Доходы государственного бюджета и пути их увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основании учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить бюджетный процесс, динамику налоговой нагрузки на уровне страны.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения в работе следующих основных задач:
– рассмотрение основных источников республиканского и местного бюджетов;
– анализ организации бюджетного процесса и исполнения бюджета Республики Беларусь;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения доходов бюджета 5
1.1 Экономическое содержание государственного бюджета и его назначение 5
1.2 Доходы республиканского бюджета 8
1.3 Основные источники доходов в местные бюджеты 11
2 Исследование доходов республиканского бюджета 15
2.1 Анализ доходов республиканского бюджета за 2011-2012 года 15
2.2 Оценка налоговых доходов республиканского бюджета и их исполнение 21
2.3 Динамика налоговой нагрузки Республики Беларусь в первом квартале 2011 года 24
3 Пути увеличения доходов республиканского бюджета 31
3.1 Формирование доходной части бюджета стран с рыночной экономикой 31
3.2 Пути увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь 36
Заключение: 43
Список использованных источников: 45

Вложенные файлы: 1 файл

!!!Борисик Н..docx

— 2.22 Мб (Скачать файл)

Доходы бюджета сектора  государственного управления за январь-сентябрь 2013 года сложились в сумме 195,5 трлн. рублей, или 71,4 процента уточненного  годового плана.

Доходы республиканского бюджета составили 77,2 трлн. рублей, или 63,2 процента уточненного годового плана (см. таблицу 4).

За январь-сентябрь 2013 года поступление НДС составило 40,6 трлн. рублей, или 68,8 процента уточненного  годового плана. Налога на прибыль поступило 17,9 трлн. рублей, или 64,0 процента уточненного  годового плана. Акцизы поступили в  сумме 12,3 трлн. рублей, или 75,0 процентов  уточненного годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 18,0 трлн. рублей, или 60,3 процента уточненного годового плана. Поступления  в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) составили 56,7 трлн. рублей, или 81,1 процента утвержденного годового плана.

По состоянию на 1 октября 2013 года задолженность по налогам  и сборам составила 148,6 млрд. рублей и уменьшилась за сентябрь 2013 года на 4,3 млрд. рублей.

 

Таблица 4 - Исполнение бюджета сектора государственного управления (республиканский бюджет, местные бюджеты и бюджет Фонда социальной защиты населения) за январь-сентябрь 2013 года [24]

 

Показатели

Уточненный план 2013г.

Исполнено за янв-сент

В % к уточненному годовому плану

 

Всего

Респуб. бюджет

Всего

Республик. бюджет

Всего

Республик. бюджет

Всего доходов

2738070,5

122058,0

195491,5

77200,6

71,4

63,2

из них:

           

Налог на прибыль

27952,2

10451,2

17885,7

4360,8

64,0

41,7

НДС

59035,2

41327,5

40605,0

28564,6

68,8

69,1

Акцизы

16434,0

16434,0

12319,4

12319,4

75,0

75,0

Доходы от внешнеэконом.деят-ти

29809,2

29809,2

17988,2

17988,2

60,3

60,3

Поступления в фонд соц.защиты населения

69936,5

Х

56688,4

Х

81,1

Х


 

Если сравнивать 2012 и 2013 года, то можно наблюдать, что  запланированные  государством цифры не пришли к должному  исполнению. По уточненному плану 2012 и 2013 года запланирована одна сумма, а исполнено было меньше, что свидетельствует  о  неэффективной развитости экономики. Но если смотреть по исполненному бюджету, то в 2013 году по сравнению с 2012 бюджет увеличился на 43196,1 млрд. рублей. В том числе увеличились поступления от налога на прибыли, налога на добавленную стоимость. Правда количество поступлений акциз снизилось на 4416 млрд. рублей. На доходы от внешнеэкономической деятельности и поступления в фонд социальной защиты также наблюдается положительная тенденция.

Таким образом, можно сделать  вывод, что налоговые доходы в  государственный бюджет с каждым годом увеличиваются, улучшается налоговая  база, улучшается контроль за налогоплательщиками.  Государство с каждым годом увеличивает планы по поступлению доходов в бюджет и пытаются выполнять их. Поэтому Республике Беларусь предстоит проделать  большое количество работы, для того, что усовершенствовать налоговую нагрузку, улучшить поступления в республиканский и местный бюджеты.

2.3 Динамика налоговой  нагрузки Республики Беларусь в первом квартале 2011 года

 

В январе-марте 2011 года величина налоговой нагрузки на экономику составила 30 процентов к ВВП и по сравнению с аналогичным периодом 2010 года сократилась на один процентный пункт1.

