бюджета 5
1.1 Экономическое содержание государственного бюджета и его назначение 5
1.2 Доходы республиканского бюджета 8
1.3 Основные источники доходов в местные бюджеты 11
2 Исследование доходов республиканского бюджета 15
2.1 Анализ доходов республиканского бюджета за 2011-2012 года 15
2.2 Оценка налоговых доходов республиканского бюджета и их исполнение 21
2.3 Динамика налоговой нагрузки Республики Беларусь в первом квартале 2011 года 24
3 Пути увеличения доходов республиканского бюджета 31
3.1 Формирование доходной части бюджета стран с рыночной экономикой 31
3.2 Пути увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь 36
Заключение: 43
Список использованных источников: 45

Вложенные файлы: 1 файл

!!!Борисик Н..docx

— 2.22 Мб (Скачать файл)
    1. Доходы республиканского бюджета

 

 

Доходы республиканского бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежный средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, является результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом  дальнейшего  распределения  сконцентрированной  в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий. Система взимания платежей в период 1930-1990 годов отличалась тем, что носила ярко выраженный фискальный характер, была жестко централизованной, строилась на использовании индивидуальных ставок. Эти черты отражали административно-командный подход к мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках максимально возможную величину денежных средств [21, с. 207].

Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования  экономических методов руководства  общественным производством,  а неэффективность  применявшихся ранее форм мобилизации  части чистого дохода предприятий  в бюджет обусловило коренное изменение  системы доходных поступлений - она  стала строиться на базе налоговых  платежей ; взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.

Экономическая сущность налогов  характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства  с юридическими и физическими  лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое  общественное назначение -мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя  вторую,  государство  влияет  на  воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых  платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный  фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Главным среди налогов, взимаемых  с юридических лиц, является налог  на прибыль ( доход ) предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает;  она становится важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства и улучшении его материально-технической оснащенности .

Банки и другие кредитные  учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах,  уплачивают в бюджет  подоходный  налог.  Система  подоходного  обложения  распространяется также на страховые  организации, получающие доходы от страховых  видов деятельности.

Наличие разных форм собственности, их экономическое соперничество  вызывает  необходимость  взимания  налога  не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое  прямым или косвенным образом  способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество предприятий  -неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории России. При его взимании реализуются обе функции налога - и фискальная, и экономическая. Первая - благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции (работ, услуг ) ; вторая - через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм,  чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождаться от излишнего, неиспользуемого имущества.

Важное место в налоговой  системе страны занимают платежи  за природные ресурсы : земельный налог, плата за воду, лесной доход и др. Одни из них вносятся из прибыли, другие - за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую роль,  ориентируя  субъектов хозяйствования  на  более эффективное использование соответствующих видов ресурсов.

Основное место в системе  налогообложения физических лиц  занимает подоходный налог. Переход  к рыночной экономики создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах  денежные  средства,  необходимые для проведения социальных программ.

Подоходное обложение  физических лиц дополняется взиманием  налога на имущество,  который в  условиях перехода к рынку выполняет  не только фискальную роль,  но и  служит своеобразным психологическим  фактором, влияющим на поведение плательщика, осознающего себя собственником. Налог  на имущество  позволяет  мобилизовать  в  распоряжение  государства  денежные средства наиболее состоятельных  граждан. Благоприятные тенденции  в развитии страны, ее экономический  и социальный расцвет впрямую  зависят от того,  насколько быстро состоятельные  владельцы  имущества  станут  преобладающей частью российского  общества [20, с. 618].

В российской системе налогов  наряду с прямыми используются и  косвенные, крупнейшим из которых является налог на добавленную стоимость. Он введен с января 1992г. и количественно заменил ( вместе с акцизами )  ранее действовавшие налог с оборота и налог с продаж. Налог с оборота, основанный на применении фиксированных оптовых и розничных цен, в условиях их либерализации уже не мог функционировать; поэтому его пришлось заменить НДС. Однако взимание НДС в 1992г. отразило существенный недостаток всей модели вновь введенной налоговой системы - слабую увязку между собой отдельных ее элементов, допускающую возможность многократного обложения одних и тех же объектов. Вероятно, в будущем, совершенствуя систему налогообложения,  следует осторожнее обращаться с косвенными налогами, непродуманное применение которых может привести к резкому ухудшению материального положения значительной части граждан.

Одновременно с НДС  в системе косвенного обложения  используются  также  различные  акцизы,  устанавливаемые  на отдельные  виды и группы товаров. Их введение с 1992г. обусловлено отменой налога с  оборота.  В  систему косвенного обложения включаются и таможенные пошлины ; ими облагаются товары и иные предметы,  ввозимые на территорию страны и вывозимые за ее пределы.

Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К  ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной  собственности, а в условиях перехода к рынку и от ее продажи юридическим  и физическим лицам, а с другой - поступления от реализации облигаций  государственных займов и других ценных бумаг. Доходы от продажи государственной  собственности в рамках общей  программы приватизации могут занять место в общей сумме бюджетных  поступлений. В частности, в Российском бюджете на 1992 год предусмотрен был  такой специфический  вид  поступлений,  как  доход  от  распродажи объектов незавершенного строительства на конкурсной основе. В дальнейшем,  по мере завершения программы приватизации, доходы от распродажи государственного имущества постепенно будут вытесняться доходами, получаемыми в виде процентов и дивидендов от инвестирования государственных средств в акции высокодоходных фирм и другие ценные бумаги, а также доходами от продажи ценных бумаг.

Итак, доходы бюджета можно  подразделить на три крупные группы:

1. Закрепленные, т.е. предписаны к тому или иному уровню бюджета.

2.  Регулирующие или  отчисления по регулирующим доходным  источникам.  Ежегодно расписывается  процентное соотношение распределения  тех или иных налогов по  уровням бюджетов.

3. Дополнительные источники,  устанавливаемые самостоятельно  территориальными органами власти, плюс дотации и субвенции ( строго целевые дотации ), которые поступают в нижестоящие бюджеты из вышестоящих.

Сегодня главная цель - макроэкономическая стабилизация. Но наступит она лишь тогда,  когда все начнут играть по твердым и ясным правилам, жить и работать, получать прибыль и  платить налоги по писаным законам, регулирующим баланс интересов.  И  в этом смысле принятый бюджет является во многом  новаторским,  поворотным  во  всей  нашей  бюджетной политике. И если он будет исполнен точно  по плану, то у Беларуси действительно появится реальный шанс выйти из опасной зоны и начать восход к процветанию.

 

1.3  Основные источники  доходов в местные бюджеты

 

 

Местное самоуправление — обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных  органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Экономическая сущность местных  бюджетов проявляется в 
их назначении. Они выполняют следующие функции: 
            • формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; 
            • распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

•  контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения  общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

Местные налоги и сборы:

•    земельный налог;

•    налог на имущество физических лиц;

•    налог на рекламу;

•    налог на наследство или дарение;

•    местные лицензионные сборы.

В свою очередь, земельный налог включает:

1) земельный налог и арендную плату за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;

2) земельный налог  и арендную плату за земли  несельскохозяйственного назначения;

3) доходы от  централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;

4) возмещение  потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.

Доходы  от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям), в том числе:

•  доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

•    доходы от продажи земли;

• доходы от продажи  квартир гражданам.

Средства обязательного  медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет [21, с. 207].

Информация о работе Доходы государственного бюджета и пути их увеличения