Европейский долговой кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:25, доклад

Краткое описание

Европейский долговой кризис, или кризис суверенного долга в ряде европейских стран— долговой кризис, охвативший в 2010 году сначала периферийные страны Евросоюза (Греция, Ирландия), а затем охвативший практически всю зону евро. Источником кризиса называют кризис рынка гособлигаций в Греции осенью 2009 года[7]. Для некоторых стран еврозоны стало сложным или невозможным рефинансирование государственного долга без помощи посредников.

Вложенные файлы: 1 файл

Европейский долговой кризис.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

Первоначально руководство  ЕС планировало внести изменения  в существующие соглашения ЕС, но премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон препятствовал осуществлению их намерений: Кэмерон требовал предоставления лондонскому Сити особого статуса, освобождающего его от необходимости подчиняться новым правилам финансового законодательства, в том числе осуществлять выплату налогов по инвестиционным сделкам[281][282]. В конечном счёте 26 стран одобрили первоначальный план действий, а Великобритания оказалась единственной страной, отказывающейся поддержать его[283]. Впоследствии Кэмерон признал, что его действия не позволили гарантировать экономическую стабильность страны[284]. Фактически отказ Великобритании (премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон наложил вето на проект) одобрить соглашение о налогово-бюджетной стабильности является отказом от кардинального пересмотра условий Лиссабонского соглашения за счёт суверенитета Великобритании: по мнению многих центристких аналитиков, например, Джона Рентула из газеты «Индепендент» (по большинству вопросов придерживающегося про-европейской позиции), «любой премьер-министр на месте Кэмерона поступил бы так же»[285].

Экономические реформы и восстановление экономики

Увеличение  объёма инвестиций

Ряд экономистов подверг  критике меры жёсткой экономии, осуществляемые большинством европейских стран  для выхода из долгового кризиса. Некоторые специалисты утверждают, что такое резкое возвращение к «не-кейнсианской» финансовой политике не является жизнеспособным решением[286] и предсказывают, что дефляционная кредитно-денежная политика, навязываемая таким странам, как Греция и Испания, может привести к более долгому и тяжёлому экономическому спаду[287]. В исследовании, осуществлённом в 2003 г. независимым отделом по оценке эффективности деятельности МВФ, был проведён анализ 133 программ жёсткой экономии, инициированных МВФ, в результате которого было установлено, что разработчики этих программ систематически недооценивают катастрофическое влияние жёсткого сокращения расходов на экономический рост[288][289]. Меры по сокращению расходов, вступившие в силу в ряде стран, «остаются незначительными по сравнению с масштабом их экономических проблем, а комплексные структурные реформы осуществляются крайне редко»[290]. В большинстве случаев сокращение госрасходов сопровождалось значительным ростом налогового бремени[291][292].

В начале 2012 г. представитель  МВФ, который вел переговоры с  греческим правительством по внедрению программы экономии, признал, что сокращение расходов наносит Греции значительный ущерб[98][98]. Кроме того, как утверждает Нуриель Рубини, для стран со значительным госдолгом получение нового кредита не приводит к немедленному возвращению экономического благосостояния: «Денежные средства, о предоставлении которых ведутся переговоры, будут выделены только при условии проведения всеми этими странами налоговых и структурных реформ»[293].