 

Таблица 5 - Величина и структура налоговой нагрузки на экономику

Республики  Беларусь в первом квартале 2010-2011 гг.

 

 

Показатели 

1 квартал  2010 года

1 квартал 2011 года

Отклонение, п.п., (+/-)

в % к ВВП

 

Налоговая нагрузка

в том числе:

31,0

30,0

     -1,0

косвенные налоги

14,0

11,7

  -2,3

прямые налоги

7,5

10,2

   2,7

смешанные налоги

2,9

2,6

  -0,3

прочие налоговые  доходы, сборы, пошлины

6,6

5,5

   -1,1


 

Снижение уровня налоговой нагрузки связано с  упразднением ряда налоговых платежей, сокращением объектов налогообложения  и исключением отдельных субъектов  из состава плательщиков налогов, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета (темп роста 107,2 процента) по отношению к росту ВВП (темп роста – 110,9 процента).

Как видно из данных таблицы 2, в структуре налоговой  нагрузки наибольший удельный вес в  ВВП сохранился за косвенными налогами и сборами, однако по сравнению с  первым кварталом 2010 года он снизился на 2,3 процентного пункта, доля смешанных сократилась на 0,3 процентного пункта, прочих налогов, сборов, пошлин – на 1,1 процентного пункта [5, c. 19].

Одновременно  удельный вес прямых налогов и  сборов в ВВП возрос на 2,7 процентного пункта, что связано с изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль. Так, в первом квартале текущего года, кроме уплаченного налога за четвертый квартал (декабрь) 2010 года, также поступили текущие платежи в размере 1/4 годовой суммы налога по сроку уплаты 22 марта 2011 года (в 2010 году уплата налога за первый квартал производилась по сроку 22 апреля). 

Объем поступлений  в бюджет косвенных налогов и сборов, которые по своей экономической природе являются надбавкой к цене реализуемых товаров, работ, услуг, сократился на 7,2 процента, а их доля в ВВП уменьшилась с 14 до 11,7 процента.

В общей сумме  платежей этого вида 74 процента приходится на налог на добавленную стоимость. Структура косвенных налогов и сборов приведена на рисунке 8.

 

Рисунок 8 – Структура косвенных налогов и сборов в РБ [5]

 

Темп роста поступлений  НДС составил 95,2 процента, удельный вес в ВВП снизился с 10,1 до 8,7 процента. Отрицательная динамика поступлений обусловлена опережающей динамикой налоговых вычетов (темп роста 129,4 процента) по отношению к начисленному по реализации налогу (темп роста 126,1 процента) в основном за счет роста почти в 4 раза налоговых вычетов по товарам, облагаемым НДС по ставке 10 процентов, что связано с законодательным снятием ограничений по принятию к вычету сумм НДС.

Также отменены ограничения  по принятию к вычету уплаченных сумм НДС при приобретении основных средств  и нематериальных активов, не принятых к вычету в предыдущих налоговых  периодах.

Кроме того, в 2011 году отменена обязанность плательщиков уплачивать НДС периодическими платежами при превышении суммы налога за месяц 40 тысяч евро, а также всем плательщикам независимо от размера выручки предоставлено право ежеквартальной уплаты налога. В первом квартале 35,5 тысячи субъектов хозяйствования выбрали ежеквартальный способ уплаты налога, тогда как в аналогичном периоде прошлого года им пользовались 26 тысяч плательщиков.

Более 19% общего объема косвенных  налогов формируют акцизы. Их поступления  сократились на 15,5 %, а удельный вес  в ВВП – с 2,9 до 2,2 %. Основной причиной такой динамики явилась отмена периодических  платежей по акцизам и зачет положительного сальдо, образовавшегося на 1 января 2011 года, в счет уплаты текущих платежей.

По единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции платежи  снизились на 17,2 %, а их удельный вес  в ВВП – с 0,2 до 0,1 % по причине  снижения в 2011 году ставки налога с 2% до 1% в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 января 2011 г. № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций».

Кроме того, с 2011 года отменен налог  на услуги, удельный вес которого в  первом квартале 2010 года составлял 0,1 процента в ВВП.

В то же время налога при  упрощенной системе налогообложения  уплачено на 32,4 % больше, чем в аналогичном периоде 2010 года, что связано с расширением сферы применения этого режима налогообложения. Так, количество плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, возросло на 20%. В результате удельный вес этого налога в ВВП увеличился с 0,5 до 0,6 процента [5, c. 19].

