Европейский долговой кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:25, доклад

Краткое описание

Европейский долговой кризис, или кризис суверенного долга в ряде европейских стран— долговой кризис, охвативший в 2010 году сначала периферийные страны Евросоюза (Греция, Ирландия), а затем охвативший практически всю зону евро. Источником кризиса называют кризис рынка гособлигаций в Греции осенью 2009 года[7]. Для некоторых стран еврозоны стало сложным или невозможным рефинансирование государственного долга без помощи посредников.

Вложенные файлы: 1 файл

Европейский долговой кризис.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

Европейский долговой кризис

Европейский долговой кризис, или кризис суверенного долга в ряде европейских стран— долговой кризис, охвативший в 2010 году сначала периферийные страны Евросоюза (Греция, Ирландия), а затем охвативший практически всю зону евро. Источником кризиса называют кризис рынка гособлигаций в Греции осенью 2009 года[7]. Для некоторых стран еврозоны стало сложным или невозможным рефинансирование государственного долга без помощи посредников.

С конца 2009 года из-за роста величины задолженности государственного и частного сектора по всему миру и одновременного понижения кредитных рейтингов ряда стран ЕС инвесторы стали опасаться развития долгового кризиса. В разных странах к развитию долгового кризиса привели различные причины: где-то кризис был вызван тем оказанием экстренной правительственной помощи компаниям банковского сектора, находившимся на грани банкротства из-за роста рыночных пузырей, или попытками правительства провести стимулирование экономики после того, как рыночные пузыри лопнули. В Греции рост величины госдолга был вызван расточительно высоким уровнем заработной платы госслужащих и значительными размерами пенсионных выплат[источник не указан 216 дней]. Развитию кризиса способствовала и структура еврозоны (валютный, а не бюджетно-налоговый союз), которая также негативно отразилась на возможности руководства европейских стран реагировать на развитие кризиса: в странах-членах еврозоны есть единая валюта, но нет единого налогового и пенсионного законодательства[9][10]. Примечательно, что из-за того, что в собственности европейских банков находится значительная доля государственных облигаций стран, сомнения в платёжеспособности отдельных стран приводят к сомнениям в платёжеспособности их банковского сектора и наоборот[11].

Начиная с 2010 года опасения инвесторов начали усиливаться[12][13]. 9 мая 2010 года министры финансов лидирующих стран Европы отреагировали на изменение инвестиционной обстановки созданием Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) с ресурсами размером в 75 млрд евро для обеспечения финансовой стабильности в Европе за счёт осуществления ряда антикризисных мер[14]. В октябре 2011 года и феврале 2012 года лидерами еврозоны были согласованы меры предотвращения экономического краха, в том числе было заключено соглашение о списании банками 53,5% долговых обязательств правительства Греции, принадлежащих частным кредиторам[15], увеличение объёмов средств Европейского фонда финансовой стабильности до около €1 трлн, а также повышение уровня капитализации европейских банков до 9 %[16]. Также с целью повышения доверия инвесторов представителями стран-лидеров ЕС было заключено соглашение о бюджетно-налоговой стабильности (en:European Fiscal Compact), в рамках которого правительство каждой страны принимало на себя обязательства по внесению в конституцию поправок об обязательности сбалансированного бюджета[17][18].

В то время как объёмы выпуска  государственных облигаций существенно возросли лишь в нескольких странах еврозоны, рост государственной задолженности стал восприниматься как общая проблема всех стран евросоюза в целом[19]. Тем не менее, европейская валюта остаётся стабильной[20][21]. На три страны, в наибольшей степени затронутых кризисом (Греция, Ирландия и Португалия), приходится 6 процентов валового внутреннего продукта (ВВП) еврозоны[22].

В июне 2012 года долговой кризис Испании вышел на первый план среди экономических проблем еврозоны[23]. Это привело к резкому увеличению ставки доходности государственных облигаций Испании и значительно ограничило доступ страны к рынкам капитала, что привело к необходимости оказания финансовой помощи испанским банкам и проведения ряда других мер[24].

