Европейский долговой кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:25, доклад

Краткое описание

Европейский долговой кризис, или кризис суверенного долга в ряде европейских стран— долговой кризис, охвативший в 2010 году сначала периферийные страны Евросоюза (Греция, Ирландия), а затем охвативший практически всю зону евро. Источником кризиса называют кризис рынка гособлигаций в Греции осенью 2009 года[7]. Для некоторых стран еврозоны стало сложным или невозможным рефинансирование государственного долга без помощи посредников.

Вложенные файлы: 1 файл

Европейский долговой кризис.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

Одним из главных опасений до оказания экстренной финансовой помощи странам было распространение кризиса на некоторые другие страны после потери инвесторами уверенности в их кредитоспособности. По словам представителя Комитета по финансовой политике (en:Financial Policy Committee) Банка Англии, «На рынке сохраняется озабоченность величиной бюджетного дефицита ряда стран еврозоны и вероятностью распространения кризиса на банковские системы»[182]. Помимо Ирландии, где правительственный дефицит в 2010 г. составил 32,4% ВВП, и Португалии (9,1% ВВП), другие страны, например Испания (9,2%), также находятся в зоне риска[183].

Согласно прогнозу Организации  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2010 г. 30 стран-членов ОЭСР получат от продажи государственных облигаций средства в размере $16 трлн. На выплаты по обязательствам стран еврозоны понадобится в общей сложности €1.6 трлн; ожидается, что в этот период в США будут выпущены ценные бумаги на сумму $1,7 триллионов[184], а в Японии будет необходимым продление сроков выплаты по государственным облигациям на сумму ¥213 трлн[185]. Греция стала ярким примером развитой страны, столкнувшейся с трудностями на финансовых рынках из-за повышения уровня государственной задолженности, но даже такие страны, как США, Германия и Великобритания пережили потенциально опасные моменты спада спроса инвесторов на облигации из-за обеспокоенности состянием государственных финансов и экономики[186].

 

Италия

Дефицит бюджета Италии в 2010 г. составил 4,6% от ВВП, т.е. был почти  равен дефициту Германии (4,3%) и был меньше, чем в Великобритании и Франции. Основной бюджет Италии, в котором не учитываются выплаты процентов по кредитам, имеет положительное сальдо. Однако величина госдолга страны возросла почти до 120% ВВП (в США в 2010 г. она составляла 2,4 триллиона долларов), а темпы экономического роста на протяжении более чем десяти лет были ниже, чем в среднем по ЕС[187]. Это привело к тому, что инвесторы стали считать итальянские государственные облигации более рискованными. С другой стороны, государственные облигации Италии имеют более длительные сроки погашения и значительная доля облигаций принадлежит внутренним инвесторам[188] .

В целом это делает страну более  устойчивой в случае финансовых потрясений, а в кредитном рейтинге она занимает позицию выше, чем Франция и Бельгия[189]. В 2012 г. наступит срок осуществления выплат около 300 млрд евро (общая сумма государственного долга Италии составляет 1,9 трлн евро). Поэтому правительство страны в ближайшем будущем будет вынуждено прибегнуть к займам для проведения рефинансирования в значительных объёмах[190].

15 июля и 14 сентября 2011 г. правительством  Италии были приняты законопроекты  об осуществлении мер экономии, которые должны освободить средства размером до €124 млрд[191][192]. Тем не менее, к 8 ноября 2011 г. уровень доходности итальянских облигаций составил 6,74% для облигаций на 10 лет, а затем поднялся выше 7%, уровня, который принято считать порогом доступа к финансовым рынкам[193]. 11 ноября 2011 г., после того, как был одобрен законопроект осуществления дальнейших мер экономии и было сформировано правительство с чрезвычайными полномочиями для смены правительства премьер-министра Сильвио Берлускони, доходность облигаций на 10 лет резко упала с 7,5% до 6,7%[194].

Меры экономии включают в себя обязательства  по получению средств в размере  €15 млрд от продажи недвижимости в последующие три года, увеличению пенсионного возраста на два года до 67 лет к 2026 г., отмене защиты ряда профессий на рынке труда в течение 12 месяцев, а также постепенному сокращению доли государственной собственности в муниципальных компаниях[188]. Временное правительство, которое должно осуществлять новые меры, возглавляет бывший комиссар Европейского союза по впросам антимонопольной политики Марио Монти[188].

Как и в других странах, социальные последствия кризиса были тяжелыми, вплоть до возвращения к использованию детского труда в бедных районах[195].

 

Бельгия

В 2010 г. государственный  долг Бельгии составлял 100% ВВП страны — третий по величине в еврозоне после Греции и Италии[196]; сомнения в финансовой стабильности банков Бельгии также возникали после крупного финансового кризиса в стране в 2008–2009 гг.[197].

В ноябре 2010 г. из-за роста госдолга Бельгии финансовые аналитики предсказывали, что Бельгия будет следующей  страной, затронутой финансовым кризисом[197]. После выборов в июне 2010 г., в которых ни одной партии не удалось получить большинства голосов, представителям партий фламандского сообщества и французского сообщества Бельгии не удалось достичь договоренности о формировании правительства, поэтому в ноябре 2011 г. в стране продолжало работать временное правительство[196][198] .

