Здравоохранение в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность решения данных задач и проблем особенно возрастает в условиях необходимости осуществления государственных прямых и опосредованных нормативно-правовых и экономических управляющих воздействий на деятельность организационно-правовых структур (объектов) сферы услуг здравоохранения, которые должны быть направлены не на жесткую регламентацию и детализацию форм и видов функционирования взаимодействующих объектов сферы здравоохранения, нередко приобретающих изощренные формы в попытках установить доминирующую роль государства в контроле и регулировании, например, налогообложение учреждений здравоохранения, а на подведение фундаментальной правовой базы для рационализации взаимодействия объектов сферы здравоохранения.

Содержание

Введение
3
1 Политика здравоохранения: сущность, цели, направления
5
2 Особенности политики здравоохранения в странах с рыночной экономикой (сравнительный анализ)

19
3 Роль государства в обеспечении реализации целей политики здравоохранения в Республике Беларусь

35
Заключение
47
Список использованных источников
49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

Министерство здравоохранения Республики Беларусь руководит всеми подведомственными ему медицинскими, санитарно-эпидемиологическими, фармацевтическими и другими учреждениями, а также осуществляет методическое руководство медицинскими учреждениями других ведомств и общественных организаций, выдает лицензии и контролирует деятельность частных медицинских учреждений и врачей.

Следует отметить, что отрицательная динамика основных демографических показателей в Республике Беларусь за последние годы достигла критического уровня, представляющего угрозу национальной безопасности страны. Указом Президента Республики Беларусь № 357 от 11.08.11 с целью стабилизации демографической ситуации и формирования предпосылок демографического роста утверждена Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2010-2015гг.

С 1994 г. население страны сократилось на 799,1 тыс. человек и на начало 2012 г. составило 9465,1 тыс. человек.

Продолжает сохраняться наметившаяся в 2003 г. положительная тенденция к увеличению рождаемости, которая в 2011 г. достигла уровня 11,5 на 1000 жителей (в 2010 г. — 11,4). В 2011 г. в республике родилось 109147 человек (в 2010 г. — 108050).

Смертность населения республики в 2011 г. по сравнению с 2005 г. снизилась с 14,4 до 14,3 на 1000 населения.

Несмотря на то, что по сравнению с 2005 г. смертность населения республики снизилась на 1,4%, по-прежнему сохраняется высокий ее уровень в Витебской (16,2 на 1000 населения) и Минской областях (16,0 на 1000 населения).

Обобщенным показателем общественного здоровья является ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении (ОППЖР). По этому показателю Беларусь уступает почти 100 странам мира, а по сравнению с развитыми странами он ниже у мужчин на 12-14 лет, у женщин — на 5-6 лет. Наиболее высокой продолжительность жизни была в 1964-1969 гг. — 72,9 года. В 90-е гг. происходило снижение ее уровня; в 2003 г. она составила 68,5 года. ОППЖР для женщин снизилась с 77,2 (1984-1985 гг.) до 76,7 года (2011 г.), для мужчин — с 68,9 (1964-1965 гг.) до 64,7 года (2011 г.). Следует отметить, что в 2011 г. ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин по сравнению с 2010 г. незначительно увеличилась и составила 70,6 года, в т. ч. мужчин — 64,7 года и женщин — 76,7 года (2010 г. — общая продолжительность жизни — 70,4 года, мужчин — 64,6 года, женщин — 76,5 года)

Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., стратегической целью в области улучшения здоровья является создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылки для его удовлетворения [14, с.42].

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

  • формирование системы государственных приоритетов в общественных отношениях, позволяющей создать государственный механизм поддержки здорового образа жизни населения;
  • воспитание личной нравственной ответственности человека за сохранение своего здоровья и других членов общества;
  • улучшение физического и психологического благополучия населения;
  • улучшение качества окружающей среды;
  • создание условий, обеспечивающих здоровье населения в процессе трудовой деятельности;
  • разработка и реализация правового и экономического механизма обеспечения социальных условий для реализации стремления людей к позитивным изменениям в образе жизни.

Для реализации указанных задач необходимо принятие следующих мер:

  • разработать и внедрить автоматизированную систему мониторинга состояния здоровья населения (с учетом среды обитания) для разработки комплекса оздоровительных и профилактических мероприятий;
  • разработать и принять эффективные меры по искоренению вредных привычек (алкоголь, наркотики, курение);
  • развивать физическую культуру, спорт и туризм;
  • улучшить качество питания населения, обеспечив его наиболее ценными продуктами;
  • повысить эффективность учреждений, формирующих здоровый образ жизни;
  • создать постоянно действующую систему информирования и обучения населения в вопросах сохранения и укрепления здоровья;
  • обеспечить изучение вопросов формирования здорового образа жизни в системе образования;
  • укрепить санитарно-эпидемиологическую службу, первичную медико-санитарную и неотложную помощь;
  • обеспечить приоритетное финансирование программ, направленных на укрепление здоровья населения.