Содержание

  • 1 Хронология
    • 1.1 2010
    • 1.2 2011
    • 1.3 2012
  • 2 Причины возникновения кризиса
    • 2.1 Рост госдолга
    • 2.2 Нарушение равновесия платёжного баланса
    • 2.3 Структурные проблемы еврозоны
    • 2.4 Негибкая кредитно-денежная политика
    • 2.5 Потеря доверия инвесторов
  • 3 Ход развития кризиса
    • 3.1 Греция
    • 3.2 Ирландия
    • 3.3 Португалия
    • 3.4 Испания
    • 3.5 Кипр
    • 3.6 Возможное распространение кризиса на другие страны
      • 3.6.1 Италия
      • 3.6.2 Бельгия
      • 3.6.3 Франция
      • 3.6.4 Великобритания
      • 3.6.5 Швейцария
      • 3.6.6 Германия
  • 4 Предложения по выходу из кризиса
    • 4.1 Экстренные меры ЕС
      • 4.1.1 Европейский фонд финансовой стабильности (ЕФФС)
      • 4.1.2 Европейский механизм финансовой стабилизации
      • 4.1.3 Брюссельское соглашение и его последствия
    • 4.2 Вмешательство ЕЦБ
    • 4.3 Европейский стабилизационный механизм
    • 4.4 Европейское соглашение о налогово-бюджетной стабильности
    • 4.5 Экономические реформы и восстановление экономики
      • 4.5.1 Увеличение объёма инвестиций
      • 4.5.2 Увеличение конкурентоспособности
      • 4.5.3 Решение проблемы дисбаланса счёта текущих операций
    • 4.6 Обсуждение осуществляемых мер
  • 5 Предлагаемые долгосрочные решения
    • 5.1 Европейское соглашение о налогово-бюджетной стабильности
    • 5.2 Еврооблигации
    • 5.3 Европейский валютный фонд
    • 5.4 Значительное сокращение госдолга за счёт увеличения налога на имущество
    • 5.5 Дефолт и выход из еврозоны
      • 5.5.1 Комментарии
  • 6 Противоречия
    • 6.1 Нарушение условий договоров ЕС
    • 6.2 Организации, способствовавшие развитию кризиса
      • 6.2.1 Рейтинговые агентства
      • 6.2.2 СМИ
      • 6.2.3 Спекулянты
    • 6.3 Слухи о распаде еврозоны
    • 6.4 Неправомерные долговые обязательства
    • 6.5 Статистические данные по странам
    • 6.6 Залоговое обеспечение для Финляндии
  • 7 Политические последствия кризиса
  • 8 Ссылки
  • 9 Изображения
  • 10 См. также
  • 11 Примечания

Хронология

2010

Во второй половине 2009 года среди инвесторов начало распространяться беспокойство относительно кризиса государственных заимствований (англ.)русск. ряда европейских стран. Его значительный рост к началу 2010 года всё более затруднял рефинансирование греческих, ирландских и португальских задолженностей[25][26]. Указанные кризисные явления сперва распространились среди таких стран еврозоны как Греция, Ирландия, Италия, Испания и Португалия, а потом перекинулись и на другие страны ЕС, в том числе находящиеся вне зоны обращения евро. Исландия, пережившая очень глубокий кризис в 2008 году, в ходе которого подверглась коллапсу вся банковская система страны, на этот раз пострадала от кризиса в меньшей степени, отчасти благодаря решению не выплачивать долги иностранным банкам. Это непростое решение было принято в ходе национального референдума. В странах, входящих в ЕС, особенно в тех, что по примеру США проводили массивные вливания в банковскую систему для её спасения, стремительно росла долговая нагрузка на государственные финансы. Именно затруднения государств своевременно выплачивать проценты и «тело» кредитов без дальнейших, всё возрастающих заимствований привели к росту разрыва в доходности по облигациям и стоимости CDS между вышеназванными странами и другими членами ЕС, в первую очередь по сравнению с эталоном надёжности — Германией[27][28].