Однако дефицит в 5% ВВП является относительно скромным и доходность государственных облигаций сроком на десять лет в ноябре 2010 г. составляла 3,7%, т.е. по-прежнему была ниже, чем у Ирландии (9,2%), Португалии (7%) и Испании (5,2%)[197]. Кроме того, благодаря высокому уровню личных сбережений в Бельгии, правительство Бельгии смогло профинансировать дефицит главным образом за счёт внутренних займов, что делает положение страны менее зависимым от колебаний на международных кредитных рынках[199]. Тем не менее, 25 ноября 2011 г. кредитный рейтинг долгосрочных государственных облигаций Бельгии был понижен агентством «Стандард энд пурс» с AA+ до АА[200] и доходность государственных облигаций сроком на десять лет достигла уровня 5,66%[198].

Вскоре после этого бельгийские  партии достигли соглашения о формировании нового правительства. Согласно условиям соглашения, правительство страны будет осуществлять сокращение расходов и увеличение налогов для получения дополнительных средств величиной в €11 млрд, что позволит к 2012 г. снизить бюджетный дефицит до 2,8% ВВП и сбалансировать бюджет к 2015 г.[201]. После того, как детали соглашения стали известными общественности, доходность государственных облигаций Бельгии сроком на десять лет резко упала до 4,6%[202].

Франция

Государственный долг Франции  в 2010 г. составлял приблизительно 2,1 триллиона долларов США и 83% ВВП, бюджетный дефицит в 2010 г. составлял 7% ВВП[203].

За период с июля 2011 г. по 16 ноября 2011 г. разница между уровнями доходности облигаций Франции и Германии выросла на 450%[204]. Стоимость контрактов по кредитно-дефолтным свопам по Франции за тот же период выросла на 300%[205].

1 декабря 2011 г. уровень доходности  облигаций Франции упал и стране  удалось осуществить продажу  государственных облигаций со  средним уровнем доходности в  3,18% (т.е. значительно ниже критического  уровня в 7%) сроком на десять лет на сумму €4,3 миллиардов[206]. В начале февраля 2012 г. уровень доходности французских облигаций сроком на 10 лет снизился до 2,84%[207].

Великобритания

Согласно данным Комитета по финансовой политике (англ. Financial Policy Committee) Банка Англии, «нарушение экономической стабильности, затрагивающее рынки банковского финансирования, может повлиять на положение банковского сектора Великобритании»[182]. Это вызвано тем, что валовой внешний долг Великобритании выше, чем у любой другой европейской страны (€7,3 трлн; €117,580 на душу населения), в значительной степени из-за высокой доли заёмного капитала финансовой отрасли, тесно связанной с экономиками США и еврозоны[208].

В 2012 г. в Великобритании начался экономический спад, вызванный замедлением экономической активности в Европе и страхом инвесторов перед дальнейшим ухудшением положения стран еврозоны. Банк Англии предоставил значительные средства банкам Великобритании по сниженной процентной ставке для того, чтобы обеспечить дальнейшее предоставление кредитов предприятиям страны. Кроме того, банк проводит политику количественного смягчения, скупая значительные объёмы гособлигаций; в дальнейшем объём этих операций может вырасти [209]. Казначейство Великобритании поддержало политику Банка Англии по поддержке банковского сектора[210]

Управляющий Банка Англии Мервин Кинг заявил в мае 2012 г., что еврозона находится на стадии «распада» и посоветовал банкам Великобритании выплачивать бонусы и дивиденды в форме акций, чтобы сохранить запасы наличных денег. Он признал, что Банк Англии, Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании и правительство страны разрабатывают планы действий на случай выхода Греции из еврозоны или резкого падения курса евро, но отказался обсуждать их, чтобы не вызвать паники[211]. Известно, что планируется ужесточение иммиграционного контроля для того, чтобы предотвратить наплыв безработных из Греции и других стран евросоюза в поисках работы, и эвакуация граждан Великобритании из Греции в случае начала гражданских беспорядков[212].

Крах евро может нанести ущерб  роли Лондона как мирового финансового центра из-за увеличения рисков банков Великобритании. В то же время крах евро, скорее всего, усилит позиции фунта стерлингов и государственных ценных бумаг Великобритании, поскольку инвесторы будут искать более безопасные формы капиталовложения[213]. Так, на рынке недвижимости в Лондоне начался бум, когда инвесторы, предпочитающие помещать средства в недвижимость, отказались от инвестиций в свои страны (Францию, Грецию, или другие европейские страны)[214]; вероятно, что выход Греции из еврозоны только усилит приток капитала[213].

