Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:50, курсовая работа
Данная работа посвящена исследованию роли информации в экономических отношениях.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня информация занимает особое положение в экономике. До недавнего времени ученые-экономисты выделяли четыре основных фактора: труд, землю, капитал и предпринимательские способности. В настоящий момент происходит становление и развитие постиндустриального общества с информационной (или, как ее еще называют, «новой») экономикой, в котором доминирующим фактором становится информация.
Введение…………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Основы информационной экономики
1.1 Основы информационной революции……………………………………………………………..4
1.2 Изменение роли материальных факторов производства……………………………………….5
1.3 Экономическая информация и информационная экономика…………………………………..6
Глава 2. Информационный рынок
2.1 Основные понятия и категории современного информационного рынка……………………8
2.2 Объектно-субъектный состав информационного рынка………………………………………….11
2.3 Формирование и взаимодействие спроса и предложения на информационном рынке………...14
Глава 3. Неопределенность и риск полученной информации……………………………………..18
Глава 4. Статистический анализ основных показателей деятельности информационного рынка..19
4.1 Российская Федерация……………………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………………………….....23
Список использованной литературы………………………………………………………
На базе использования высоких технологий в последние десятилетия началось формирование отраслей, специфическим образом сочетающих формы материального производства и услуг: речь идет о производстве программных продуктов, развитии средств связи, возникновении целой сети Интернет-услуг. Сегодня информационные технологии расширяют и трансформируют весь третичный сектор, образуя в нем новые "точки роста". "Знаниеемкие" отрасли сферы услуг (включающие в себя здравоохранение, образование, исследовательские разработки, финансы, страхование и т. п.) обнаруживают самые высокие темпы роста занятости и валового продукта.
Таким образом, в XXI веке становится совершенно очевидно, что основу современного хозяйства составляют высокотехнологичные наукоемкие производства. Под их воздействием радикально меняется характер сельского хозяйства, добывающих и обрабатывающих отраслей, производства товаров массового потребления и сферы услуг. Продукт "пятеричного" сектора стал сегодня воистину основным ресурсом современного общества.
1.3 Экономическая информация и информационная экономика
Дать однозначное
определение понятия “
Как известно, термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», изначально изложение или разъяснение. В качестве примера существует следующее определение. Информация - это совокупность сигналов, воспринимаемых нашим сознанием, которые отражают те или иные свойства объектов и явлений в окружающей нас действительности. Природа данных сигналов подразумевает наличие принципиальных возможностей по их сохранению, передаче, трансформации.
Информация в экономике проявляется во множестве аспектов, - вот только некоторые из таких способов проявления:
· производство информации как таковой - это производственная отрасль, т.е. вид экономической деятельности;
· информация является фактором производства, один из фундаментальных ресурсов любой экономической системы;
· информация является объектом купли-продажи, т.е. выступает в качестве товара;
· некоторая часть информации является общественным благом, потребляемым всеми членами общества;
· информация - это элемент
рыночного механизма, который наряду
с ценой и полезностью влияет
на определение оптимального и равновесного
состояний экономической
· информация в современных условиях становится одним из наиболее важных факторов в конкурентной борьбе;
· информация становится резервом деловых и правительственных кругов, используемым при принятии решений и формировании общественного мнения.1
Информационная экономика, получая научную информацию из многих источников, использует ее для оказания влияния на сопредельные области и отрасли экономического знания.
Таким образом, информационная экономика в качестве области знания может быть охарактеризована как метаэкономика по отношению к отраслевым экономикам (изучающим экономические аспекты материальной базы информационных технологий, их эффективного применения, создания научных знаний и средств их передачи). Эта область знания специфически проявляет себя в исследовании информации как ресурса, в обобщенном рассмотрении информационных отношений, объединяя отдельные их аспекты в единый объект, функционирующий в системе рынка и государственного регулирования. Ее главная для нас роль - в изучении: закономерных тенденций развития информационно-электронной сферы, ее функций в деле становления и развития в России информационного технологического уклада; условий и факторов эффективного выполнения этих функций.2
Постепенно, по мере увеличения объема использования новых знаний, уменьшается удельный вес собственности на физические объекты и увеличивается удельный вес интеллектуальной собственности. Возникает проблема прав интеллектуальной собственности. Иногда полагают, что защита интеллектуальной собственности безнадежна в мире, где господствуют ИКТ. Уже сегодня, например, незаконное копирование программных продуктов является легким делом, а завтра оно станет еще легче.
Действительно,
абсолютная защита невозможна. Однако
она и не нужна. Должен быть найден
оптимум, который, с одной стороны,
обеспечивает получение временной
сверхприбыли, гарантируя индивидуальную
(авторскую) выгодность полезной инновации,
а с другой стороны, обеспечивает
как можно более широкое ее
распространение в целях
Наконец, когда денежная экономика становится инновационной, капитал начинает функционировать в денежно-информационной форме, которая лишь временно принимает вещественную форму и затем вновь обращается в информационно-денежную. Используемая в этих случаях информация представляет собой знания и понимается трояким образом: как профессиональные знания предпринимателя и работника, как технологические знания специалиста и как предположения всех заинтересованных субъектов относительно будущего положения дел.
