Иностранный капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Иностранные инвестиции, являются фактором экономического роста, дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей технологий, ноу-хау, новейших методов менеджмента и меняющих структуру, динамику развития экономики страны-реципиента капитала. В условиях глобализации с увеличением масштабов международного перемещения капитала роль инвестиций, как важного фактора экономического развития возрастает, что обусловливает актуальность исследования влияния иностранного сектора на экономику страны-импортера капитала и обоснования инвестиционной политики России в отношении зарубежных инвесторов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность иностранного капитала 5
1.1 Понятие иностранного капитала 5
1.2 Россия на рынке иностранного капитала 7
Глава 2. Влияние иностранного капитала на рыночную экономику 11
2.1 Влияние предприятий с иностранными инвестициями на экономику России 11
2.2. Инвестиции российских предприятий в экономику других государств 15
Глава 3. Проблемы и пути повышения привлекательности России для иностранных инвесторов 25
3.1. Причины оттока капитала из России 25
3.2. Методы (способы) привлечения инвесторов из-за рубежа 30
Заключение 34
Список используемых источников 37

Вложенные файлы: 1 файл

Вся Курсовая 2.docx

— 83.85 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 3 - Страны — лидеры по оттоку капитала

 

Сальдо текущего счета

Сальдо счета финансовых и капитальных операций*

Ошибки и пропуски

Рост резервов **

Приток капитала

ОиП в % от текущего счета

Германия

202,7

–213,8

11,0

3,9

–209,8

5,4%

Китай

201,7

–166,7

–35,0

387,8

221,1

–17,3%

Сауд. Аравия

158,5

–110,4

–48,1

96,0

–14,4

–30,3%

Япония

119,1

–93,6

–25,4

176,6

82,9

–21,4%

Россия

98,8

–88,8

–10,0

12,6

–76,2

–10,1%

Норвегия

70,3

–87,5

17,2

–3,4

–91,0

24,5%

Нидерланды

81,3

–72,6

–8,7

2,4

–70,3

–10,7%

Кувейт

70,8

–63,5

–7,3

4,5

–59,0

–10,3%

Сингапур

57,0

–57,1

0,1

17,1

–40,0

0,2%

Катар

52,0

–48,2

–3,7

–14,3

–62,6

–7,2%

Швеция

37,2

–45,3

8,0

1,0

–44,3

21,5%

Швейцария

49,7

–35,4

–14,3

54,7

19,3

–28,8%

Ю..Корея

26,5

–32,0

5,5

13,9

–18,1

20,6%

Дания

21,6

–24,9

3,3

10,6

–14,3

15,2%

Малайзия

31,8

–23,9

–7,9

31,2

7,3

–24,8%

Венесуэла

27,3

–23,5

–3,8

–4,0

–27,6

–13,8%

Ирак

26,2

–23,5

–2,7

10,4

–13,1

–10,4%

Гонконг

12,9

–17,9

5,0

14,3

–3,6

38,9%

Азербайджан

17,1

–17,7

0,6

4,2

–13,5

3,3%

Алжир

19,7

–17,5

–2,2

20,2

2,7

–11,1%


 

 

На данной таблице показано, что Россия входит в пятерку лидирующих стран по оттоку капитала, а это значит , что надо выработать все необходимые методы  по борьбе с данным явлением путем привлечения инвесторов из-за рубежа.[2]

 

3.2. Методы (способы) привлечения инвесторов из-за рубежа

 

Внешние источники инвестирования

В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем:

  • создания предприятий с долевым участим иностранного капитала (совместных предприятий);
  • создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;
  • приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;
  • приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав;
  • предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав.

Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.

1. Прямые иностранные инвестиции

Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.

Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор может создать полностью принадлежащее ему предприятие, филиал или представительство, создать совместное предприятие, стать совладельцем уже существующего и нормально функционирующего предприятия и т.д. При этом он всегда стремится принять участие или самостоятельно осуществлять руководство этой компанией. Ярким примером прямых капиталовложений является машиностроение: в настоящее время в России функционируют несколько заводов по выпуску и сборке иностранных автомобилей, принадлежащих иностранным компаниям (Форд) или организованным как совместные предприятия (Шевроле Нива). Более того, еще несколько иностранных концернов намереваются инвестировать средства в автомобильные заводы (например, Тойота и Хонда).

Следует особо отметить, что прямые зарубежные инвестиции также представляют собой способ повышения технического уровня российских предприятий, поскольку иностранные инвесторы не только вкладывают средства в организацию производства, но и часто внедряют на этих предприятиях современные технологии. Более того, в мировой практике инвестирование преимущественно сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а внутри нее — в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. В некоторых случаях, предприятия с иностранными инвестициями получают прямой выход на международный рынок.

Привлечение прямых иностранных инвестиций должен иметь доступ ко многим сферам национальной экономики, однако должны существовать и некоторые отраслевые ограничения (государственные монополии.). Примерами таких отраслей являются отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, нефтедобывающие и газодобывающие отрасли), а также производственная инфраструктура (энергосети, дороги, трубопроводы.). Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала.