Согласно положениям кейнсианской теории, концепция «экономии, стимулирующей экономический рост»  исходит из (неверной) предпосылки, согласно которой уменьшение государственных  расходов будет компенсировано увеличением  потребительских расходов и расходов компаний, которая пока не была подтверждена на практике. Так, в Греции чрезмерно высокий уровень частной задолженности и крах общественного доверия (свыше 90% греков боятся безработицы, нищеты и закрытия предприятий)[294], привели к тому, что расходы частного сектора резко упали, поскольку население предпочитает откладывать всё большую часть доходов «на чёрный день». Это вызвало дальнее снижение спроса как на товары, так и на рабочую силу, дальнейшее ухудшение экономического положения Греции, а также сделало ещё более затруднительным увеличение налоговых сборов и уменьшение государственной задолженности[295]. По мнению главного экономического специалиста газеты «Нью-Йорк таймс» Мартина Вулфа, «сокращение структурного дефицита влияет на размер действительного бюджетного дефицита, но не прямо пропорциально (1:1). Сокращение структурного дефицита на 1 процентный пункт приводит к уменьшению действительного бюджетного дефицита на 0,67 процентного пункта». Это означает, что, например, в Ирландии для того, чтобы в бюджете на 2012 г. не было действительного дефицита, структурный дефицит должен упасть на более чем 12%, что возможно только в случае экономического роста во всех странах еврозоны[296].

Режим экономии может  быть успешным инструментом выхода из кризиса только в том случае, если он основан в первую очередь на сокращении государственных расходов и одновременном стимулировании «частных инвестиций и создания венчурных предприятий, увеличении мобильности и гибкости рабочей силы, прекращении контроля цен, введении налоговых ставок, делающих выгодным привлечение капитала ...», как это делалось в Германии в десятилетие, предшествовавшее кризису, а не на увеличении налогового бремени на население[291][297].

Согласно положениям кейнсианской теории, вместо того чтобы проводить курс жесткой экономии, необходимо провести увеличение объёмов госинвестиций и снизить ставку подоходного налога для жителей с низким уровнем дохода для того, чтобы добиться улучшения экономической конъюнктуры и роста занятости[298]. Поскольку европейские страны, испытывающие экономические затруднения, не располагают достаточными средствами для того, чтобы осуществлять финансирование дефицита бюджета, немецкий экономист, член Экспертного совета по оценке макроэкономического развития ФРГ (нем. Sachverständigenrat zur Begutachtung der gesamtwirtschaftlichen Entwicklung) Петер Бофингер и Сони Капур, специалист международного аналитического центра «РеДифайн» (Re-Define), предлагают для привлечения средств на дополнительные государственные инвестиции провести увеличение ставки тех налогов, которые способствуют экономическому росту, например, налогов на «собственность, земельные ресурсы, имущество, выбросы углекислого газа и на деятельность финансового сектора, налоговое бремя которого в настоящее время является чрезмерно низким». Эти специалисты также призвали страны ЕС пересмотреть директиву ЕС по налогу на источники дохода и подписать соглашение о взаимной помощи по предотвращению уклонения от выплаты налогов и преследованию неплательщиков. В настоящее время налоговым организациям удаётся добиться выплаты менее чем 1% от общей годовой суммы невыплаченных налогов по доходам, переведенным в другие страны-члены ЕС. Кроме того оба специалиста выступают за предоставление дополнительных средств Европейскому инвестиционному банку (ЕИБ), который затем мог бы предоставлять в десятки раз большие средства небольшим организациям, привлекающим местную рабочую силу[295].

Независимо от споров о том, какие именно меры макроэкономической политики позволят странам выйти из долгового кризиса (режим жесткой экономии, увеличение или сохранение на прежнем уровне государственных расходов)[299], необходимо учесть, что последствия действий экономистов, инвесторов и банкиров и правительственных ошибок в области экономической политики отражаются на положении рабочего населения, а не истинных виновников (как утверждают представители профсоюзов по всей Европе). После того, как из-за глобального экономического кризиса в 2007–2010 гг. более 23 миллионов трудящихся потеряли работу, многие специалисты стали призывать к введению дополнительных мер банковского регулирования не только в Европе, но и по всему миру[300].