Услуги труда в такой экономике опираются не просто на профессиональные навыки, но на индивидуализированные знания и способности. Рынок труда предлагает уже не безличную "производственную услугу", а личность, обладающую в требуемом профессиональном диапазоне относительно редкими, а иногда даже уникальными качествами.
Квалификация,
профессионализм, знания и способность
к творчеству становятся основной характеристикой
персонифицированных услуг
В результате указанных трансформаций капитала и услуг труда можно говорить о едином "человеческом капитале" с высокой долей профессиональной интеллектуальной собственности. В той степени, в какой "человеческий капитал" зависит от достигнутого уровня образования и науки, последние становятся "специфическими факторами производства". Текущий уровень образования и науки, характеризующий данное общество, превращается в фактор долговременной конкурентоспособности его экономики.
Информационная
экономика, решая свою главную задачу
- выработки рекомендаций по эффективному
применению принципов информационной
технологии в конкретных областях жизнедеятельности
общества, неразрывно связана с практикой
стратегического планирования структурной
перестройки производства. Практическое
применение знаний информационной экономики,
таким образом, всесторонне связано
с перспективами развития современного
технологического потенциала общества,
с авангардными отраслями, обеспечивающими
экономический рост и благосостояние
населения индустриально
Глава 2. Информационный рынок
2.1 Основные понятия и категории современного информационного рынка
В
зависимости от области знания, в
которой проводилось
При анализе различных определений можно заметить две общие черты: 1) информация всегда связывается с процессом, движением; 2) информация способствует прояснению ситуации.
Информация
в ее самом обыденном смысле всегда
играла решающую роль в деятельности
человека. В отличие от высших животных,
осуществляющих порой довольно сложную
деятельность на основе информации, хранящейся,
вырабатываемой и передаваемой в
основном с помощью биофизических
структур, деятельность человека по мере
его развития в возрастающей степени
регулируется знаниями, то есть особой
небиологической формой информации.
Они хранятся, вырабатываются и передаются
с помощью символических
По мере усложнения человеческой деятельности объем знании, требуемых для ее реализации, резко возрастает. В традиционных обществах с медленным изменением техники и технологии относительно небольшой объем знаний, обеспечивающих бесперебойное осуществление соответствующей деятельности, передается от поколения к поколению без существенных изменений. Подсчитано, что для увеличения объема материального производства в 2 раза необходимо четырехкратное возрастание объема обеспечивающей его информации. Еще несколько десятилетий назад объем научной информации, необходимой для решения технологических и социальных проб удваивался каждые 7-10 лет, а в 00-х гг. XXI в. такое удвоение происходит за 1-2 года. В современных условиях отсутствие необходимых знаний может оказаться непреодолимым препятствием социального и научно-технологического прогресса. Для преодоления когнитивного (познавательного) дефицита традиционные методы освоения знаний человеком совершенно непригодны.
В
этих условиях информация (по крайней
мере, в наиболее развитых странах),
обеспечивающая жизненно и исторически
важные направления деятельности человека,
превращается в наиболее ценный продукт
и основной товар, суммарная стоимость
которого постепенно начинает приближаться
к суммарной стоимости
Информация выходит на первое место среди традиционных факторов производства.
Информация становится приоритетным фактором производства, увеличивается потребность в ней, она перестает быть бесплатным товаром. Однако большая часть циркулирующей в обществе информации потребляется как общественное благо, затраты на подготовку и распространение которого государство берет на себя. Это означает, что эта часть информации отвечает двум характерным свойствам общественного блага, а именно:
- несоперничество: увеличение числа потребителей не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них;
- неисключаемость: ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.
Действительно, во-первых, информация и знания не убывают по мере их использования, так как их использование не ограничивает возможностей других потребителей синхронно применять для собственных целей ту же самую информацию, которая долговечна и сохраняет полезность после потребления. Приобретение некоего объема знаний никоим образом не уменьшает способности другого человека приобрести эти же знания, чего не скажешь, например, о порции мороженного или о месте в автобусе.
Во-вторых, хотя
информация, создаваемая в условиях
товарного хозяйства, может выступать
объектом собственности и обмена,
и в этом качестве ее распространение
может ограничиваться и осуществляться
на условиях, определяемых правами
собственности на нее, такие ограничения
относятся лишь к достаточно специфическим
ее видам (засекреченная или
Следует отметить и другие отличительные свойства товара «информация». Она существует вне зависимости от пространства и, подобно квантовым частицам, может находиться в нескольких местах одновременно. Продайте какой-либо товар, и у вас его больше не будет. Продавец может вернуть себе, предположим, автомашину, но, сообщив покупателю какую-либо информацию, он не может забрать ее обратно. В информационной экономике есть одно положение, касающееся и покупателя, и продавца: покупатель не может судить, стоит ли платить за информацию до тех пор, пока ее не получит; но как только он завладел ею, ему больше не нужно ее покупать. Еще одна особенность, отсутствующая в сделках с материальными предметами, состоит в следующем: тот факт, что вы продали какому-то индивиду информацию, не мешает вам продавать ту же информацию другим.