Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 23:54, реферат
Интеграционные процессы, сформировавшие современный облик ЕС, развиваются в двух основных направлениях: расширение интеграции за счет присоединения новых государств-членов к Европейскому союзу и ее углубление – переход от более простых форм сотрудничества к более сложным.
Введение
1. Исторический аспект образования Европейского Союза и нормативно-правовые акты ЕС
1.1 Исторический аспект образования ЕС
1.2 Нормативно-правовые акты Европейского Союза
2. Современное положение Европейского Союза и Организационная структура ЕС, Право ЕС
2.1 Положение Европейского Союза в современном мире
2.2 Организационная структура ЕС и Право ЕС
3. Проблемы и перспективы Европейского Союза
3.1 Проблемы Европейского Союза
3.2 Внешнеэкономические проблемы Европейского Союза
3.3 Перспективы Европейского Союза
Заключение
Список литературы
Существенные сдвиги происходят в товарной структуре МТ: увеличилась доля готовых изделий и сократилась доля продовольствия и сырья (без топлива). Это произошло в результате дальнейшего развития НТП, который все более заменяет натуральное сырье синтетическим, позволяет осуществлять ресурсосберегающие технологии в производстве. В то же время резко выросла торговля минеральным топливом (особенно нефтью) и газом. Это обусловлено комплексом факторов, среди которых развитие химической промышленности, изменения в топливно-энергетическом балансе и беспрецедентный рост цен на нефть, которые в конце десятилетия, по сравнению с его началом, увеличились более чем в 2 раза.
В торговле готовыми изделиями растет доля наукоемких товаров, высокотехнологичной продукции (микротехника, химическая, фармацевтическая, авиакосмическая и т. п. продукция). Особенно четко это проявляется в обмене между развитыми странами — технологическими лидерами. Например, во внешней торговле США, Швейцарии и Японии на долю такой продукции приходится свыше 20%, ФРГ и Франции — около 15%.
Географическая структура международной торговли изменилась также весьма заметно, хотя по-прежнему определяющим для ее развития является сектор «Запад-Запад», на долю которого приходится около 70% мирового товарооборота, а внутри этого сектора заглавную роль играет десятка (США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Нидерланды, Канада, Швейцария, Швеция).
В то же время торговля развитых стран с развивающимися растет более динамично. Это обусловлено целым комплексом факторов, не последнее место среди которых занимает исчезновение целого кластера стран переходной экономики. По классификации ЮНКТАД все они перешли в разряд развивающихся стран (кроме 8 стран ЦВЕ, вошедших 1 мая 2004 г. в ЕС). По оценкам ЮНКТАД РС были мотором развития МТ в 1990-х гг. Таковыми они остаются и в начале XXI в. Это связано с тем, что хотя рынки РС менее емки, чем рынки РСРЭ, но они более динамичны, а потому более привлекательны для своих развитых партнеров, особенно для ТНК. При этом чисто аграрно-сырьевая специализация большинства РС дополняется передачей им функций по снабжению индустриальных центров материалоемкой и трудоемкой продукцией обрабатывающих отраслей, основанной на использовании более дешевой рабочей силы. Нередко это наиболее экологически грязные производства. ТНК способствуют росту доли готовой продукции в экспорте РС, однако товарная структура торговли в этом секторе остается преимущественно сырьевой (на 70-80%), что делает ее весьма уязвимой от колебаний цен на мировом рынке и от ухудшающихся условий торговли.
Для современной МТ характерна тенденция к развитию торговли услугами, особенно деловыми (инжиниринг, консалтинг, лизинг, факторинг, франчайзинг и др.). Если в 1970 г. объем мирового экспорта всех услуг (включая все виды международного и транзитного транспорта, иностранный туризм, банковские услуги и т. д.) составлял 80 млрд. долл., то в 2005 г. — около 2,2 трлн. долл., т. е. почти в 28 раз больше.
