Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:06, курсовая работа
С приближением к пенсионному возрасту большинство работников испытывает определенное беспокойство по поводу грядущих перемен. Продолжат ли они трудиться или сразу уйдут на заслуженный отдых? Останутся ли на прежнем месте или им предложат освободить его и придется перейти на другую – менее ответственную и менее оплачиваемую работу? И, наконец, главное – хватит ли пенсии на жизнь? Цель нашей курсовой работы – исследовать и проанализировать занятость и проблемы трудоустройства лиц пожилого возраста в Свердловской области за последние три года. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: изучить проблемы занятости пенсионеров в Свердловской области, сделать подробный анализ и предложить пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛИЦ
ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В РОССИИ…...……………....…………… 5
1.1. Особенности занятости лиц пожилого возраста в России………. 5
1.2. Государственное регулирование проблем трудоустройства пожилых людей………………………………………………………………... 9
1.3. Интеграция пожилых людей в трудовую жизнь…………………... 15
2. АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………... 20
2.1.Распределение численности экономически активных и неактивных пенсионеров…………………………………………………………….. 20
2.2.Анализ занятости лиц пожилого возраста………………………... 22
2.3.Анализ безработицы лиц пожилого возраста…………………….. 27
2.4.Анализ трудоустройства лиц пожилого возраста………………… 30
3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА
ЛИЦ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА…….……………………………. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 37
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………... 38
Наглядно наибольшее сокращение числа пенсионеров, искавших работу в течение 3-6 месяцев и более года в 2007г – на 81,5 и 63% соответственно, а в 2008г – 1-3 месяцев – на 66,7%. Наибольший рост составила численность пенсионеров, искавших работу менее одного в 2007г – на 64,3%. Среднее время поиска работы в 2007г сократилось на 33,7%, в 2008г заметно увеличилось на 66,7%; в целом за 2 года оно увеличилось на 10,5%, в то время как численность зарегистрированных пенсионеров в службе занятости почти вдвое уменьшилась.
3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА
ЛИЦ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА
Многие страны уже давно всерьез занимаются изучением занятости и проблем трудоустройства лиц пенсионного возраста. Для этого привлекаются высококвалифицированные специалисты, предоставляется материальная база для проведения исследований. Чтобы в России добиться если не большего, то хотя бы такого же уровня занятости, необходимо изучать и перенимать зарубежный опыт тех стран, которые добились в этих вопросах хороших результатов.
Для начала следует обозначить сферы, в которых необходимо перенимать данный опыт и производить изменения. В первую очередь, это законодательная сфера. Как было уже сказано выше, пенсионный возраст в России слишком низок, и нужно увеличивать границу трудоспособного возраста как у мужчин, так и у женщин. Главная причина такой меры – это увольнение и/или сокращение работников пенсионного возраста под предлогом того, что они имеют в отличие от более молодых работников средство для существования, обеспечиваемое пенсией.
Вторая наиболее значимая сфера – это образовательная. Без переподготовки и переобучения среднестатистический пенсионер как профессионал не представляет должного интереса для работодателей, даже, несмотря на большой стаж и опыт работы. Поэтому качественное переобучение пенсионеров – необходимое условие для продолжения ими эффективной трудовой деятельности. Так, компания «Дженерал электрик» проводит систематическое повышение квалификации своих 1,1 тыс. инженеров и техников, причем возраст трети из них превышает 50 лет. Хотя переподготовка носит добровольный характер и проводится в свободное от работы время, посещаемость курсов высокая, так как работники осознают, что обновление знаний необходимо для продолжения работы.
В правовой сфере, на наш взгляд, показателен опыт США. Речь идет о принятом в 1967 г. законе «ADEA», направленном на ликвидацию дискриминации по возрасту. Закон регламентирует трудоустройство с опорой на возможности, а не возраст и запрет на возрастную дискриминацию при приеме на работу.
И, конечно же, успех в данных мероприятиях не может иметь места без реформирования здравоохранительной системы. К сожалению, до сих пор большинству пенсионеров в нашей стране недоступно качественное медицинское обслуживание. Следует повышать его уровень, так как его качество очень значимо для продления активной трудовой деятельности пенсионеров. Как уже говорилось в главе 1.2., занятость пенсионеров зависит именно от их трудоспособности, т.е., их здоровья. Следовательно, реформирование сферы здравоохранения является базовым в политике сохранения и увеличения трудоспособности и занятости людей пенсионного возраста. В России до сих пор не выработаны стратегии социальной и медицинской помощи пожилым, нет системы учета и контроля в этой области. Все это усугубляется неуважением к личности, ценности человеческой жизни. Если человеку, грубо говоря, за 70, «скорая» может просто не приехать или сильно опоздать. В Великобритании в 1996 году, когда исследователи выяснили, что огромное число людей ухаживает за своими пожилыми родственниками, был принят закон о помощниках. Он позволяет помощнику – человеку, ухаживающему за больным (как правило, за пожилыми родителями) – самому получить от государства помощь. Она может выражаться как в предоставлении дополнительных отпусков, временном помещении больного в интернат, так и в улучшении жилищных условий (установке телефона, расширении дверных проемов под инвалидную коляску и т.п.). У нас о таких вещах никто не задумывается.
