Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 11:57, курсовая работа
Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 году во « Всеобщей декларации прав человека », где подчеркивается, что каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы
Введение ………………………………………………………………………………………………………3
Занятость и безработица как социально-экономическое явление ……………………………………....5
Понятие занятости, ее формы и структура ………………………………………………………......5
Сущность безработицы, ее формы и виды…………………………………………………………...8
Политика занятости ………………………………………………………………………………………...11
Причины возникновения и последствия безработицы …………………………………………………..14
Анализ уровня занятости и уровня безработицы в Республике Беларусь…………………………….20
Мероприятия по решению проблем занятости и безработицы в Республике Беларусь …………….26
Заключение ………………………………………………………………………………………………….29
Литература …………………………………………………………………………………………………..30
Некоторые исследователи выделяют до 70 различных видов безработицы. Общепринятая (традиционная) классификация безработицы может быть представлена следующим образом.
Безработица бывает в двух основных формах: естественная и истинная. Каждая из них имеет свои виды.
Естественная безработица – допустимый резерв рабочей силы, который способен быстро изменяться в зависимости от потребностей производства. Термин «естественная безработица» ввел в 60-е гг. XX в. основоположник монетаризма М. Фридман. Поскольку естественная безработица зависит от многих факторов (минимума заработной платы, уровня пособий по безработице, количества бедных и их пособий, развитости профсоюзов и т.д.), то ее уровень различные авторы определяют по-разному. Фактически он повышается.
Естественная безработица разделяется на следующие виды:
Истинная безработица представлена следующими видами:
Официальная политика занятости населения. В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствующих законодательных актах и государственных программах, где предусмотрено:
В действующей Программе занятости населения в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной и свободно избранной занятости.
Достижение данной цели предполагает решение конкретных задач:
Проблема безработицы, несомненно, затрагивает каждого без исключения жителя страны. Даже те, кто сегодня имеют хорошее высокооплачиваемое место, завтра, как это и не печально, могут оказаться в "свободном полете" на рынке труда. В Беларуси уровень зарегистрированной безработицы на первое января 2010 года составил 0,9% к численности экономически активного населения республики (по прогнозу - 1,1-1,2%).
Основные тенденции занятости формируются под воздействием, как сложившихся условий хозяйствования, так и проводимой в стране социально-экономической политики.
Заниженная стоимость труда и низкий удельный вес зарплаты в себестоимости продукции (а также и ВВП) снижают интерес к проведению мероприятий по экономии труда, консервируют скрытую безработицу.
Скрытая безработица порождает ряд негативных явлений таких как задержка с выплатой заработной платы, принудительные отпуска, переводы на менее оплачиваемую работу, расширение натуральной формы оплаты труда, снижение требований по охране труда.
Торможение развития мелкого и среднего бизнеса, сильные традиции социального патернализма оказывают прямое воздействие на динамику предложения и спроса на труд.
Предложение труда. Обратим внимание на то, что с 1994 года в Беларуси сохраняются отрицательные темпы, естественного прироста населения. Продолжается «утечка мозгов» в сопредельные страны. Имеет место эмиграция рабочей силы за границу, прежде всего в Россию, что усиливает дефицит рабочей силы.
Одновременно сокращается официальная миграция уроженцев Беларуси из регионов СНГ. Сохраняется нелегальный приток иностранной рабочей силы, привлеченный возможностью монополизации определенных сфер предпринимательской деятельности (рыночная торговля), а также соседством Беларуси со странами ЕС. Достаточно часто не соблюдается норма ухода на пенсию при достижении соответствующего возраста. Низкий национальный уровень заработной платы стимулирует сверхзанятость населения в ущерб свободному времени.
Если в странах ЕС вторичная занятость составляет 3-4%, то в Беларуси колеблется в пределах 10-20% и носит явно гипертрофированный характер. Следует учитывать, что вторичная занятость ослабляет стимулы к труду по основному месту работы, сокращает свободное время и возможности для повышения квалификации.
Таким способом повышается средний уровень заработной платы в сфере образования и здравоохранения, где работа на 1,5 - 2 ставки достаточно распространенное явление.
Позитивным моментом является то, что население Беларуси широко использует открывшуюся возможность получения высшего образования через систему платного образования. Инвестиции в человеческий капитал рассматриваются как возможность избежать безработицы, как форма социального страхования.
По линии спроса на рабочую силу вслед за рационализацией производства можно прогнозировать сокращение скрытой безработицы. Динамика спроса на рабочую силу в Беларуси будет формироваться с учетом отложенных, но крайне необходимых структурных сдвигов.
Прогнозируется возрастание спроса на научно-исследовательских работников, инженеров и проектировщиков, высококвалифицированных экономистов, специалистов в сфере информационных технологий и психологов; сокращение спроса - на экономистов и бухгалтеров низкой квалификации, а также банковских служащих, охранников и менеджеров широкого профиля.
Будет обостряться межотраслевая конкуренция за привлечение высококвалифицированной рабочей силы (торговля - промышленность; бизнес - наука; государственный - частный сектор). Низкий уровень оплаты труда и снижение конкурентоспособности экономики по этой важной позиции обусловливает необходимость реформирования национальной системы заработной платы.
С учетом социальных соображений сложилась практика сохранения трудовых коллективов на государственных предприятиях. Восстановление практики доведения до государственных предприятий административных заданий по темпам экономического роста сдерживает процесс освобождения производства от избыточной численности. Этот процесс особо тормозится на акционированных предприятиях.
Одновременно следует указать и на слабое развитие рыночных регуляторов хозяйственной деятельности государственных предприятий. В этих условиях администрация предприятия не заинтересована в оптимизации занятости, склонна проводить лишь пассивную политику стимулирования добровольных увольнений работников. При этом подавляющая часть госпредприятий потери рабочей силы (увольнение) восполняет за счет нового набора, а не повышения эффективности труда занятых (переобучение, повышение квалификации).
Масштабы безработица. Следует отметить, что реальные масштабы безработицы выше официальных (0,9 - 1,2%). По данным, получаемых в ходе проводимых обследований домашних хозяйств, безработица складывается на уровне 6,5 - 7,6%. Дело в том, что обнаруживаются безработные, которые уже перестали искать работу через официальную службу занятости (застойная безработица). Таким же способом маскируется и скрытая занятость. В целом можно ожидать, что в среднесрочной перспективе на ее динамику прямое воздействие могут оказать следующие обстоятельства:
Информация о работе Занятости и безработицы в Республике Беларусь