Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:50, курсовая работа
Данная работа посвящена исследованию роли информации в экономических отношениях.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня информация занимает особое положение в экономике. До недавнего времени ученые-экономисты выделяли четыре основных фактора: труд, землю, капитал и предпринимательские способности. В настоящий момент происходит становление и развитие постиндустриального общества с информационной (или, как ее еще называют, «новой») экономикой, в котором доминирующим фактором становится информация.
Введение…………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Основы информационной экономики
1.1 Основы информационной революции……………………………………………………………..4
1.2 Изменение роли материальных факторов производства……………………………………….5
1.3 Экономическая информация и информационная экономика…………………………………..6
Глава 2. Информационный рынок
2.1 Основные понятия и категории современного информационного рынка……………………8
2.2 Объектно-субъектный состав информационного рынка………………………………………….11
2.3 Формирование и взаимодействие спроса и предложения на информационном рынке………...14
Глава 3. Неопределенность и риск полученной информации……………………………………..18
Глава 4. Статистический анализ основных показателей деятельности информационного рынка..19
4.1 Российская Федерация……………………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………………………….....23
Список использованной литературы………………………………………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ на тему:
ИНФОРМАЦИЯ КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА
Дата сдачи курсовой работы:
17.04.2013 г.
Санкт-Петербург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основы информационной экономики
1.1 Основы информационной
1.2 Изменение роли материальных
факторов производства………………………
1.3 Экономическая информация и
информационная экономика………………
Глава 2. Информационный рынок
2.1 Основные понятия и категории современного информационного рынка……………………8
2.2 Объектно-субъектный состав информационного рынка………………………………………….11
2.3 Формирование и взаимодействие спроса и предложения на информационном рынке………...14
Глава 3. Неопределенность и риск полученной информации……………………………………..18
Глава 4. Статистический анализ основных показателей деятельности информационного рынка..19
4.1 Российская Федерация…………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Данная работа посвящена исследованию роли информации в экономических отношениях.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня информация занимает особое положение в экономике. До недавнего времени ученые-экономисты выделяли четыре основных фактора: труд, землю, капитал и предпринимательские способности. В настоящий момент происходит становление и развитие постиндустриального общества с информационной (или, как ее еще называют, «новой») экономикой, в котором доминирующим фактором становится информация.
За последние два десятилетия роль информации в экономических отношениях существенно увеличилась. Современные технологии настолько сложны, что для их организации нужны колоссальные объемы данных. Без информационных потоков не могут существовать бизнес-процессы в организации. Вся человеческая жизнь основана на обмене знаниями и опытом с другими людьми. Все большее значение приобретает информационное богатство. Информация порождает новые рыночные ниши, расширяет совокупное предложение и спрос, резко повышает емкость рынка. Оценка стоимости информации как экономического блага становится важной, но одновременно и сложной задачей для многих экономических субъектов.
Катализатором
этих изменений выступило активное
развитие сектора информационно-
Бизнес приобретает все более информационный характер. Современная информационная сфера по своей природе носит глобальный характер, стирая привычные границы между понятиями "национального" и международного. Развитие информационных и коммуникационных технологий привело к формированию новой электронной среды для экономической деятельности - Интернета.
Стремительное развитие информационных коммуникаций, которые могут использоваться в экономической деятельности, превращение информации в экономическое благо, появление новых форм электронного бизнеса требуют научных обобщений и теоретических разработок, позволяющих выявить суть и оценить последствия растущего влияния информации на общество и экономику. В этой связи имеется потребность в упорядочивании и систематизации научных знаний об информации и пересмотре взглядов о ее месте в системе экономических отношений.
Вместе с
тем, современные реалии требуют
разработки новых научных подходов
к проблеме влияния информации на
состояние и структуру
Целью курсовой
работы является формулировка задач
и перспектив в области технико-
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
· специфицировать понятие информации как научной категории;
· выявить особенности информации как специфического экономического блага, экономического ресурса и фактора производства;
· рассмотреть экономические основы обращения научно-технической информации;
· выявить необходимость преобразования структуры производства и технологической динамики во всех сферах и секторах хозяйства страны;
· предложить рекомендации по разработке национальной стратегии инновационного развития России.
Объектом исследования являются место и роль информации в экономическом развитии. В качестве предмета исследования выступает система взаимоотношений, возникающих по поводу производства, распределения, обмена и потребления информации.