Существует также проблема одиночества и изоляции пожилых людей – это еще и проблема невостребованности их обществом - одиночества не только по условиям проживания, но и по ощущению своей ненужности, когда человек считает, что его недопоняли, недооценили. В нашем обществе пока не создано условий для реализации потенциала старшего поколения. Да, в России у современных пожилых людей пока нет здоровья, но есть знания и опыт, которыми они готовы поделиться. Но общество не готово им воспользоваться – нет механизмов, нет системы. Сами пожилые люди, по результатам регулярно проводимых опросов, говорят о необходимости развития системы центров занятости для пожилых людей, о привлечении их к общественной и политической жизни. Сейчас же, поскольку пожилых людей в политике нет, принимаются законы, запускаются государственные программы, не учитывающие потребности людей старшего поколения, специфику пожилого возраста.
Огромную роль в этом могли бы сыграть средства массовой информации. Обратите внимание, в какой роли в основном предстают пожилые люди, которых мы видим на экране телевизоров? В роли жалобщиков, просителей, жертв обстоятельств? Или в роли сильных личностей, сумевших побороть жизненные обстоятельства, добиться успеха?
Существующий набор
Но уже в недалеком будущем можно прогнозировать улучшение имиджа пожилых в России. Потому что сейчас стареют те люди, которые в большей степени получили высшее и среднее образование, почувствовали «ветер перемен». А еще 20 лет назад среди пожилых было много людей с начальным образованием или даже безграмотных. У тех, кто сейчас входят в предпенсионный возраст, другие потребности, другие представления о качестве жизни. Они понимают, что такое жить в стране относительно демократической.
Они путешествуют, видят мир, «гуляют» по Интернету, то есть имеют другие возможности, которых не было у предыдущих поколений пожилых людей. Меняется их образ жизни. Придет образ пожилой женщины или пожилого мужчины, финансово независимых, интеллектуально развитых, то есть имеющих внутренние моральные ресурсы, позволяющие чувствовать себя в безопасности и жить достойно.10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема старения населения
весьма актуальна для нашей страны.
Процесс старения россиян совпал
с периодом общественных преобразований,
которые вызвали ухудшение
Мы исследовали в данной курсовой работе проблемы занятости и трудоустройства людей пенсионного возраста в Свердловской области. Используя данные за последние три года, проанализировали ситуацию на рынке труда среди пенсионеров, выявив динамику, уровень занятости и безработицы данного контингента, обозначили проблемы, с которыми сталкиваются пожилые люди, а также предложили рекомендации по преодолению и улучшению сложившейся ситуации.
ЛИТЕРАТУРА
1Б. Промыслов, Р. Кулишова, Т. Алешина. «Трудовой потенциал работников пенсионного возраста (методологические основы оценки)» // «Человек и труд» №3.2007
2 В. Роик. «Старение населения – глобальный вызов XXI века и адекватные ответы» // «Человек и труд» №2.2006
3 Ю. Беляев. «Трудовая деятельность за пенсионным порогом» // «Бюджет» №2.2008
4 И. Рубанов. «Отодвинем старость подальше» // «Эксперт» №42(679) 2-8 ноября 2009
5 В. Роик. «Вопросы адаптации пжилых к трудовой деятельности и их социальная интеграция» // «Человек и труд» №9.2009
6 Д. Репринцев. «Правовое регулирование труда лиц пожилого возраста» // «Трудовое право» №5.2005
7 В. Роик. «Адаптация людей к жизнедеятельности в пожилом возрасте» // «Человек и труд» №11.2006
8 Б. Промыслов, Р. Кулишова, Т. Алешина. «Трудовой потенциал работников пенсионного возраста (методологические основы оценки)» // «Человек и труд» №3.2007
9 Сумма значений по строкам больше итога, так как безработные указывали все использованные способы поиска работы
10 Краснова О. «Имидж пожилых будет улучшаться» // «Психология зрелости и старения»№9.2006
Информация о работе Занятость и проблемы трудоустройства лиц пожилого возраста