Инновационная деятельность и экономическое развитие государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ инновационной деятельности предприятий на современном этапе.
Методы исследования: анализ и синтез, сравнение, индукция.
Задачи курсовой работы: изучить теоретические аспекты организации инновационной деятельности, рассмотреть и проанализировать ее основные направления, прогнозы дальнейшего развития инноваций в РБ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..5
Общая характеристика инновационной деятельности как фактора, стимулирующего экономическое развитие государства…………….7
Инновационная деятельность: сущность, виды и основные характеристики……………………………………………………….7
влияние инновационной деятельности на экономический рост…10
Анализ развития инновационной деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………………14
Особенности инновационного пути развития Беларуси…………14
Нормативно-правовой аспект инновационной деятельности и Республике Беларусь…………………………………………………17
Анализ инновационной деятельности предприятий………………22
Пути решения проблем и перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь…………………………………25
Проблемы инновационного развития……………………………….25
Перспективы инновационного развития в Республике Беларусь…26
Инновационное развитие Беларуси глазами международных экспертов………………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников…………………………………………35
Приложения……………………………………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

1ккууррссаачч.docx

— 111.20 Кб (Скачать файл)

Это приводит к ряду негативных следствий. Во-первых, ключевые подсистемы инновационной  системы – наука и промышленность – оказываются разобщёнными: научно-исследовательские  работы не отражают запросы промышленности, а получаемые за них вознаграждения не зависят от степени удовлетворения таких запросов. Во-вторых, в условиях запрета на горизонтальные формы  самоорганизации и тотального вертикального  контроля  умирает дух предприимчивости и инициативы, являющийся главным  мотором инноваций. Показательны в  этом плане наблюдения экспертов: молодые  люди Беларуси не рассматривают предпринимательство  как перспективную карьеру, а  доля малых и средних предприятий  в ВВП составляет лишь 11,4%, из которых  лишь 280 инновационных (около 0,6% от общего количества занятых на малых предприятиях со статусом юридического лица). В-третьих, административный ресурс, будучи не в  состоянии заменить экономические  мотивации и индивидуальную инициативу, приводит к бюрократической имитации инноваций (по данным экспертов, в 2009 году по 1200 действовавшим проектам предоставлялись 68 000 отчетов по 17 показателям или в среднем по 5600 отчётов на 1 проект).

Третий императив  – планирование линейного развития. Административная вертикаль, помимо страха перед неуправляемой инициативой  снизу, объясняется непоколебимой  верой в а) линейность развития социально-экономических  процессов и б) неизбежность целерационального  и планомерного управления ими. Как  показывает опыт, руководствуясь такими принципами, можно управлять экономикой десятилетиями. Однако с течением времени становится очевидно снижение качества развития. Между тем, инновативная экономика сориентирована как раз на качественный скачёк, выводящий экономику на принципиально новый уровень развития и в новое качественное измерение. Этот скачёк имеет рационально непредсказуемый характер: показательно, что на сегодняшний день в мире нет стандарта нанотехнологий и нанопродуктов. Именно поэтому запланировать инновации и тем более планомерно управлять ими невозможно. Как отмечают эксперты, инновации – это свойство системы, а не её цель. В такой ситуации государство может лишь создать благоприятные условия, значительно повышающие вероятность появления инноваций: благоприятная деловая среда, пространство свободы для самореализации предприниимчивых и инициативных индивидов, и, что особенно важно – право на риск (финансовый, управленческий, деловой). И это как раз то, с чем у нас большие проблемы. В Беларуси система государственной инновационной политики предполагает планомерное линейное развитие, сметающее на своём пути индивидов, предписывающее крупным государственным предприятиям инновации как цель существования и обязывающее их к максимальному устранению рисков [10].

Все вышеозначенные проблемы говорят о необходимости  адекватных решений по исправлению  ситуации. Эксперты обзора в своём  анализе и детальных рекомендациях  также ориентируются на здравомыслящих и рациональных субъектов. Между  тем, очевидно, что за государственной  инновационной политикой стоят  не аргументы, но ценностные императивы. Смогут ли замечания и рекомендации экспертов пошатнуть это императивы – вопрос открытый.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных  условиях реализация целей общества должна быть связана с определенным инновационным типом развития. В его основе лежит непрерывный и целенаправленный процесс поика, подготовки и реализации нововведений, позволяющих сделать функционирование общественного производства более высоким, увеличить степень реализации потребностей общества и его членов.