В середине апреля 2012 г. главы европейских стран одобрили выделение средств объёмом в миллиарды евро на осуществление пилотных проектов, например, для строительства магистралей в Греции, после чего Олли Рен, европейский комиссар по финансам «с энтузиазмом объявил парлементариям ЕС о том, что «экономический прорыв произошёл ещё до наступления Пасхи». Среди других мер по стимулированию роста экономики «проектные облигации», по которым Европейский инвестиционный банк будет «предоставлять гарантии сохранности инвестиций частных инвесторов. Во время пилотной фазы проекта, которая завершится в конце 2013 г., средства ЕС в размере до 230 миллиардов евро должны будут привлечь инвестиции величиной вплоть до €4,6 миллиардов». Согласно статье, опубликованной журналом «Дер шпигель», «источники в правительстве Германии сообщили о том, что членам правительства более перспективным кажется развитие сектора малых и средних предприятий, а не финансирование строительства новых магистралей. Для того, чтобы обеспечеть максимально профессиональное распределение средств, желательным является создание южными странами-членами ЕС правительственных банков развития, подобных банковской группе «Кредитанштальт фюр фидерауфбау» (нем. Kreditanstalt für Wiederaufbau) (созданной в эпоху плана Маршалла). Многие члены правительства выразили надежду на то, что это приведёт к экономическому росту в Греции и Португалии»[301].

Увеличение  конкурентоспособности

 

Изменение удельных затрат на рабочую силу в ряде европейских стран, 2000–2010 гг.

Медленные темпы роста  ВВП европейских стран вызваны  замедлением роста величины налоговых  поступлений и более высокими расходами на систему социальной защиты, а также увеличением величины государственного долга и бюджетного дефицита. В ноябре 2011 г. Фарид Закария перечислил факторы, приводящие к замедлению экономического роста стран еврозоны: «Главной проблемой Европы является отсутствие экономического роста... В Италии стагнация экономики продолжалась целое десятилетие, и если она продолжаться ещё одно десятилетие, то реструктуризация долга будет бессмысленной ... В действительности западные страны, поддерживающие высокий уровень заработной платы, предоставляющие щедрые субсидии среднему классу и поддерживающие сложную систему государственного регулирования и налогообложения, перестали развиваться. Сейчас перед ними стоит задача решения трёх проблем: демографической (старение населения), технологической (рост производительности и снижение числа рабочих) и глобализации (перенос производства и возможность оказывать услуги по всему миру)». Закария выступил за снижение уровня заработной платы и разработку ряда шагов по привлечению дополнительных иностранных капитальных инвестиций[302].

Британский историк экономики Роберт Скидельски не согласен с точкой зрения Закарии. По его мнению, европейский долговой кризис вызван чрезмерным банковским кредитованием, а не финансированием бюджетных дефицитов за счёт заёмных средств. Рост государственной задолженности, как считает Скидельски, является результатом реагирования правительства на экономический спад, при котором расходы растут, а налоговые поступления падают, а не его причиной[303].

Чтобы улучшить своё экономическое положение, страны должны добиться значительного роста конкурентоспособности на международных рынках. Обычно этого можно добиться путём девальвации валюты, как это было сделано в Исландии, правительству которой удалось восстановить экономику страны после финансового кризиса 2008-2011 гг., крупнейшего финансового кризиса в истории экономики. Так как страны еврозоны не могут провести девальвацию валюты, представители правительственных структур стараются добиться роста конкурентоспособности за счёт внутренней девальвации, сложного процесса экономической перестройки, при котором страны стремятся уменьшить удельные затраты на рабочую силу[304].

Немецкий экономист Ханс-Вернер Зинн отметил в 2012 г., что Ирландия является единственной страной, в которой темпы роста заработной платы в последние пять лет оставались умеренными, что позволило добиться снижения относительного соотношения уровня цен и заработной платы на 16%. По его мнению, Греции будет необходимо снизить этот показатель на 31%, фактически до уровня Турции[305][306].

По мнению других экономистов, независимо от того, насколько Греции и Португалии удастся снизить уровень заработной платы, эти страны никогда не могут конкурировать по уровню издержек с развивающимися странами, например, Китем или Индией. Вместо этого странам Европы со слабой экономикой необходимо перейти к производству высококачественных товаров и услуг, хотя это и является долгосрочным процессом и не поможет быстро разрешить экономические затруднения[307].