Особое внимание предстоит уделить охране репродуктивного здоровья граждан, созданию службы планирования семьи, улучшению ранней диагностики и лечения заболеваний репродуктивной системы.

Стратегической целью развития здравоохранения является создание эффективной системы здравоохранения, укрепление ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью.

Для реализации этой цели необходимо обеспечить:

  • четкое определение уровня государственных гарантий в области здравоохранения на основе государственных минимальных социальных стандартов;
  • планирование финансовых средств по нормативам бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, а также нормативам объема и себестоимости медицинской помощи;
  • расширение внебюджетных источников финансирования отрасли;
  • реструктуризацию медицинской помощи и внедрение ресурсосберегающих технологий;
  • совершенствование организации и управления системой здравоохранения;
  • развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения.

Для решения этих задач необходимо проведение следующих мероприятий:

  • увеличить долю финансирования в ВВП на развитие здравоохранения;
  • совершенствовать государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения в соответствии с нормативами бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя;
  • увеличить объемы финансирования за счет развития внебюджетной деятельности, расширения платных медицинских услуг с учетом платежеспособного спроса населения, развивать формы добровольного медицинского страхования;
  • обеспечить инвестициями наиболее приоритетные направления деятельности – развитие первичной медико-санитарной помощи, службы охраны материнства и детства и профилактики социально опасных заболеваний;
  • продолжить реструктуризацию медицинской помощи путем сокращения неэффективно эксплуатируемых больничных коек и ликвидации диспропорций в их распределении по территории страны;
  • продолжить внедрение стационарозамещающих технологий (развитие дневных стационаров и стационаров на дому, создание поликлинических подразделений на базе отдельных больничных организаций здравоохранения), а также внедрение общей врачебной практики;
  • совершенствовать медицинскую помощь пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС с обеспечением дифференцированного подхода при ее организации различным группам населения, целевого скрининга для формирования групп высокого риска, медико-социальной реабилитации, охраны психосоматического здоровья, адекватного дозиметрического сопровождения;
  • совершенствовать систему контроля качества лекарственных средств;
  • развивать отечественное производство медицинской техники и изделий медицинского назначения по наиболее важным позициям;
  • обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов в области организации и экономики здравоохранения, медицинской информатики.

На втором этапе (2011-2020 гг.) для достижения целей и решения этих задач в качестве приоритетных направлений государственной политики в области охраны и укрепления здоровья населения следует выделить: дальнейшее формирование потребности населения в соблюдении принципов здорового образа жизни; разработка и реализация эффективных программ активного приобщения населения к здоровому образу жизни; принятие Закона «О здоровом образе жизни» с введением в него положений, определяющих ответственность граждан за состояние своего здоровья; расширение рынка медицинских технологий и услуг.

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, проблема качества медицинской помощи приобрела особую значимость в последние годы в связи с социально-экономическими преобразованиями и кризисом в стране, негативно отразившимися на состоянии здоровья населения, поэтому мы рассмотрим модели управления здравоохранением и предложим свою концепцию развития здравоохранения.

Здравоохранение играет важную роль в нашей жизни, ведь каждый человек и общество в целом желает быть здоровым. А для этого необходимы четко установленные границы прав и обязанностей, как для пациентов, так и для служб здравоохранения в целом.

Здравоохранение – система социально-экономических и медицинских мероприятий, цель которой – сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом и внести положительный вклад в развитие общественного производства и создание национального дохода страны.

В общественной системе (государстве) здравоохранение выполняет следующие функции: осуществление социальной профилактики, т.е. мероприятий по охране здоровья населения (оздоровление окружающей природной среды и среды обитания человека; устранение или уменьшение неблагоприятного влияния на здоровье человека (населения) социальных факторов; формирование идеологии и навыков здорового образа жизни; планирование семьи; иммунизация населения и др.); оказание населению квалифицированной медицинской помощи (определение стратегии и тактики развития национальных, региональных и муниципальных систем здравоохранения; рациональное использование ресурсов; удовлетворение потребностей населения в амбулаторно-поликлинической, скорой, неотложной и стационарной медицинской помощи; подготовка медицинских кадров; разработка и внедрение современных технологий диагностики, лечение и реабилитация больных; лекарственное обеспечение населения и др.); оказание населению медико-социальной помощи, которая включает оказание наряду с медицинскими и таких видов услуг как юридические, социально-бытовые, психологические, воспитательно-педагогические и др.); информационная (или сигнальная) функция здравоохранения предусматривает проведение мониторинга, т. е. динамического наблюдения за здоровьем населения с учетом влияния различных факторов (статистика здоровья), ведение учетной и отчетной статистической информации о состоянии объектов системы здравоохранения (статистика здравоохранения), предоставление указанных видов информации во властные структуры с целью принятия правовых, экономических, организационных и других мер по развитию системы охраны здоровья и самого сектора здравоохранения с учетом медико-социальных приоритетов в показателях заболеваемости, инвалидности и смертности населения.

