Заемный капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

В условиях современности перед российскими компаниями крайне навязчиво стоит проблема привлечения ресурсов для финансирования процессов обновления основных средств, расширения производства и совершенствования национальной экономики в целом.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Необходимость привлечения заемного капитала …………………… 6
1.1.Понятие и структура заемного капитала ……………………………….….. 6
1.2. Способы привлечения заемных средств ………………………...…….… 11
1.3. Управление заемным капиталом фирмы…………….…………………….17
Глава 2. Анализ использования заемных средств ЗАО «Парижская коммуна»……………………...………………………………………………… 21
2.1. Общая характеристика предприятия …………………………………….. 21
2.2. Анализ состава и структуры заемного капитала ………………………... 25
2.3. Оценка эффективности использования заемных средств …………....…. 37
Глава 3. Пути повышения эффективности управления заемным капиталом ЗАО «Парижская коммуна»...….………………………………………………. 43
3.1. Политика привлечения банковского кредита …………………..……….. 43
3.2. Расчет использования финансового лизинга …………….……………… 50
3.3. Оценка эмиссии облигационного займа …………………………………. 58
Заключение …………………………………………………………………….. 62
Библиографический список ……. …………………………….…………….… 68
Приложения …………………………………………………..………...………70

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом-.doc

— 5.55 Мб (Скачать файл)


 

CОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Необходимость привлечения  заемного капитала …………………… 6

1.1.Понятие и структура заемного  капитала ……………………………….….. 6

1.2. Способы привлечения заемных  средств ………………………...…….… 11

1.3. Управление заемным капиталом фирмы…………….…………………….17

Глава 2. Анализ использования заемных  средств ЗАО «Парижская коммуна»……………………...………………………………………………… 21

2.1. Общая характеристика предприятия  …………………………………….. 21

2.2. Анализ состава и структуры  заемного капитала ………………………... 25

2.3. Оценка эффективности использования  заемных средств …………....…. 37

Глава 3. Пути повышения эффективности  управления заемным капиталом ЗАО  «Парижская коммуна»...….………………………………………………. 43

3.1. Политика привлечения банковского  кредита …………………..……….. 43

3.2. Расчет использования финансового  лизинга …………….……………… 50

3.3. Оценка эмиссии облигационного  займа …………………………………. 58

Заключение  …………………………………………………………………….. 62

Библиографический список ……. …………………………….…………….… 68

Приложения  …………………………………………………..………...………70

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность  проводимых исследований. В условиях современности перед российскими компаниями крайне навязчиво стоит проблема привлечения ресурсов для финансирования процессов обновления основных средств, расширения производства и совершенствования национальной экономики в целом. Эта проблема особенно актуальна в наше время, когда руководство страны поставило для себя цель - увеличение темпов роста национальной экономики.

Огромная часть российских компаний продолжает использовать собственные средства в тот момент, когда существует возможность эффективного привлечения инвестиционных ресурсов с целью увеличения темпов экономического роста компании.

В последнее время  основными способами привлечения  заемного капитала являются банковский кредит, эмиссионное финансирование, лизинг. Во множестве случаев в качестве заемных источников финансирования предприятия используют банковский кредит, что объясняется сравнительно большими финансовыми ресурсами отечественных банков, а также тем, что при получении банковского кредита нет необходимости публичного раскрытия информации о компании. Здесь исчезает часть проблем, обусловленных спецификой банковского кредитования, что связано с довольно простыми требованиями к документам, с относительно короткими сроками рассмотрения заявок на выдачу кредита, с гибкостью условий заимствования и форм обеспечения займов, с упрощением доступности денежных средств и.т.д. 

В основной своей массе  руководители российских компаний не желают раскрывать финансовые данные о своих предприятиях, а также проводить изменения в финансовой политике. Как следствие - тот факт, что совсем малое количество российских компаний используют эмиссионное финансирование.

Лизинг, как и эмиссионное финансирование, использует минимальная доля российских предприятий. Его катализатором является спрос, а на данном этапе развития этот не маловажный элемент рыночных отношений только начинает набирать популярность.