Научным фундаментом инновационной деятельности является инноватика. Инноватика — это область знаний о сущности инновационной деятельности, её организации и управлении инновационными процессами, обеспечивающими трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества как на коммерческой основе (коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности), так и некоммерческой базе [3].

В целом  экономические отношения инновационной  сферы производны от отношений материального  производства, но им присуща также и собственная специфика.

Управление  в инновационной сфере основывается на критерии экономической эффективности, а передача инновационного продукта в производственную сферу предполагает осуществление маркетинговых исследований.

Инновационная активность - целенаправленная деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, технологических и организационно-управленческих новшеств [3].

Инновационная активность - необходимое условие  экономического роста государства и повышения качества жизни людей. Поэтому она занимает центральное место в реализации инновационной политики государства.  Существует ряд признаков, характеризующих и определяющих с разных сторон инновацию именно как экономическое явление.

-инновация является результатом процесса целенаправленного качественного изменения объекта субъектом, обладающим элементами новизны;

-объектом инновационного изменения, изучаемым экономической теорией, является совокупность факторов производства и экономических отношений, возникающих по поводу их использования между участниками процесса производства;

-активным деятельным субъектом инновационного процесса является человек, осуществляющий инновационную деятельность;

-инновации несут в себе полезные функции, заключающиеся в том, что они делают экономически возможным адаптацию товаров и услуг к индивидуальным потребностям конкретных групп потребителей;

-инновация обладает эффективностью комплексного характера.

Инновационный процесс, с одной стороны, детерминирован составом и структурой общественных потребностей, служит целям их большего удовлетворения. С другой стороны, он в современных условиях напрямую зависит от состояния и развития науки и превращения ее в непосредственную производительную силу, роста объема и качества научных знаний, научной информации.

Инновационный процесс представляет собой целостную  систему, единство всеобщего и совместного  научно-производственного труда, развертывающегося  в едином информационном пространстве, в качестве элементов которого выступают  структурные единицы, кооперирующиеся  по фазам инновационного процесса, имеющие прямые и обратные связи, производственно-технологическое, социальноэкономическое и организационно-управленческое единство, связанные единой целевой функцией.

Инновационные процессы нуждаются в государственном  регулировании, что связано с неспособностью рынка обеспечить их максимальную комплексную эффективность. При осуществлении такого регулирования инновационных процессов необходимо найти рациональное соотношение между плановыми и рыночными факторами.

 

Список  использованных источников

  1. Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] - Режим доступа: http// www.w3.economy.gov.by.- Дата доступа: 22.10.2013.
  2. Официальный сайт Министерства статистики и анализа РБ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.- Дата доступа: 22.10.2013.
  3. Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.- Дата доступа: 22.10.2013
  4. Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О. Основы инноватики и инновационной деятельности. СПб.: Политехника, 2000. - 323 с.
  5. Завлин П. Н. и др. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика. М.: Экономика, 2000. - 475 с.
  6. Кушлин В. XXI век и возможности расширенного воспроизводства // Экономист. 2000. - № 2.
  7. Мнеян М.Г. Инновационный вызов времени. М.: Издательский дом "Сумма технологий", 2002. - 200 с.
  8. Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2011, № 2(19)
  9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 26 мая 2011 г. № 669 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы»
  10. «Креативная экономика» № 1 (1) 2007 год.
  11. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010  годы, утв. Указом Президента Респ. Беларусь №  136, 26 марта 2007  г.  [Электронн.ресурс]. – Режим доступа: http://government.by/public/shared/rus/innovations_p/index.html. – Дата доступа: 22.10.2013.
  12. http://innosfera.org/node/1299 (научно-технический журнал наука и инновации) Номер 5(111) 2012.
  13. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 10 июля 2012 г. № 425-З

 

Приложение  А

Схема инновационного процесса


 

Приложение  Б

Направления решения проблемы качества экономического роста

Направления

Характеристика

Экономическое:

