Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 14:32, курсовая работа
На протяжении последних лет российская экономика развивается устойчиво высокими темпами. Однако экономический рост остаётся преимущественно количественным и обеспечивается за счёт благоприятных тенденций, складывающихся на мировом рынке энергоресурсов. В результате возможности государства поддерживать в дальнейшем высокие темпы роста экономики и благосостояния населения существенно ограничиваются. Требуются значительные структурные сдвиги, ослабляющие зависимость России от ситуации в топливно-энергетическом комплексе.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы естественной монополии 5
1.1.Понятие естественной монополии 5
1.2. Ценообразование и максимизация прибыли в условиях
естественной монополии 8
1.3.Государственное регулирование естественных монополий
в России 12
Глава 2. Анализ функционирования естественных монополий в России
и стратегия реформирования 16
2.1. Анализ функционирования естественных монополий в России 16
2.2. Основы разработки стратегии реформирования естественной
монополии 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Потребитель |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Промышленность |
1 690 |
1 957 |
2 478 |
2 850 |
Население |
1 291 |
1 494 |
1 903 |
2 203 |
Естественный монополизм российских гигантов является искусственным по происхождению и в то же время естественным по условиям их функционирования.
В российской экономике
можно выявить ряд
Непрозрачность прав собственности и их недостаточная спецификация, а именно: несоответствие юридического и фактического закрепления сфер деятельности естественной монополии, отсутствие подходов к определению эффективного участия государства в собственности этих компаний (доли и форм присутствия), запутанные схемы распределения прав собственности.
Концентрация большей части прав собственности во владении других монополизированных структур через систему участий. Так, в список аффилированных лиц ОАО «Газпром» за 2011г. только официально входит более 200 участников (как компаний, так и частных лиц). Только в 2010г. на «Газпромбанк» (ОАО) пришлось 40% выплат топ-менеджменту ОАО «Газпром». В результате реформы электроэнергетики и приватизации генерирующих компаний большая их часть также оказалась в собственности ОАО «Газпром» и других монополизированных структур. А активы генерирующих и сбытовых компаний на региональных рынках в результате реформы оказались под контролем владельцев сетей или представителей власти.
Включенность в процессы лоббирования экономических интересов и поиска политико-экономической ренты. Такое поведение приводит к снижению конкурентоспособности, диспаритету цен, ограничению объемов производства и формированию неэффективного менеджмента. Кроме того, оно ведет к растрачиванию ренты, снижению качества политических институтов и уменьшению общественного благосостояния.
Исследованные макро- и микроэкономические, структурные и институциональные особенности функционирования естественных монополий предопределяют условия, в которых осуществляется их реформирование и регулирование, что требует системного и взвешенного подхода к указанным процессам.
2.2 Основы разработки стратегии реформирования
Исследование проблем реформирования и эффективной организации естественных монополий приобретает особую значимость и актуальность в условиях рыночной трансформации российской экономики. Адекватное понимание природы и специфики естественных монополий, их места и роли в воспроизводственном механизме хозяйственной системы является основой построения стратегии их развития на длительный период.
Поиск эффективных путей реформирования естественных монополий в России осложнен недостаточной адаптированностью теории естественной монополии к современным условиям. Решению этой задачи может способствовать применение полученных за два последних десятилетия достижений в ее разработке, широко используемых в мировой хозяйственной практике.
По мнению Д. Хэя и Д. Морриса, «если отрасль имеет непрерывную экономию от масштаба производства до предела, определяемого рыночным спросом, то требуется только одна фирма для извлечения максимума экономии от масштаба.
Основной проблемой, осложняющей разработку стратегии реформирования естественной монополии, отвечающей интересам всех участников и регуляторов рынка, является отсутствие полной и достоверной информации об организационно-управленческом и технико-экономическом состоянии дел в этой сфере. Причем полной информацией не располагают не только экономические министерства и ведомства, но и топ-менеджеры самих компаний-монополистов. Поэтому большинство оценок и выводов по естественно-монопольным отраслям основываются на построении базовых теоретических моделей, а не на результатах анализа эмпирического материала.