Необходимость выявления  причин, влияющих на развитие рынка  заемного капитала, а также факторов, способствующих как эффективному привлечению, так и эффективному управлению заемным капиталом российскими предприятиями, придают теме дипломной работы особую актуальность.

Целью дипломной работы является исследование теоретических и практических вопросов, связанных с привлечением и управлением заемным капиталом российскими предприятиями, разработка рекомендаций по выбору заемного источника финансирования.

Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:

- исследовать сущность заемного капитала предприятия; 

- рассмотреть и проанализировать элементы, формирующие структуру заемного капитала;

- выявить особенности  способов привлечения заемных средств;

- рассмотреть процесс привлечения заемного капитала и разработать рекомендации по его совершенствованию;

- провести анализ использования заемных средств в ЗАО «Парижская коммуна»;

- предложить рекомендации  по выбору политики привлечения  заемных средств в ЗАО «Парижская коммуна».

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие на предприятии в процессе привлечения заемного капитала.

Объектом исследования является  совершенствование механизмов привлечения заемных средств ЗАО «Парижская коммуна».

Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, работы отечественных и зарубежных экономистов по исследуемой проблеме, учебные материалы, материалы первичной бухгалтерской отчетности  ЗАО «Парижская коммуна» за 2006-2010гг.

 Для решения поставленных  в работе задач использованы такие общенаучные методы, как категориальный, субъектно-объектный, системный подходы, а также методы сравнительного анализа, статистической обработки информации, экономико-математического моделирования.

Теоретическая и практическая значимость дипломной работы заключается в том, что сформулированные в ней выводы и предложения могут быть использованы руководством ЗАО «Парижская коммуна» при дальнейшей разработке политики привлечения и использования заемных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА

 

 

1.1. Понятие  и структура заемного капитала

 

 

Не смотря на существование  множества определений и формулировок, сама суть исследуемого понятия остается неизменной. Так что же такое заемный  капитал? Это капитал, получаемый в виде долгового обязательства. В отличие от собственного капитала, имеет конечный срок, подлежит возврату. Обычно предусмотрено начисление процентов кредитору за пользование таким капиталом. Как пример можно привести: банковский кредит, облигации, различные виды займов, кредиторская задолженность.

Используемый на предприятии  заемный капитал, в совокупности характеризует объем финансовых обязательств этого предприятия, то есть общую сумму долга.

Предварительно рассчитанная потребность в оборотных средствах обосновывает для нас необходимость привлечения заемного капитала.

В состав заемных средств  можно отнести несколько составляющих. Основными из них являются: финансовый кредит, полученный от банковских или  иных финансово-кредитных организаций, коммерческий кредит, кредиторская задолженность хозяйствующего субъекта, задолженность по эмиссии долговых ценных бумаг (таких как облигации). В бухгалтерском учете заемные средства, кредиторская задолженность отражаются отдельно. Поэтому возможно выделить отдельно как заемные средства (более широкое понятие), так и финансовый кредит (более узкое понятие).

Заемный капитал используется для формирования долгосрочных финансовых средств в виде основных фондов (капитала). Так же он используется для формирования краткосрочных финансовых средств для текущего производственного цикла.

Структура финансовых обязательств представлена на рисунке 1.1:

 

Рис.1.1. Структура финансовых обязательств предприятия.

 

Мы уже сказали, что  заемный капитал характеризует  финансовые обязательства предприятия. Так как обязательства выплачиваются в будущих периодах деятельности предприятия, одним из важных факторов является дата погашения обязательств. Это позволяет нам своевременно в необходимом объеме отвечать по своим обязательствам, не увеличивая цены используемых средств.

В процессе работы по мере погашения финансовых обязательств у предприятия снова может  возникнуть потребность в привлечении  заемного капитала.

Источники и способы  привлечения заемных средств  достаточно многообразны. Классифицировать заемные средства можно по целям, источникам, формам, сроку привлечения, по форме обеспечения. Соответственно и структура заемного капитала варьируется в зависимости от принадлежности предприятия к какой либо отрасли, доступности предполагаемого источника финансирования и т. д. Следует отметить, что в последнее время предприятия все чаще пользуются краткосрочными займами банков.

