Земля как фактор производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:42, научная работа

Краткое описание

Важное место среди них занимает и география, в структуре которой в 80-е годы возникло новое направление, получившее название геоглобалистики. Его организационным началом следует, очевидно, считать совместную сессию Секции глобальных проблем Научного совета по философии и социальным проблемам науки и техники при Президиуме АН СССР, которая проходила в апреле 1984 года. Доклады на этой сессии сделали академик И. П. Герасимов, В. С. Преображенский, В. М. Котляков и другие видные ученые академического института.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 8
1.1. Проблема войны и мира 8
1.2. Проблемы экологии: 9
1.2.1. Химическое загрязнение биосферы 10
1.2.2. Аэрозольное загрязнение биосферы 11
1.2.3. Фотохимический туман (смог) 13
1.2.4. Химическое загрязнение природных вод 13
1.2.5. Неорганическое загрязнение 14
1.2.6. Органическое загрязнение 15
1.2.7. Загрязнение почвы 16
1.2.8. Пестициды как загрязняющий фактор 17
1.2.9. Кислые атмосферные выпады на сушу 17
1.3. Энергосырьевая проблема 18
1.3.1. Нефтяная промышленность России 19
1.3.2. Перспективы развития нефтяной промышленности России 20
1.4. Проблемы Мирового океана 21
1.4.1. Что такое Мировой океан 22
1.4.2. Проблема загрязнения Мирового океана 24
ГЛАВА 2.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 26
2.1. Основные функции и принципы экологической политики 26
2.2. Экономические методы охраны окружающей среды 27
2.3. Контроль за состоянием окружающей среды 28
2.4. Экономическое регулирование охраны окружающей среды 29
2.4.1. Эмиссионный налог 30
2.4.2. Налоги и платежи за ресурсы 31
2.4.3. Экологические фонды 32
2.4.4. Метод соглашения о компенсации ущерба и постоянный мониторинг 33
2.5. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе 34
2.5.1. Использование природных ресурсов и его последствия 35
2.5.2. Загрязнение окружающей природной среды 35
2.5.3. Истощение и разрушение природной среды 38
2.5.4. Причины истощения, разрушения и загрязнения природной среды 39
2.5.5. Охрана природной среды – закономерная форма взаимодействия общества и природы 42
2.6. Экологические функции государства и права 46
ГЛАВА 3 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРАБОТКИ 49
3.1.Теоретические аспекты понятий, сущность целевых экологических программ 49
3.1.1. Понятие и сущность целевых экологических программ 49
3.1.2. Порядок разработки целевых экологических программ 50
3.1.3. Организационно-технологическая схема формирования программы 54
3.2. Региональные целевые экологические программы 60
3.2.1. Обзор существующих целевых экологических программ регионов Российской Федерации 60
3.2.2. Зарубежная практика применения целевых экологических программ (на примере США) 62
3.3. Проблемы и перспективы развития процесса становления и реализации экологических программ 67
ГЛАВА 4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 70
4.1.Ухудшение экологической ситуации в мире 70
4.1.1.Влияние НТП 70
4.1.2.Воздействие человека на окружающую среду 71
4.1.3. Основные факторы экологических проблем 71
4.1.4. Международно-правовые принципы охраны окружающей среды 76
4.2. Международные экологические организации. 87
4.3.Деятельность международных организаций по решению глобальной экологической проблемы:»Человек и биосфера» 93
4.3.1. .Глобальная экологическая проблема: взаимовлияние человека и биосферы 93
4.3.2. .Международные организации и защита окружающей среды 97
4.4.Программа мав - человек и биосфера 100
4.4.1.ИСТОРИЯ КОНЦЕПЦИИ «ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА» 100
4.4.2. .Опыт реализации Программы «Человек и биосфера» 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
108

Вложенные файлы: 1 файл

научная работа)))))))))))))))))))))))).doc

— 577.50 Кб (Скачать файл)

Система налогов на загрязнение  воздуха и вод очень сложна. Она заключается в установлении платы за единицу загрязнения  для всех источников на таком уровне, при котором стремление к минимизации  издержек привело бы к общему снижению загрязнения, достаточному для достижения стандартов.

Налоговая система имеет два  главных преимущества по cpавнению  с системой административного достижения стандартов ПДВ или ПДК.

Во-первых, в результате действия обеспечиваемых налогов системой стимулов возникает ситуация, при которой борьба с загрязнением будет концентрироваться на тех объектах, где она дешевле всего. Каждый загрязнитель будет уменьшать загрязнение до тех пор, пока предельные издержки предотвращения загрязнения не сравняются с установленной платой за загрязнение.

Во-вторых, налоговая система может  функционировать при недостатке исходной информации. Иногда можно  просто установить величину налоговой  ставки, наблюдать за последствиями, а затем повышать или понижать ее до тех пор, пока не будет найден правильный уровень.

В экологическом плане эмиссионный  налог, то есть налог за выбросы в  атмосферу, размещение твердых отходов, сбросы в водоемы, способствует замене или сокращению экологически вредных  производственных процессов, смене  структуры выпуска продукции в сторону ее экологизации, введению более экологически ценных технологий производства, технологий очистки, переработке вторичных ресурсов. На первом этапе налоговый “гнет” естественно сказывается на конечной цене готовой продукции. Однако после адаптации фирм к перечисленным изменениям соотношение спроса и предложения нормализуется и цены установятся на прежнем уровне.

Альтернативой эмиссионному налогу являются платежи, устанавливаемые для любого источника выбросов и взимаемые  только в том случае, если выбросы превышают заранее установленный уровень. Практика таких платежей существует с 1973 года в Японии.

Применяя для осуществления  экологической политики эмиссионные  налоги или платежи надо учитывать  следующие ограничения:

1) недоучет некоторых загрязняющих веществ ведет к занижению суммы платежей;

2) точный расчет стоимости ограничения  выбросов для каждого загрязнителя  весьма накладен и довольно  ненадежен;

3) для каждого вида загрязнений  должна быть предусмотрена система  регулирования поэтапного повышения ставок налогов или платежей, отражающая рост предельных издержек по мере достижения более высокого качества окружающей среды;

4) эмиссионный налог не применим  к регулированию некоторых видов  загрязнений (опасных отходов,  шумового загрязнения в городе);

5) налог неэффективен для принятия  экстренных мер в уcловиях чрезвычайной  экологической ситуации;

6) побудительный эффект налогов  может ослабляться под действием  ряда объективных факторов (инфляции, быстрого экономического роста  и некоторых других);

Первые три проблемы не носят  принципиального характера и  по всей видимости, могут быть решены технически. Остальные пункты в известной  степени ограничивают сферу воздействия  эмиссионного налога загрязнениями  воздуха и вод. Именно в этой сфере  эмиссионный налог и платежи нашли самое широкое применение в развитых странах Запада.

 

2.4.2. Налоги и платежи за ресурсы.

Налоги на использование ресурсов применяются для ограничения  спроса, когда нет необходимости  установления максимума совокупного  использования ресурсов. Перед введением налога должны быть ликвидированы субсидии и другие Факторы, искажающие цена на ресурсы.

Налоги и платежи должны отражать реальную стоимость ресурсов. Высокие  налоги и цены на ресурсы должны стимулировать более высокие  технологии и структуру потребления, но они должны вводиться постепенно, дабы избежать экономических срывов.

 

2.4.3. Экологические фонды.

Экологические фонды обычно носят  перераспределительный характер: средства поступают от загрязнителей и  им же возвращаются на конкретные средоохранные мероприятия или идут на улучшение экологической обстановки в целом. Это позволяет координировать экологическую деятельность и приводить ее в соответствии с общими целями экологической политики. Фонды могут быть национальными, межрегиональными, региональными и местными. Первые три типа образуются для проведения крупных экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, стоимость которых превышает имеющиеся средства местных фондов.

Местные экологические фонды складываются из следующих средств:

  • эмиссионные налоги и платежи предприятий (за выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы, размещение твердых отходов);
  • налоги и платежи за ресурсы;
  • залоги-возмещения и облигации пользования;
  • средства, изысканные в возмещение ущерба, причиненного при нарушении средоохранного законодательства;
  • плата предприятий за выбросы (лицензионные взносы);
  • штрафы, взысканные в административном и судебном порядке с юридических и физических лиц, виновных в нарушении законодательства по охране окружающей среды.

Средства крупных фондов могут расходоваться на финансирование:

  • крупных средоохраных проектов на предприятиях при невозможности их осуществления за счет собственных средств
  • строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта средоохранных объектов, действующих на соответствующей территории
  • научно-исследовательских разработок и создания новых видов средоохранной техники и технологии
  • мероприятий по предупреждению и компенсации негативных социально- экономических последствий нарушения средоохранного законодательства на данной территории (озеленение, борьба с шумом и т.д.).
  • работ по оценке воздействия на окружающую среду и проведения экспертизы экономических проектов, приуроченных к данной территории;
  • создания специализированных предприятий по переработке отходов производства на территории данного региона;
  • частичное или полное погашение банковских кредитов, данных предприятиям для проведения ими крупных капиталоемких мероприятий средоохранного назначения (строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и т.д.) при условии обеспечения высокого качества этих работ и выполнения их в определенные сроки.

Определенная доля отчислений местных  фондов может резервироваться и  образовывать страховой фонд, средства которого будут направляться на ликвидацию негативных последствий от непредвиденных природных процессов и явлений, а также аварий, причиняющих ущерб окружающей среде. Все перечисленные статьи расходов относятся к прямым расходам на экологическую деятельность. Кроме них, существуют еще и косвенные расходы, которые не могут покрываться из экологических фондов. Связанные с ними выплаты осуществляются из госбюджета.

 

2.4.4. Метод соглашения о компенсации ущерба и постоянный мониторинг.

Управление по охране окружающей среды (ЕРА) недавно приняло ряд мер по уменьшению жесткости и негибкости своих правил. Эти меры явились результатом политического давления, вызванного влиянием жестких правил на региональное экономическое развитие. Например, ЕРА имеет право запрещать строительство предприятий в определенных районах, если в результате этого может быть превышен допустимый уровень загрязнения. В последнее время ЕРА отказывается от таких мер, явно препятствующих региональному развитию.

Например, теперь во многих районах  США ЕРА применяет политику “компенсации”. При такой политике фирмам разрешено размещать свои предприятия в тех районах, где раньше это было запрещено, поскольку дополнительные выбросы могли привести к загрязнению воздуха выше допустимого уровня. При политике "компенсации” фирма, желающая начать производство на данной территории, должна побудить другие фирмы снизить объемы выбросов. Обычно это достигается путем выплаты некоторой суммы. Без этого условия, фирма не может получить разрешения на размещение своего производства. Например, "General Motors" получила разрешение ЕРА на строительство нового завода в Оклахоме, после того как через местную торговую палату было достигнуто соглашение с нефтяными компаниями, осуществляющими производство в данном районе о сокращении ими выбросов углеводорода в качестве компенсации за выбросы завода “General Motors". Заключение соглашений о компенсации, подобных этому, равносильно продаже существующих прав на загрязнение.

Политика ЕРА стала более  гибкой и благодаря программе, прозванной “под колпаком у ЕРА". Данная программа заключается в том, что фирма "накрывается" воображаемым "колпаком", благодаря чему ведется постоянное наблюдение за всеми видами выбросов. Если фирма превышает предельно допустимые выбросы по одному из загрязняющих веществ, ЕРА не “замечает" этого нарушения при условии, что фирма, в то же время уменьшает объем выбросов другого загрязнителя по сравнению с нормативным. Более гибкий подход соблюдению стандартов позволяет фирмам добиться существенной экономии на издержках. Наконец, недавно ЕРА продвинулась еще на один шаг к модели "прав на загрязнение” разрешив фирмам, у которых объемы выбросов меньше нормативных “накапливать” экономию по выбросам для целей описанной системы. Фирма, у которой объем выбросов определенного загрязнителя меньше нормативного, получает "кредит” на превышение норм выбросов в будущем. Кроме того, фирма может продавать эти “кредиты” другим фирмам. Этот метод стимулирует фирмы уменьшать объемы выбросов ниже установленных норм поскольку в результате они получают ”кредиты", которые они могут затем продать и увеличить таким образом свой доход.

 

2.5.Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе.

Окружающая природная среда  служит условием и средством жизни  человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы. Первая — потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Эта форма может быть названа экономической формой взаимодействия. Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической формы.

 

2.5.1.Использование природной среды и его последствия.

Человек воздействует на естественную среду своего обитания не только потребляя  ее ресурсы, но и изменяя природную  среду, приспосабливая ее для решения  своих практических, хозяйственных задач. В силу этого человеческая деятельность оказывает существенное влияние на окружающую среду, подвергая ее изменениям, которые затем влияют и на самого человека. За всю историю цивилизации было вырублено ⅔ лесов, уничтожено в результате человеческой деятельности более 200 видов животных, растений, на 10 миллиардов тонн уменьшились запасы кислорода, деградировано около 200 млн. га земель в результате неправильного, нерационального ведения сельского хозяйства. Двадцатый век как век научно-технического прогресса существенно усилил экономическое давление человека на природную среду. Ежедневно в результате нерациональной деятельности человека 44 гектара земель обращаются в пустыни, в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов, ежедневно исчезают по одному виду животных и растений, ежегодно умирают от голода свыше 40 тыс. детей. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах. Это — загрязнение окружающей природной среды, истощение природных ресурсов, разрушение природной среды.

 

2.5.2.Загрязнение окружающей  природной среды.

Загрязнением окружающей природной  среды считается физико-химическое изменение состава природного вещества (воздуха, воды, почвы), которое угрожает состоянию здоровья и жизни человека, окружающей его естественной среды. Загрязнение бывает космическое — естественное, которое земля в значительном количестве получает из космоса, от извержения вулканов, и антропогенное, совершенное в результате хозяйственной деятельности человека. Рассмотрим второй вид загрязнения, совершаемого по воле человека.

Антропогенное загрязнение окружающей среды подразделяется на несколько  видов. Это пылевое, газовое, химическое (в том числе загрязнение почвы  химикатами), ароматическое, тепловое (изменение температуры воды), что отрицательно сказывается на жизнедеятельности водных животных. Источником загрязнения окружающей природной среды выступает хозяйственная деятельность человека (промышленность, сельское хозяйство, транспорт). В зависимости от региона доля того или иного источника загрязнения может значительно колебаться. Так, в городах наибольший удельный вес от загрязнения дает транспорт. Его доля в загрязнении окружающей среды составляет 70—80 %. Среди промышленных предприятий наиболее «грязными» считаются металлургические предприятия. Они на 34 % загрязняют окружающую среду. За ними следуют предприятия энергетики, прежде всего тепловые электростанции, которые на 27 % загрязняют окружающую среду. Остальные проценты падают на предприятия химической (9 %), нефтяной (12 %) и газовой (7 %) промышленности.

В последние годы на первое место  по загрязнению выдвинулось сельское хозяйство. Это связано с двумя  обстоятельствами. Первое — увеличение строительства крупных животноводческих комплексов при отсутствии какой-либо очистки образующихся отходов и их утилизации, и второе — увеличение применения минеральных удобрений и ядохимикатов, которые вместе с дождевыми потоками и подземными водами попадают в реки и озера, нанося серьезный ущерб бассейнам крупных рек, их рыбным запасам и растительности.

Ежегодно на одного жителя Земли  приходится свыше 20 т отходов. Основными  объектами загрязнения являются атмосферный воздух, водоемы, включая  Мировой океан, почвы. Ежедневно  в атмосферу выбрасываются тысячи и тысячи тонн угарного газа, окислов азота, серы и других вредных веществ. И только 10 % этого количества поглощается растениями. Окись серы (сернистый газ) — основной загрязнитель, источником которого являются тепловые электростанции, котельные, металлургические заводы.

Концентрация двуокиси серы в окислах  азота, порождает кислотные дожди, которые уничтожают урожай, растительность, вредно сказываются на состоянии  рыбных запасов. Наряду с сернистым  газом отрицательное воздействие  на состояние атмосферы оказывает  углекислый газ, который образуется в результате горения. Его источники — тепловые электростанции, металлургические заводы, транспорт. За все предшествующие годы доля углекислого газа в атмосфере увеличилась на 20 % и продолжает увеличиваться на 0,2 % в год. При сохранении таких темпов прироста к 2000 году в атмосфере доля углекислоты возрастет на 30—40 %.

Информация о работе Земля как фактор производства