Панику среди инвесторов вызвало массовое снижение рейтингов стран ЕС. 9 мая 2010 года Совет министров финансов ЕС постановил сформировать специализированный резервный фонд размером (изначально) в 750 млрд евро, основной целью которого является обеспечение финансовой стабильности на европейском континенте — Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF)[29].

2 мая 2010 года страны еврозоны и Международный валютный фонд договорились о 110-миллиардном кредите для Греции, который должен сопровождаться очень жёсткими мерами экономии. Сразу же после этого был предоставлен 85-миллиардный пакет для Ирландии и 78-миллиардный план по выкупу государственных долговых бумаг Португалии. Все эти шаги имели своей целью остановить распространение кризиса, начавшегося в Греции и распространявшегося по всему континенту.

2011

     

PIGS: Португалия, Италия, Греция и Испания      PIIGS: с Ирландией      Great PIIGS или PIIGGS: с Великобританией

Несмотря на принимаемые  меры, проблемы нескольких стран участниц превращались в системный кризис всей еврозоны[30]. В мае 2011 греческий государственный долг оказался в центре внимания всего мира[31]. Греческое общество в подавляющем большинстве отвергало любые предложения, направленные на экономию государственных средств, выражая своё недовольство забастовками и уличными акциями протеста, переходившими в беспорядки. В конце июня 2011 греческое правительство направило в парламент законопроекты, предусматривающие экономию бюджетных средств в размере 28 миллиардов евро в течение следующих 5 лет. В случае принятия предложенных изменений грекам обещали предоставить 12 миллиардов евро из общеевропейского фонда. Без указанного денежного вливания правительство Греции было бы вынуждено объявить о банкротстве уже в середине июля 2011 года[32]. Вместе усилия по выходу из кризиса были восприняты неоднозначно. Так, греческая оппозиция восприняла действия немецкого канцлера Меркель как фашистские[33]. Та же Меркель сообщила (17 ноября), что одни кредиты ЕЦБ не способны разрешить кризис, необходима и политическая воля[34]

В конце октября 2011 года на саммите ЕС лидеры стран-участниц еврозоны одобрили пакет мер, которые должны остановить неудержимый рост государственных долгов. Были приняты решения о списании 50% долгов Греции, увеличении EFSF до €1 трлн и доведении минимального порога собственного капитала европейских банков до 9 %[35].

Пожалуйста, улучшите и дополните этот раздел.

Замечания о том, что нужно улучшить, могут быть на странице обсуждения статьи.

 

2012

В феврале рейтинговые  агентства понизили рейтинги многих европейских стран и финансовых организаций, однако реакция рынков на данную информацию была не явной[36].

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings полагает, что Греция в конечном итоге объявит дефолт. Об этом сообщил эксперт агентства Эдвард Паркер на конференции в Стокгольме.

Это все равно  случится. Греция — несостоятельный должник, она неплатежеспособна и объявит дефолт. Это не должно стать сюрпризом», — пояснил он, уточнив, что речь будет идти, скорее всего, о контролируемом дефолте, передает Reuters[37].


С течением времени антигерманские настроения в греческом обществе становятся всё более выраженными, используются символы, считавшиеся раньше недопустимыми; высказываются даже опасения, что такая нетерпимость может ухудшить имидж страны в глазах туристов[38].

Причины возникновения  кризиса

 

Величина госдолга ряда стран ЕС и его отношение к ВВП (2010 г.).

Величина госдолга стран  еврозоны, Германии и стран, в наибольшей степени затронутых долговым кризисом, по сравнению со средней величиной ВВП еврозоны.

Бюджетный дефицит стран еврозоны по сравнению с дефицитом Великобритании и США.