В мире возникает множество  споров о том, какое соотношение собственных и заемных средств предприятие должно использовать. Так как в компанию, у которой доля собственного капитала достаточно высока и кредиторы более охотно предоставляют средства, достаточно широко распространено мнение, что собственный капитал должен занимать большую часть средств предприятия. В свою очередь многим японским компаниям свойственна высокая доля привлекаемого капитала, а значение этого показателя в среднем на 50% выше, чем, например, в американских корпорациях. При этом необходимо сказать, что в этих двух странах потоки инвестиций имеют совершенно различный вид — в США основной поток инвестиций поступает от населения, в Японии — от банков. Поэтому высокая доля привлеченного капитала свидетельствует о степени доверия банков к корпорации и об ее финансовой надежности. Низкая доля привлеченных средств для японской корпорации свидетельствует о ее неспособности получить кредиты в банке, инвесторы или кредиторы могут расценить это как предостережение.

Финансовые обязательства  со сроком погашения свыше одного года называются долгосрочными. Долгосрочные кредиты и займы в практике российских предприятий являются довольно частым явлением. Такой инвестиционный ресурс может быть использован для реализации крупных проектов, которые окупают затраты к моменту погашения обязательств. В этом плане долгосрочные источники финансирования сходны собственному капиталу и в финансовой практике их называют долгосрочным заемным капиталом (долгосрочными пассивами). Сюда можно отнести задолженности по налоговому кредиту, по облигациям, по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и др.

Краткосрочные обязательства  привлекаются предприятиями в случае дополнительной потребности в оборотных  активах и погашают такие обязательства  в срок не более одного года.

Среди краткосрочных  обязательств возможно выделение текущей кредиторской задолженности, возникающей в результате коммерческой деятельности предприятия. Сюда относится задолженность по оплате труда, задолженность по бюджету или различным фондам, полученные авансы, предоплата заказов, задолженность поставщикам и др.

Возможен сценарий, когда  предприятие пытается финансировать  длительный инвестиционный проект за счет нескольких краткосрочных займов. Но в таком случае, с финансовой точки зрения, покрытие хотя бы части основного капитала предприятия краткосрочными заемными средствами является одним из наиболее явных показателей финансовой неустойчивости хозяйствующего субъекта. Краткосрочные займы делятся на:

1) процентные (банковские ссуды);

2) беспроцентные (кредиторская задолженность поставщикам, по заработной плате и т.д.).

Таким образом, привлечение  заёмных средств и их правильное использование - это фактор успешного функционирования предприятия. Он способствует быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствует о высокой степени доверия кредиторов и обеспечивает повышение рентабельности собственного капитала.

Привлечение заёмных  средств широко практикуется при  агрессивной политике финансирования. Одна из главных оценочных характеристик менеджмента – величина и результативность использования заемных средств. В целом, я считаю, что компании, использующие дополнительные ресурсы в виде кредитов, различных займов, или других заемный средств, повышают рентабельность своей деятельности и повышают свою конкурентоспособность. Такие предприятия находятся в более выгодном положении.

Глубокое изучение сущности, состава и структуры обоих видов капитала позволяет определиться в методах и подходах, необходимых для анализа источников финансирования хозяйственной деятельности организации.

Заемный капитал как  источник финансирования расширенного производства на предприятии, конечно же, обладает и положительными отрицательными  особенностями.

Таблица 1.1

Преимущества и недостатки использования заемного капитала

Преимущества 

использования заемного капитала

Недостатки 

использования заемного капитала

Увеличение коэффициента рентабельности собственного капитала.

Появление рисков снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности.

Более низкая стоимость использования  при сравнении с собственным  капиталом.

Активы, сформированные за счет заемного капитала, приносят меньшую норму прибыли. Так же эта норма уменьшается на сумму уплачиваемого ссудного процента.

Обеспечение финансового роста  и существенного расширения деятельности предприятия.

Стоимость заемного капитала зависит от колебаний финансового рынка. Возможны сценарии, когда использование ранее полученных займов становится не выгодным.

Достаточно большое количество источников получения средств.

При большом количестве источников, процедура привлечения достаточно сложная и длительная. Кредитная организация вправе потребовать залог за свои услуги, гарантии от других организаций и т.д.

Информация о работе Заемный капитал