Формирование такой стратегии следует осуществлять на основе следующих принципов:
К разработке каждого
блока стратегии реформирования
естественной монополии следует
подходить как с позиций
При реформировании естественных монополий необходимо соблюдать баланс интересов всех участников рынка: субъектов естественной монополии, потребителей (населения и предприятий), государства. По объективным причинам их интересы вступают в противоречие. Столкновение интересов экономических субъектов различных уровней хозяйственной системы общества в данной сфере происходит в процессе реализации функций собственности и управления, распределения и перераспределения природной ренты, контроля за издержками производства и разделения ответственности за эти издержки и др. Такие проблемы, как перекрестное субсидирование, доступ независимых производителей к инфраструктурным сетям, выбор конкретных форм ценовой, налоговой, инвестиционной и технической политики, являются общими для всех стран.
Заключение
В России одобрена Правительством РФ «Энергетическая стратегия России до 2020 года», в ней указан перспективный топливный баланс, объемы добычи газа. Необходимо иметь точные расчеты, которые дадут ответы на следующие вопросы:
Непредсказуемость директивного ценообразования лишило нас этой возможности. Пришло время на законодательном уровне определить порядок расчета и статус прогнозных цен на основные виды топлива.
Они дадут информацию
по расходным и доходным статьям
бюджетов, перспективам роста благосостояния
людей, направленности инвестиций, экономическим
показателям предприятий и
Ясно, что для исправления допущенных недостатков необходимо введение достаточно напряженного многолетнего графика роста цен на газ. Потребуется и ликвидация всех форм перекрестного и скрытого субсидирования его потребителей, внедрение мероприятий по адаптации к новым ценам энергетики, промышленности, коммунального хозяйства. Нужно будет выстроить единую методологическую вертикаль, организовать контроль в области расчетов и применения цен и тарифов на местах. Главной стратегической задачей нового этапа ценового и тарифного регулирования и антимонопольного контроля должен стать переход на методы регулирования, альтернативные затратным.
Было бы неправильным ограничивать деятельность новой системы управления тарифами в ТЭК регулированием естественных монополий. В условиях России абсолютное большинство нефтяных, угольных, энергетических компаний хотя и не относятся к ним, но фактически таковыми являются. Для выполнения функций по обеспечению установленных Минэкономразвития России уровней цен и тарифов на топливо и энергоресурсы для внутреннего рынка необходимо организовать регулирование цен на следующие виды продукции и услуг:
Было бы ошибочно полагать,
что односторонним
Список использованной
1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции".
2. Авдашева С.Б. Развитие и
применение антимонопольного
3. Горохова E. В. Естественные монополии как уникальная форма организации рынка несовершенной конкуренции // Известия ИГЭА№5 -2009.
4. Гурвич Е., Вакуленко Е., Кривенко
П. Циклические свойства
5. Ивашковский С.Н. Микроэкономик
6. Камынина Е. Ю. Теоретические
основы разработки стратегии
реформирования естественной
7. Коробцов Е. В. Зарубежный опыт регулирования деятельности естественных монополий // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика№ 11 -2009.
8. Крюков В. Мировая энергетика на перекрестке дорог: какой путь выбрать России?// Журнал - Вопросы экономики№ 12 -2009.
9. Кутернин А.М. Специфические
черты российской модели
10. Ю.Малкина, М. Ю. Абросимова,
О. Ю. Анализ особенностей
11. Микроэкономика. 2-е изд./А.С.Селищев.// - СПб. Литер,2008.- 448 с.
12. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие/ Под.ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юдонова. - 4-е изд. исправл. И доп. // т- М.: КНОРУС.- 2004. - 592 с. (Финансовая академия при Правительстве РФ).
13. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): учебник-2-е изд., испр./под ред. А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова. // - М.:КНОРУС,2005.-672 с.