 

-факторный блок

Преобладание в структуре факторов экономического роста инноваций

-структурный блок

Ускоренное развитие современных  наукоемких отраслей с высокой добавленной  стоимостью, развитие сферы услуг, особенно образовательных и медицинских, информационных отраслей

Социальное 

Преодоление высокой дифференциации доходов, доступность образования, качественных медицинских услуг, доступ к культурному наследию

Экологическое

Недопущение падения качества окружающей среды, учет экологических последствий




 

 

Приложение  В

Развитие  инновационной инфраструктуры в  Республике Беларусь

Наименование субъектов инновационной  инфраструктуры

Количество субъектов инновационной  инфраструктуры

2010 год

2015 год

Научно-технические парки

11

21

Центры трансфера технологий

35

45

Венчурные организации

1

3

Научно-производственные (научно-практические) центры, холдинги

40

60

Инновационные центры

76

100

Бизнес-инкубаторы

9

20

Научно-технические библиотеки, включая  заводские

490

500

Инновационно активные предприятия

381

1000

Парк высоких технологий (многофункциональный)

1

1

Научно-технический парк в области  нано-, биотехнологий и фармацевтики

-

1

Белорусский инновационный фонд

1

1

Другие специализированные финансовые организации

-

2

Проектно-конструкторские организации

25

30

Инжиниринговые организации

10

15


 

Приложение  Г

Объемы  экспорта наукоемкой и высокотехнологичной  продукции (товаров, работ, услуг).

Ответственные

исполнители

годы

2011

2012

2013

2014

2015

Минжилкомхох

0.204

0.259

0.314

0.369

0.423

Минздрав

в том числе Департамент  фармацевтической промышленности

3.211

3.200

29.514

29.500

35.717

35.700

41.990

41.970

48.229

48.200

Минобразование

3.200

4.100

4.900

5.800

6.680

Минпром

1247.000

1583.000

1918.000

2254.000

2590.000

Минсвязи

163.000

185.500

211.500

243.000

283.000

Минсельхозпрод

3.490

4.430

5.370

6.310

7.240

Минстройархитектуры

28.800

36.600

44.300

52.110

59.890

Минтранс

5.200

6.600

8.000

9.400

10.800

Минэнерго

20.900

26.500

32.100

38.000

43.500

МЧС

0.034

0.043

0.052

0.061

0.072

Госкомвоенпром

104.200

129.600

162.200

166.300

169.900

ГКНТ

0.037

0.047

0.057

0.068

0.076

Концерн «Белфбиофарм»

20.000

-

-

-

-

Консерн «Белгоспищепром»

0.970

1.230

1.490

1.750

2.460

Консерн «Беллегпром»

0.006

0.008

0.010

0.011

0.016

Консерн «Беллесбумпром»

0.019

0.024

0.029

0.035

0.050

Консерн «Белнефтехим»

336.700

427.300

518.000

608.600

699.300

Белкоопсоюз

0.130

0.165

0.200

0.235

0.330

НАН Беларуси

27.800

35.300

42.800

50.300

57.600

Бресткий облисполком

10.700

11.500

12.200

13.200

14.300

Витебский облисполком

0.270

0.380

0.480

0.570

5.100

Гомельский облисполком

0.200

0.240

0.280

0.320

0.360

Гродненский облисполком

0.100

0.150

0.190

0.200

0.240

Минский облисполком

0.280

   0.390

0.520

0.600

0.700

Могилевский облисполком

0.130

0.180

0.220

0.300

0.370

Минский горисполком

3.000

4.100

5.300

6.400

7.400

ГУ «Администрация Парка высоких  технологий»

160.000

200.000

255.000

330.000

430.000

Общественные объединения

9.750

12.350

14.950

17.850

25.400

Прочие юридические лица без ведомственной  подчиненности

841.569

1096.890

1324.531

1559.121

3120.464

Итого

2990.900

3796.400

4598.710

5406.900

7583.900

Не распределено по организациям

109.100

138.600

168.000

197.300

366.100

Всего

3100.000

3935.000

4766.710

5604.200

7950.000

Информация о работе Инновационная деятельность и экономическое развитие государства