Швейцария

Долговой кризис и  опасения, что положение в еврозоне может ухудшиться, привели к тому, что инвесторы стали вкладывать свои средства в активы в Швейцарии. Это привело к повышению курса швейцарского франка по отношению к евро и другим валютам, падению цен внутри страны и увеличению стоимости экспорта. В ответ руководство Национального банка Швейцарии повысило уровень капитализации банка «Кредит сюис», а также объявило о намерении продолжать политику замедления роста курса франка за счёт покупки значительных объёмов других валют. Покупка евро позволяла сохранять курс евро на высоком уровне; до вмешательства Национального банка Швейцарии курс евро упал ниже приемлемого для Швейцарии значения. Возможной опасностью проведения подобной политики является дальнейший рост цен на недвижимость в стране[209][215]

Германия

По сравнению с совокупным размером госдолга стран еврозоны размеры  экономики Германии сравнительно невелики, и потому правительство страны, даже если бы оно пожелало, не смогло бы выступить гарантом по госдолгу остальных стран еврозоны: в настоящее время считается возможным дефолт Испании, и даже Италии и Франции. Поэтому, согласно заявлению канцлера ФРГ Ангелы Меркель, Германия будет участвовать в оказании финансовой помощи только при условии проведения переговоров о системной реформе еврозоны для разрешения ряда структурных противоречий, приведших к развитию кризиса [216][217]

Предложения по выходу из кризиса

Экстренные  меры ЕС

Европейский фонд финансовой стабильности (ЕФФС)

Основная статья: Европейский фонд финансовой стабильности

9 мая 2010 г. представители  27 стран-членов ЕС заключили соглашение о создании Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) с целью обеспечения финансовой стабильности в Европе путём предоставления финансовой помощи странам еврозоны, испытывающим экономические затруднения[218]. Фонд обладает полномочиями по выпуску облигаций или других видов долговых обязательств для привлечения средств, необходимых для предоставления кредитов, проведения рекапитализации банков или покупки государственных облигаций. Контроль и координация деятельности фонда осуществляется Немецким финансовым агентством нем. Deutsche Finanzagentur[219].

Гарантии по облигациям предоставляются  правительствами стран-членов еврозоны пропорционально оплаченной доле акционерного капитала в ЕЦБ. Гарантии по кредитам фонда предоставляются правительствами стран еврозоны совместно и индивидуально; общий объём располагаемых фондов составляет €440 миллиардов. Вместе с кредитами объёмом до €60 миллиардов Европейского механизма финансовой стабилизации (en:European Financial Stabilisation Mechanism), который финансируется Европейской комиссией и залогом по которому выступает бюджет ЕС, и кредитами МВФ (до €250 миллиардов) создание фонда позволяет направить на создание системы обеспечения стабильного функционирования финансовой системы средства размером до 750 миллиардов евро [220].

Первый выпуск облигаций Европейского стабилизационного фонда сроком на пять лет на сумму €5 триллионов состоялся 25 января 2011 г. и привлёк по книге заявок €44,5 миллиардов. Эта сумма является рекордной для рынка государственных облигаций Европы, она на €24,5 миллиарда больше, чем от продажи аналогичных облигаций по программе Европейского механизма финансовой стабилизации в первую неделю января 2011 г.[221].

29 ноября 2011 г. министрами финансов стран-членов ЕС было заключено соглашение о расширении полномочий фонда: был разрешён выпуск сертификатов, по которым гарантировалось вплоть до 30% от общей суммы инвестиций в новые выпуски государственных облигаций стран еврозоны с нестабильной экономикой. Кроме того, ЕФФС получил разрешение на создание инвестиционных инструментов для увеличения влияния фонда на первичном и вторичном рынках облигаций[222].

 
Реакция финансовых рынков

После того, как правительство  ЕС объявило о создании ЕФФС, курсы  акций по всему миру начали резко  расти. Создание фонда позволило  надеяться, что долговой кризис Греции не распространится на другие страны[223], что вызвало рост курсов некоторых акций до рекордно высокого уровня за предшествующий год или даже больший срок[224]. Курс евро поднялся на самый высокий уровень за предшествовавшие 18 месяцев[225], но неделей позже опустился до самой низкой точки за предшествовавшие четыре года[226]. Вскоре хедж-фонды и другие торговцы краткосрочного финансового рынка перестали играть на понижение и начали спекуляцию валютными активами, после чего курс евро снова начал расти[227]. Вскоре после объявления о создании ЕФФС также начали расти цены на сырьевые материалы[228]. Ставка ЛИБОР (в долларах США) достигла самого высокого уровня за предшествующие девять месяцев[229], уменьшилось количество сделок по кредитно-дефолтным свопам[230]. Индекс рыночной волатильности (en:VIX) упал до рекордно низкой величины — почти 30%[231]. Примечательно, что в предшествующую неделю этот индекс вырос на рекордную величину, что способствовало принятию решения об оказании финансовой помощи Греции. Соглашение о создании ЕФФС было воспринято инвесторами как начало кампании ЕЦБ по скупке государственных облигаций со вторичного рынка. Как правило, подобные кампании приводят к падению уровня доходности скупаемых облигаций[232]. Так, уровень доходности государственных облигаций Греции резко упал с более чем 10% до почти 5%[233]. После оказания ЕС финансовой помощи Греции также упал уровень доходности облигаций азиатских стран[234].

Информация о работе Европейский долговой кризис