Развитие европейского долгового кризиса стало возможным  из-за одновременного воздействия ряда сложных факторов, среди которых: глобализация финансового рынка; лёгкость доступа к кредитам в 2002–2008 гг., которая привела к выдаче значительного количества кредитов с высоким уровнем риска; мировой финансовый кризис 2007–2012 г.; дефицит торговых балансов ряда стран; впоследствии лопнувшие пузыри на рынках недвижимости; низкие темпы экономического роста с 2008 г. по настоящее время; провал мер налогово-бюджетной политики, направленных на регулирование величины государственных доходов и расходов; широкое распространение практики оказания государственной экстренной финансовой помощи банковским отраслям и частным держателям облигаций, выкуп долгов или перенос убытков частного сектора на налогоплательщиков.

По одной из теорий, причиной кризиса  стал существенный рост ёмкости инвестиционного  фонда в 2000‒2007 гг. за счёт сбережений частного сектора. К 2007 г. ёмкость мирового фонда долговых обязательств с фиксированной процентной ставкой увеличилась с примерно $36 триллионов в 2000 г. до $70 триллионов. Рост этого «огромного денежного фонда» был вызван выходом на мировые капитальные рынки инвесторов развивающихся стран с высокими темпами экономического роста. Появление новых инвесторов привело к возникновению на мировом рынке ценных бумаг спроса на бумаги с более высокой прибыльностью, чем у казначейских облигаций США[39]. Желая привлечь эти инвестиционные средства, многие страны перестали соблюдать нормы регулирования капитальных рынков и принципы внутренней экономической политики, что привело к росту рыночных пузырей по всему миру. Хотя эти пузыри уже лопнули (и привели к падению цен на активы, например, жилую и коммерческую недвижимость), долговые обязательства стран перед инвесторами мирового рынка остались на прежнем уровне, из-за чего у многих инвесторов возникают сомнения в платежеспособности как правительств, так и банковского сектора стран-должников [40].

Правительства европейских стран, затронутых кризисом, привлекали и  использовали заёмные средства по-разному. В Ирландии, например, значительное количество банковских кредитов, полученных застройщиками, привело к росту  огромного пузыря на рынке недвижимости. Когда он лопнул, правительство Ирландии (т.е. в конечном счёте налогоплательщики) приняло на себя обязательства по выплатам. В Греции правительство направляло привлечённые средства на выплаты государственным служащим, в форме как чрезвычайно высокой заработной платы, так и высоких пенсий. В Исландии приток мировых инвестиций привёл к диспропорциональному росту банковского сектора страны, задолженность которого перед иностранными инвесторами в несколько раз превышала ВВП страны [40].

Взаимосвязь стран в рамках глобальной финансовой системы приводит к тому, что если одна страна не выполняет обязательства по выплатам, или если из-за начала экономического спада частный сектор страны не в состоянии произвести выплаты по части внешних долговых обязательств, то это приводит к убыткам банковской системы страны-кредитора. Например, в октябре 2011 г. объём чистой задолженности итальянских заёмщиков перед французскими банками составлял 366 млрд долларов. Если они не смогут выполнить свои обязательства, то это негативно повлияет на положение французской экономики и банковской системы страны, что приведёт к убыткам кредиторов Франции, и так далее. Это называется финансовой цепной реакцией [11][41]. Усилению взаимосвязи финансовых рынков также способствовало заключение контрактов по защите от кредитного риска, т.н. кредитно-дефолтных свопов, согласно условиям которых выплаты производятся в случае невыполнения обязательств по определённому виду ценных бумаг (в том числе и по государственным облигациям). Поскольку количество сделок, которые можно заключить по одной ценной бумаге, не ограничено, оценить то, как сделки по кредитно-дефолтным свопам могут повлиять на банковскую систему каждой страны, невозможно[42].

Информация о работе Европейский долговой кризис