По остальным косвенным налогам  и сборам, к которым относятся  консульский, гербовый и курортный  сборы, средства от реализации контрольных (идентификационных) знаков, поступления  также выросли на 20,3 %, а их удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2010 года – 0,1 %.

Удельный вес прямых налогов и сборов, объектами обложения которыми являются доходы и собственность, составил 10,2 процента в ВВП, темп роста поступлений – 150,4 процента. Структура прямых налогов и сборов приведена на рисунке 9.

 

 

 

Рисунок 9 – Структура прямых налогов и сборов Республики Беларусь [5]

 

В разрезе прямых налогов  и сборов наибольший удельный вес  –47,5% – занимает налог на прибыль. Поступления его возросли в 1,8 раза, а доля в ВВП – с 3,4 до 5,5 процента. Как отмечалось выше, такая динамика обусловлена изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль.

Не менее значимым доходным источником является подоходный налог  с физических лиц, который занимает 35,9% в группе прямых налогов. Темп роста  поступлений составил 137,2 процента, удельный вес увеличился с 3,4 до 4,2 процента в ВВП. Повышение платежей по подоходному налогу обусловлено, главным образом, ростом на 19,2 процента фонда заработной платы в целом по республике.

В общей сумме прямых налогов  и сборов 12,5 процента принадлежит  имущественным налогам – налогу на недвижимость и земельному налогу, поступления которых увеличились соответственно на 29,8 и 23,8%. Удельный вес этих налогов в ВВП повысился соответственно с 0,8 до 0,9 % и с 0,5 до 0,6 %.

Также выросли платежи  по налогу на доходы (темп роста 134,8 процента) и налогу на игорный бизнес (111,7 процента). Вместе с тем их доля в ВВП сохранилась на прошлогоднем уровне и составила соответственно 0,2 и 0,1%. 

Отрицательная динамика поступлений  сложилась только по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц – снижение на 5,7 процента. Это связано в основном с сокращением количества плательщиков единого налога (темп роста числа индивидуальных предпринимателей составил 99,5 процента, физических лиц – 97,8 процента). Удельный вес налога сохранился на уровне 2010 года – 0,2 % в ВВП [5, c. 21].

Следует отметить, что с 2011 года отменен такой местный платеж как сбор на развитие территорий, который  в первом квартале 2010 года составлял 0,2 процента в ВВП, а также исключена  из состава налоговых доходов  бюджета плата за размещение наружной рекламы.

Что касается смешанных налогов, сборов, отчислений, то к ним относятся платежи, имеющие признаки как косвенных, так и прямых налогов. По аналогии с косвенными эти налоги участвуют в процессе ценообразования как элемент себестоимости и, соответственно, оплачиваются потребителями товаров, работ, услуг. Им также присущи признаки прямых налогов, поскольку имеется конкретный объект обложения, непосредственно не связанный с объемами и результатами хозяйственной деятельности.

Доля смешанных налогов  в ВВП составила 2,6 процента, темп роста – 97,5 процента, их структура приведена на рисунке 10.

 

 

Рисунок 10 – Структура смешанных налогов, сборов, отчислений РБ[5]

 

В общей сумме  смешанных налогов почти 71 % приходится на отчисления в инновационные фонды, темп роста которых составил 70,9%, причем их доля в ВВП сократилась с 1,2 до 0,8 процента. Снижение платежей обусловлено уменьшением нормативов отчислений по отдельным плательщикам Министерства связи и информатизации, Министерства энергетики, Министерства промышленности и концерна «Белнефтехим».

Около 22,8% принадлежит экологическим платежам (с учетом налога на добычу (изъятие) природных ресурсов), поступления которых снизились на 36,1 %, соответственно удельный вес в ВВП уменьшился с 0,4 до 0,3%. Сокращение поступлений связано с изменением законодательства в части исключения из объектов налогообложения экологическим налогом переработки нефти и нефтепродуктов, перемещения по территории республики нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом. Кроме того, с 2011 года экологический налог за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений, а также производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона исключены из состава налоговых доходов бюджета.

Темп роста прочих смешанных  отчислений и сборов, к которым  отнесены отчисления в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий, отчисления от доходов от оказания услуг электросвязи, сбор с заготовителей,  составил 106,9 процента, удельный вес по сравнению с 2010 годом не изменился и сложился на уровне 0,1 процента в ВВП.

Информация о работе Доходы государственного бюджета и пути их увеличения