Вместе с тем темпы роста экспорта услуг замедляются и существенно отстают от темпов роста экспорта товаров. Так, если за 1996-2005 гг. среднегодовой экспорт товаров и услуг вырос почти вдвое по сравнению с предыдущим десятилетием, то за 2001-2005 гг. прирост экспорта товаров в среднем в год составлял 3,38%, а услуг — 2,1%. Как следствие стагнирует показатель доли услуг в общем объеме мирового товарооборота: в 1996 г. он составлял 20%, в 2000 г. — 19,6%, в 2005 г. — 20,1%. Ведущие позиции в этой торговле услугами занимают РСРЭ, на них приходится около 80% всего объема международной торговли услугами, что обусловлено их технологическим лидерством.
Основные тенденции развития международной торговли:
Факторы ускоренного роста международного товарооборота:
Важнейшая
особенность современной
Это проявляется в следующем:
Динамика
и структура международной
Динамику международной торговли определяют две группы факторов.
Первая группа - факторы, влияющие на общее состояние экономики. К ним относятся:
Вторая группа - непосредственные причины роста мировой торговли. К ним относятся:
Одновременно с ростом
масштабов международной торгов
Таблица 1
Страновая структура международной торговли (2008 год)
Экспорт |
Импорт | ||||
место |
страна |
доля, % |
место |
страна |
доля, % |
1 |
Германия |
9,1 |
1 |
США |
13,2 |
2 |
Китай |
8,9 |
2 |
Германия |
7,3 |
3 |
США |
8,0 |
3 |
Китай |
6,9 |
4 |
Япония |
4,9 |
4 |
Япония |
4,6 |
5 |
Нидерланды |
3,9 |
5 |
Франция |
4,3 |
6 |
Франция |
3,8 |
6 |
Великобритания |
3,8 |
7 |
Италия |
3,3 |
7 |
Нидерланды |
3,5 |
8 |
Бельгия |
3,0 |
8 |
Италия |
3,4 |
... |
... | ||||
9 |
Россия |
2,9 |
16-17 |
Россия |
1,8 |
Таблица 2
Страновая структура международной торговли (2009 год)
Экспорт |
Импорт | ||||
место |
страна |
доля, % |
место |
страна |
доля, % |
1 |
Китай |
9,6 |
1 |
США |
12,7 |
2 |
Германия |
9,0 |
2 |
Китай |
7,9 |
3 |
США |
8,5 |
3 |
Германия |
7,4 |
4 |
Япония |
4,6 |
4 |
Франция |
4,4 |
5 |
Нидерланды |
4,0 |
5 |
Япония |
4,4 |
6 |
Франция |
3,9 |
6 |
Великобритания |
3,8 |
7 |
Италия |
3,2 |
7 |
Нидерланды |
3,5 |
8 |
Бельгия |
3,0 |
8 |
Италия |
3,3 |
... |
... | ||||
13 |
Россия |
2,4 |
17 |
Россия |
1,5 |
Таблица 3
Торговые связи
Период |
Запад - Запад |
Запад - Юг |
Запад-Восток |
Юг - Юг |
Юг - Восток |
Восток- Восток |
1990-2000 |
55,0% |
27,4% |
3,3% |
7,3% |
2,6% |
4,4% |
2000-2010 |
41,7% |
25,7% |
4,4% |
24,5% |
1,6% |
2,1% |
«Запад» – промышленно развитые страны, «Юг» - развивающиеся страны, «Восток» - страны с переходной экономикой.
Основные тенденции в географической структуре международной торговли:
Таблица 4
Товарная структура международной торговли, %
№ |
Группа товаров |
1980 |
1990 |
2000 |
2008 |
2009 |
1 |
Промышленные товары |
54,2 |
70,5 |
74,9 |
66,5 |
68,6 |
2 |
Сырьевые товары |
29,2 |
14,3 |
13,1 |
22,5 (18,2*) |
18,6 (14,8*) |
3 |
Товары АПК (с/х) |
15,4 |
12,2 |
9,0 |
8,5 |
9.6 |
4 |
Прочее |
1,2 |
3,0 |
3,0 |
2,5 |
3.2 |
Основные тенденции изменения товарной структуры международной торговли: