Значение туризма и реакрационной деятельности в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Предмет моей курсовой работы – место и роль туризма в социально – экономическом развитии страны. Объект, направления развития туристического потенциала Вологодской области.
Актуальность проблемы выявила основные задачи которые необходимо решить:
1. Изучить историю становления и развития туристического потенциала России.
2. Классифицировать основные виды туризма.
3. Характеризовать рынки туризма наиболее развитых регионов России.
4. Выявить социально – экономическое значение туризма.
5. Рассмотреть рынок туризма вологодской области.
6. По окончанию работы сделать выводы и изложить их в заключении.

Содержание

Введение.
I. Место и роль туризма в социально – экономическом развитии страны.
1.1 История становления и развития туристического потенциала России. ……………………………………………………………………. 5
1.2 Классификация видов туризма……………………………………….10
1.3 Характеристика рынков туризма наиболее развитых регионов России……………………………………………………………………...12
1.4 Опыт зарубежных стран в развитии туризма…………………….....21
1.5 Социально – экономическое значение туризма…………………….25
II. Анализ современного состояния туристической сферы в регионе на примере Вологодской области.
2.1Направления развития туристического потенциала Вологодской области . …………………………………………………………………..28
2.2Перспективы развития проекта "Великий Устюг – родина Деда Мороза". …………………………………………………………………..36
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик извененный.doc

— 71.97 Кб (Скачать файл)

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ  МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВОНИЮ

ВОЛОГОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ТЕМА: ”ЗНАЧЕНИЕ  ТУРИЗМА И РЕАКРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ”

КАФЕДРА: МЕНЕДЖМЕНТ 
 
 
 

ВЫПОЛНИЛ: ВАСЕНИН Д.Ю.

ГРУППА: ЭГУ – 31

ПРОВЕРИЛ: ИГНАТЬЕВСКИЙ В.А. 
 
 
 

ВОЛОГДА

2010.

 

ПЛАН 

Введение.

I. Место и роль туризма в социально – экономическом развитии страны.

    1.1 История  становления и развития туристического потенциала России. ……………………………………………………………………. 5

    1.2 Классификация видов туризма……………………………………….10

    1.3 Характеристика рынков туризма наиболее развитых регионов России……………………………………………………………………...12

     1.4 Опыт зарубежных стран в развитии туризма…………………….....21

     1.5 Социально – экономическое значение туризма…………………….25

II. Анализ современного состояния туристической сферы в регионе на примере Вологодской области.

    2.1Направления развития туристического потенциала Вологодской области . …………………………………………………………………..28

    2.2Перспективы развития проекта "Великий Устюг – родина Деда Мороза". …………………………………………………………………..36

Заключение.

Список использованной литературы. 

Введение.

    По  прогнозу Всемирной Туристской Организации  к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран – самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2.5% мирового рынка въездного туризма.

    Актуальность  моей работы обусловлена тем, что  туризм по праву считается одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, являясь активным источником поступлений иностранной валюты, и оказывает влияние на платежный баланс страны, так же туризм, основной источник создания рабочих мест. Помимо влияния на экономику многих стран, международный туризм воздействует на их социальную, культурную и экологическую среду.

    Поэтому неслучайно, что интерес к этой деятельности возрастает с каждым годом, вовлекая в нее практически все  страны мира, в том числе и Россию.

    К сожалению, на отсутствие должного понимания  в России роли выездного туризма  повлиял также и слабый уровень  научной разработки основ оценки социально – экономической значимости выездного туризма. Фактически до настоящего времени не было серьезных исследований по проблеме выездного туризма. А ведь от оценки роли туризма в экономике зависит отношение государства к его развитию, источникам инвестиций и многое другое.

    Предмет моей курсовой работы – место и  роль туризма в социально –  экономическом развитии страны. Объект, направления развития туристического потенциала Вологодской области.

    Актуальность  проблемы выявила основные задачи которые  необходимо решить:

    1. Изучить историю становления и развития туристического потенциала России.
    2. Классифицировать основные виды туризма.
    3. Характеризовать рынки туризма наиболее развитых регионов России.
    4. Выявить социально – экономическое значение туризма.
    5. Рассмотреть рынок туризма вологодской области.
    6. По окончанию работы сделать выводы и изложить их в заключении.

     Развитие  туристической отрасли России - одна из приоритетных задач нашей экономики. По словам Президента Дмитрия Медведева, Россия имеет все возможности  стать одной из ведущих туристических  держав мира, и именно в туризме, считает Президент, заложена одна из так называемых точек роста для  многих российских регионов.

 

I. Место и роль туризма в социально – экономическом развитии страны. 

         1.1 История становления и развития  туристического потенциала России.

     Возникновение туризма на обширной территории нашей  страны уходит корнями в древние  времена и средневековье. Географическое положение России, расположенной  в центре пересечения торговых путей  между Западом и Востоком, с  древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой  различного рода контактов.

     Путешествия и туризм два неразрывно связанных  понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего  мира, торговля, наука, лечение и  др.

     Российский  туризм имеет свою историю развития. В последнее время туризм получил  значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его  развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и  народами мира. Массовое развитие туризма  позволяет миллионам людей расширить  знания по истории своего Отечества  и других стран, познакомиться с  достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

     Туризм  оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений  между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры  активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

     Формирование  российского туристского рынка  началось с 1990 г. На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит  выездного туризма в СССР сформировал  повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

     Большим спросом пользовались шоп –туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

     Однако  в последние годы наблюдается  тенденция улучшения развития туризма  в России: увеличивается поток  желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные  отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский  туризм (предлагаются всевозможные детские  поездки на морские курорты, в  различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров. Современное развитие туризма  в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной  структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.

     Отдых в России, точно так же как и  отдых за рубежом, это, прежде всего  предложение брендов. Сколько их у нас? Раскрученные еще в советские  времена бренды туристских маршрутов  можно пересчитать по пальцам: Карелия, Байкал, белые ночи в Ленинграде, Золотое кольцо России. В Советском  Союзе внутреннему туризму уделяли  большее внимание, чем сейчас. На высшем государственном уровне разрабатывались  интересные туристические схемы, увлекательные  экскурсии. Тогда понимали, что русское  путешествие это отдых с легендой, историей, изюминкой. Потянуть формирование брендов самим фирмам просто не под  силу. Нужна поддержка государства. Современное состояние туризма  в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых  ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах.

     Россияне  поняли, что должный уровень сервиса, интересный отдых могут предложить и в России. В конкурентной среде  активно развивается санаторно-курортное  лечение, появляется туристическая  инфраструктура, представители крупного бизнеса активно вкладывают деньги в строительство гостиниц, аквапарков, индустрии развлечений. Строительный бум сейчас переживает Адлер, новые  отели появляются в Суздале, на Карельском перешейке. За последние пять-шесть  лет усилиями туроператоров был  создан ряд необычных экскурсионных  продуктов, в том числе и на Севере нашей страны, которые стали  реальной альтернативой пляжному отдыху.

     К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35 % мировой торговли услугами. Общие  расходы на внутренний и международный  туризм составляют 12% мирового валового национального продукта.

     Российская  Федерация, несмотря на свой высокий  туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом  туристическом рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристического потока.

     По  оценкам ВТО, потенциальные возможности  России позволяют при соответствующем  уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных  туристов в год. Однако на сегодняшний  день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими  и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.

     Сегодняшнее состояние российской туристической  отрасли можно определить как  «состояние неустойчивого равновесия». Не секрет, что нынешний тур бизнес существует как «полутеневой», с  нечеткими правилами взаимодействий как между профессиональными  участниками туррынка, так и с государством.

     Россия  теряет миллиарды рублей, отказывая  туризму в поддержке, кроме того, теряются сотни тысяч потенциальных  рабочих мест. Известно, что для  обслуживания одного иностранного туриста  требуется около девяти человек. Тем не менее, туризм один из немногих развивающихся видов отечественного бизнеса. Геополитическое положение России как части европейского, так и азиатского континента является именно тем фактором, который позволяет сохранить ее туристскую самобытность и привлекательность для туристов всего мира. Россия сегодня интересна туристам из любой страны, т.к. она является местом преломления и взаимопроникновения европейской и азиатской культур. Правда, несмотря на продолжающийся рост туристической активности в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров - все это привело к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее1% мирового туристического потока, в то время как доля туризма во многих развитых странах составляет 5-15%, а в некоторых доходит до 50%.

     Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее  время являются:

  • образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
  • действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;
  • неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;
  • отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру;
  • отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом;
  • невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно - туристских средств размещения через систему социального страхования;
  • несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

     Наличие коллективных средств размещения (гостиниц и аналогичных средств размещения - мотели, пансионаты, общежития для  приезжих и др.) занимает центральное  место в туристской инфраструктуре и оказывает непосредственное влияние  как на развитие как внутреннего, так и въездного туризма.

     В России отмечается рост числа коллективных средств размещения, в том числе  гостиниц, количество работающих, занятых  в сфере гостиничного бизнеса  составляет в настоящее время  около 115 тыс. чел., появляются новые  туристские маршруты.

     В ходе рыночных преобразований качественное изменение претерпел состав производителей услуг. Если в начале 90-х годов  прошлого века подавляющую долю платных  услуг населению оказывали предприятия  государственной формы собственности, то в настоящее время их доля снизилась  до 21%. Вместе с тем, на рынке отдельных  видов услуг, доля предприятий государственной  формы собственности еще значительна. Тогда как, по услугам правового  характера, туристским, бытовым услугам  она минимальна и колеблется от 1 до 3-х %.

Информация о работе Значение туризма и реакрационной деятельности в экономике страны