Глава 1. Основы информационной экономики
1.1 Основы информационной революции
В последние десятилетия XX и в начале XXI веков, на протяжении жизни одного поколения, произошли необычайно масштабные и глубокие изменения в развитии науки и техники, оказавшие беспрецедентное влияние на весь характер хозяйственной жизни. Именно масштаб и глубина их воздействия на экономику позволяют без преувеличения говорить о подлинной революции, свидетелями и участниками которой мы все являемся. Преобразования, которые нам приходится наблюдать, коснулись самых разных отраслей материального производства и сферы услуг, сказались на структуре занятости, отразились в ключевых характеристика технологических процессов и формах организации производства. Соответствующие сдвиги произошли и в структуре занятости: если в конце 60-х годов, по широко распространенному мнению, информационные отрасли поглощали несколько более 50 процентов рабочей силы, то в 80-е годы, по некоторым оценкам, на их долю в США приходилось до 70 процентов общей численности занятых в народном хозяйстве.
Бурная экспансия "знаниеемких" отраслей, начавшаяся в середине 70-х годов, заставила многих исследователей заговорить о наступлении "информационной эры", изменяющей структуру общественного производства. Все чаще при изучении экономических процессов в качестве самостоятельного стал выделяться "информационный сектор", оценка динамики которого давала исследователям гораздо более совершенный инструмент анализа, чем простая констатация расширения сферы услуг. Информационный сектор в его современном понимании включает в себя передовые отрасли материального производства, обеспечивающие технологический прогресс, сферу, предлагающую услуги коммуникации и связи, производство информационных технологий и программного обеспечения, а также - во все возрастающей мере - различные области образования. Его значение представляется некоторым экономистам настолько большим, что в последнее время при анализе структуры народного хозяйства все чаще предлагается отойти от традиционных подходов и выделять в общественном производстве отрасли, поставляющие на рынок знаний емкую продукцию (knowledge goods), товары широкого потребления (consumption goods) и услуги (services).
Информация и знания, понимаемые не как субстанция, воплощенная в производственных процессах или в самих средствах производства, а как непосредственная производительная сила, оказываются важнейшим фактором современного хозяйства. Отрасли, производящие знания и относимые к "четвертичному" или "пятеричному" секторам экономики, становятся ныне первичным сектором, снабжающим хозяйство наиболее существенным и важным ресурсом. Имея в виду снижение роли и значения вещных факторов производственного процесса, можно говорить о достижении материальным производством некоторого естественного предела своего развития. Сегодня настал тот момент, когда основными ресурсами общества становятся не труд и капитал, а знания и информация.
1.2 Изменение роли материальных факторов производства
Сегодня можно
утверждать, что технологическая
революция последних
Таким образом, когда мы говорим об изменении роли факторов производства в современных условиях, мы прежде всего имеем в виду вытеснение материальных компонентов готового продукта информационными составляющими. Именно на этой основе снижается значение минерального сырья и труда как базовых производственных факторов, а знания и информация превращаются в основной ресурс производства в любой его форме.
В последние
десятилетия хозяйственный
Согласно экспертным оценкам, расходы на информационные технологии повысились с 3 процентов ВВП США в 1990 году до 5 процентов в 1995 году, а в 2006 году составили 12 процентов. Уже сегодня в американской экономике "при помощи информации производится около трех четвертей добавленной стоимости, создаваемой в промышленности".
Таким образом, по мере развития информационного сектора становится все более очевидным, что информация и знания являются важнейшим стратегическим активом любого предприятия, источником нововведений, основой экономического и социального прогресса, иными словами - принципиально новым ресурсом, к которому неприменимо традиционное понятие исчерпаемости. Его производство не наталкивается на ограниченность спроса ни внутри страны, ни за ее пределами, так как, с одной стороны, продукция информационного сектора становится все более дешевой, а с другой - сама природа информации и знаний такова, что каждая удовлетворенная потребность в них тут же порождает множество новых.
Параллельно со
стремительным
На протяжении
послевоенного периода средняя
цена трансатлантического
Копирование одного
мегабайта данных по линиям модемной
связи стоит почти в 250 раз дешевле
чем воспроизведение
Последнее подчеркивает,
что тиражирование необходимого
для функционирования компьютерных
систем программного обеспечения может
осуществляться практически бесплатно,
а доступность его является абсолютной.
Таким образом, новые технологии
резко снижают как издержки производства,
так и стоимость самих