2. Портфельные иностранные инвестиции

Портфельными иностранными инвестициями принято называть капиталовложения в ценные бумаги зарубежных предприятий и организаций. Также возможно инвестирование средств в ценные бумаги иностранного государства.

Отличительной чертой портфельных инвестиций являются мотивы инвесторов. Так, портфельный инвестор не заинтересован в управлении компанией, ценные бумаги которой он приобрел. Его целью является получение доходов от владения ценными бумагами (дивидендов, процентов, разницы между ценами покупки и продажи.).

Посредниками при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки, через которых инвесторы получают доступ к национальному рынку другой страны.

В качестве ценных бумаг, в которые вкладывают средства иностранные инвесторы, в основном выступают акции и облигации российских предприятий. При этом, наибольший интерес представляют ценные бумаги крупных российских предприятий, таких как РАО "ЕЭС", Газпром, Лукойл. В то же время доля портфельных инвестиций, приходящихся на мелкие и средние российские предприятия, достаточно низка. Это вызвано высокими рисками вложения средств в такие компании, что существенно затрудняет привлечение ими иностранных инвестиций.

3. Иностранные кредиты

В качестве кредиторов обычно выступают международные организации (Международный валютный фонд) и крупные зарубежные банки (Европейский Банк реконструкции и развития, и другие банки). Среднесрочные и долгосрочные кредиты могут предоставляться промышленным и торговым корпорациям, предприятиям, банкам, финансовым компаниям, а также непосредственно государству.

В последние годы на международном рынке часто используется такая форма долгосрочного финансирования, как проектное финансирование. Оно заключается в предоставлении крупных кредитов под конкретные промышленные проекты предприятий. Таким образом, указанная форма долгосрочного кредитования сближается с прямыми инвестициями.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Российскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.[8]

 

 

Заключение

 

Исходя из проделанной работы, можно осуществить следующие выводы, что иностранные инвестиции, являются важнейшим фактором экономического роста, дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей технологий, новейших методов менеджмента и меняющих структуру, динамику развития экономики страны-реципиента капитала. В условиях глобализации с увеличением масштабов международного перемещения капитала роль инвестиций, как важного фактора экономического развития возрастает, что обусловливает актуальность исследования влияния иностранного сектора на экономику страны-импортера капитала и обоснования инвестиционной политики России в отношении зарубежных инвесторов.

Прямые иностранные инвестиции играют сейчас важнейшую роль в создании интегрированной интернациональной производственной системы – производственного ядра мировой экономики. Развитые страны создали эффективную систему государственной поддержки национальных компаний стремящихся внедриться в рыночную структуру других стран, причем субсидии или запретительные меры, как правило, в нее не входят. К сожалению, в России еще не выработано такой системы. Это происходит во многом потому, что государственная политика нацелена, прежде всего, на защиту так называемых "государственных интересов", а не интересов отечественных компаний и фирм. Следует также отметить, что меры по укреплению конкурентоспособности отечественных компаний, как правило, дают больший эффект, чем ущемление интересов иностранных фирм с целью поддержки своих производителей.

Проведенный в работе анализ позволяет сделать следующие выводы: прямые иностранные инвестиции являются фактором, оказывающим ярко выраженное позитивное воздействие на экономику; создание преференциального режима для прямых иностранных инвестиций достаточно активно способствует их привлечению. Тем не менее федеральное законодательство не было и в настоящий момент не является достаточно благоприятным, "либеральным" для такого рода вложений; частичная коррекция сложившегося положения происходит за счет принятия законодательных актов регионального уровня.

И все же иностранные инвесторы продолжают называть российский рынок перспективным.

В настоящее время в России происходит увеличение притока прямых иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности. Более того, неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные сборы, невыгодно. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий. Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной процедуры банкротства, сохранение неэффективного директорского корпуса и сложность замены старого руководства предприятия. Все это определило низкую конкурентоспособность российского производства, а также дальнейшее уменьшение доли рынка, занятой товарами российского производства.

Препятствием является также отсутствие надежных структур по привлечению и гарантированию иностранных инвестиций. Отрицательное влияние оказывают экономическая и социально-политическая нестабильность в стране, неразвитость банковской и прочей инфраструктуры, высокий уровень преступности и коррумпированности, профессиональная неподготовленность, а следовательно, низкая компетентность российских деловых кругов.

В силу названных причин Россия остается страной высокого инвестиционного риска. Это обстоятельство сдерживает не только иностранных, но и отечественных инвесторов.

Увеличение доли прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных капиталовложений идущих в Россию и повышение эффективности инвестиционной деятельности должны стать одними из важнейших направлений корректировки современных экономических реформ проводимых в России. Это обусловлено совокупностью причин, главная из которых заключается в том, что без увеличения объемов прямых иностранных инвестиций Россия не в состоянии самостоятельно осуществить подъем национальной экономики, а следовательно, и переломить негативные тенденции в социальной сфере. Повышение инвестиционной активности на всех уровнях экономики – главное условие решения этих задач.

Информация о работе Иностранный капитал