Основными причинами низкой эффективности реформирования здравоохранения стали сложная социально-экономическая и политическая ситуация в стране, недостаточное финансирование, неудовлетворительная материально-техническая база ЛПУ, отсутствие заинтересованности медицинских работников и руководителей органов управления и учреждений здравоохранения в преобразованиях, низкий уровень научно-методического, информационного и социально-психологического обеспечения процессов реформирования, не отвечающий современным требованиям уровень управления отраслью.

Система здравоохранения РБ в настоящее время переживает сложный период. В итоге вопросам улучшения здоровья, качества медицинского обслуживания, эффективности и целесообразности использования средств уделялось мало внимания. Поэтому одним из важнейших аспектов реформирования здравоохранения необходимостью является совершенствования работы медицинских организаций, повышения грамотности и профессионализма медицинского персонала, принятия ряда законов их реализация и выполнение.

Эффективность системы здравоохранения и оказания медицинской помощи населению в значительной степени зависит не только от типа системы здравоохранения, но и от ясно прописанных и тщательно продуманных механизмов реализации принципов охраны здоровья граждан, уровня финансирования здравоохранения и благосостояния нации. В любом случае реформы здравоохранения могут быть реализованы только в том случае, если их направленность будет совпадать с системой интересов всех участников: государства, медицинских работников и населения.

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Антюшина Н. Шведская модель экономической реформы / Н. Антюшина // Экономист. – 2004. – №1. – С. 85-94.
  2. Архипов, А. П. О программах медицинского страхования / А. П. Архипов // Финансы . – 2013. – № 3. – С. 42-46.
  3. Гончарова, О. С. Немецкая и австрийская системы здравоохранения / О. С. Гончарова // Здравоохранение за рубежом. – №8. – 2012. – С. 49-56.
  4. Гумбилина, А.М. Здравоохранение Германии: Система – Достижения – Перспективы развития – М.: ТОО «Рарогь», 2005. – 224 с.
  5. Жарко, В. И. Здравоохранение Республики Беларусь: современное состояние и перспективы развития / В. И. Жарко // Юстиция Беларуси. – 2011. – № 7. – С. 12-16.
  6. Жарко, В. И. Инновационное развитие здравоохранения Беларуси / В. И. Жарко // Проблемы управления. – 2011. – № 3. – С. 26-30.
  7. Зарецкая, С.Л. Социальные проблемы здравоохранения в странах Запада. – М.: ЮНИОН РАН, 2001. – 158 с.
  8. Здравоохранение Республики Беларусь: Стат. сборник. / Министерство статистики и анализа РБ. – Минск, 2012. – 143 с.
  9. Игнатов, В.Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие, 2-е издание. – М: Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2005. – 528 с. (Серия «Экономика и управление»)
  10. Калинина, А. В. Здравоохранение в США: проблемы и перспективы / А. В. Калинина // Здравоохранение за рубежом. – №5. – 2011. – С. 42-46.
  11. Мажинская, М. А. Анализ развития государственного и частного секторов белорусского здравоохранения / М. А. Мажинская // Экономика и управление. – 2012. – № 3. – С. 106-112. 
  12. Макроэкономика: социально ориентированных подход: учебник для студентов экон. специальностей и учреждений, обеспечивающих получение высшего образования: 2-е изд., перераб. и доп. / Э.А. Лутохина [и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 442 с.
  13. Морова, А.П. Социальная составляющая качества экономического роста: теоретико-методологическая трактовка / А.П. Морова // Проблемы управления. – 2010. – № 1 (34). – С. 18-23.
  14. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2005г. — №322 // Нац. реестр правовых  актов Республики Беларусь. – 2005. – №2. – С. 13-35.
  15. Парамонова И. Г. Медицина Швеции / И. Г. Парамонова // Здравоохранение за рубежом. – №2. – 2012. – С. 51-55.
  16. Петрова, Н.П. Медицина Беларуси новейшего времени (XX в.): учебно-методическое пособие для студентов 1-го курса высших медицинских учебных заведений всех факультетов. – Гомель: ГГМУ, 2008. – 52 с.
  17. Сидоренко, Л.С. Человек и медицина в современном праве: Законодательство о здравоохранении. Мед. эксперимент. Мед. страхование. Учебное и практическое пособие. – М.: БЕК, 2010. – 260 с.
  18. Общественное здоровье и здравоохранение: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования/ Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет», Кафедра общественного здоровья и здравоохранения. – Гродно: ГрГМУ, 2007. – 223 с.
  19. Калиновская, И. А. Здравоохранение / И.А.Калиновская, // Медицинские новости. – 2011. – № 5. – С. 15-16.

Информация о работе Здравоохранение в Республике Беларусь