По мнению Джереми  Дж. Сигеля, добиться увеличения конкурентоспособности  рабочей силы можно только за счёт девальвации валюты, что возможно в том случае, если правительство Греции примет решение выйти из еврозоны. При этом выход из еврозоны приведёт к массовому изъятию средств из банков в Греции и других странах ЕС. Использование метода т.н. «внутренней девальвации» возможно, но на практике будет эквивалентно политическому самоубийству. Сигель утверждает, что в том случае, если страны еврозоны хотят сохранить единую валюту, единственным выходом из положения является девальвация евро (по отношению к доллару)[308].

Прогресс реформ

 

Экономическая устойчивость и интеграция стран еврозоны, 2011 г. (источник: «Евро плюс монитор»[1]).

15 ноября 2011 г. научно-исследовательский  центр «Совет Лиссабона» опубликовал  отчёт об экономическом положении  еврозоны в 2011 г. «Евро плюс монитор 2011». Согласно данным отчёта, правительства ключевых стран-членов еврозоны ускоренно проводят реформы. Авторы отмечают, что «многие из тех стран, которым больше всего необходимо провести корректировку экономической политики, в настоящее время добились исключительных успехов на пути к восстановлению сбалансированности бюджетов и обеспечению конкурентоспособности страны на мировом рынке».

Греция, Ирландия и Испания  входят в число пяти ведущих стран-реформаторов, а Португалия занимает седьмое место среди 17 стран, включенных в доклад (см. график)[1].

Решение проблемы дисбаланса счёта текущих операций

 

Счета текущих платежных  операций европейских стран (1997–2013 гг.)

Для решения проблемы дисбаланса счётов текущих операций необходимо создания системы регулирования потоков капитала в еврозоне[309]. Равновесие платёжного баланса стран со значительным торговым дефицитом или дефицитом счёта текущих операций (т. е. страна, в которой импорт превышает экспорт) обеспечивается за счёт привлечения дополнительного капитала. Другими словами, для оплаты импортируемых товаров и услуг должны быть или использованы внутренние резервы, или привлечены заёмные средства. И наоборот: при значительном профиците торгового баланса (как в Германии) для обеспечения равновесия платёжного баланса необходимо или провести увеличение доли внутренних сбережений, или предоставлять другим странам избыточных средств в форме кредитов для того, чтобы они могли позволить себе продолжать покупать экспортные товары[310].

В 2009 г. дефициты торгового баланса Италии, Испании, Греции и Португалии оценивались в $42,96 млрд, $75,3 млрд, $35,97 млрд и $25,6 млрд соответственно, в то время как профицит торгового баланса Германии составлял $188,6 млрд[311]. Аналогичное нарушение равновесия торгового баланса наблюдается в США, где из-за значительного дефицита торгового баланса необходимо привлечение иностранных заёмных средств. В 2005 г. Бен Бернанке предупреждал об опасности «избытка сбережений» в какой-либо стране: по его мнению, профицит торгового баланса одной страны может привести к потоку капитала в страны с дефицитом торгового баланса, что приведёт к искусственному занижению процентных ставок по кредитам и возникновению пузырей на рынках активов[312][313][314].

Как правило, курс валюты страны со значительным профицитом торгового  баланса будет расти по отношению  к другим валютам. Относительный  рост стоимости экспорта приведёт к  сокращению разрыва между импортом и экспортом из-за того, что чтобы приобрести необходимые товары страна-импортёр должна покупать валюту страны-экспортёра. И наоборот, дисбаланс торгового баланса может быть уменьшен, если правительство страны примет решение проводить стимулирование роста сбережений внутри страны (как путём ограничения или наложения санкций за инвестиции за пределами страны, так и путём повышения процентной ставки). При этом возможны замедление экономического роста и рост правительственных выплат[315].

Информация о работе Европейский долговой кризис