Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:04, реферат
Республика Беларусь – страна, расположенная в восточной части Европы. На западе она граничит с Польшей, на северо-западе – с Литвой, на севере – с Латвией, северо-востоке – Россией и на юге – с Украиной. В основном, в Беларуси равнинный рельеф без значительных природных барьеров, что способствует строительству транспортных коммуникаций и развитию экономических связей (общая протяженность страны – 2,969 км).
Общий обзор рынка Республики Беларусь………………………………….………..3
Геополитическая характеристика
Макроэкономические показатели
Анализ рынка торговой недвижимости Беларуси………………………………….12
Предложение
Спрос
Арендные ставки и уровень вакансий
Анализ рынка складской недвижимости г. Минска………………………………..26
Источник: Отчет ЮНКТАД (www.unctad.org), отчет МВФ (www.imf.org), данные Национального Банка Республики Беларусь (www.nbrb.by)
Таким образом, в 2009 г. экономика
Беларуси на фоне мирового финансового
кризиса сократилась впервые
с 1995 г., когда ВВП снизился в сопоставимых
ценах сразу на 10,4%. Однако, правительство
принимает ряд мер по стабилизации
экономической ситуации и привлечению
иностранных инвестиций в республику.
В августе 2009 года в Беларуси приняты
новые меры в сфере стимулирования
инвестиционной деятельности. В частности
введен механизм заключения инвестиционного
договора, посредством которого инвестору
предоставляется ряд
1.2.1. Безработица
Преимущества экономики |
низкая безработица |
социальная стабильность |
развитое законодательство |
большой потенциал для лесного и сельского хозяйства |
большой потенциал для развёртывания наукоёмких производств |
развитая транспортная система |
Большие месторождения стратегического сырья — калийной соли |
В 2005 году, примерно ¼ часть населения была занята в промышленной сфере. Трудоспособное население составляет 4,450,000 человек, причем количество трудоспособных женщин превышает количество мужчин. Также занятость высока в таких сферах, как сельское хозяйство, розничная торговля и образование. Согласно официальной белорусской статистике, начиная с 2003 наблюдается снижение уровня безработицы, в 2005 году этот показатель составил 1,2%, и на протяжении уже 4 лет остается на отметке не более 1-1,2 %. По некоторым оценкам уровень безработицы немного выше, учитывая факт существования так называемой скрытой безработицы (ситуация в экономике, когда часть безработного населения не зарегистрировано в государственной бирже труда). Однако даже в этом случае уровень безработицы остается низким.
На данный момент на рынке труда республики сохраняется управляемая ситуация, существенного ухудшения в плане регистрируемой безработицы не наблюдается. Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы предусмотрено, что уровень безработицы к концу нынешнего года не превысит 1,1-1,2% к численности экономически активного населения. В период с января по июль 2009 года уровень безработицы в РБ составил 0,9%.
Беларуси на учете по безработице на 1 июля нынешнего года состояли 41,7 тыс. человек. В течение марта-мая этот показатель колебался в пределах 44-46 тыс. человек, в конце мая наметилась позитивная тенденция уменьшения количества безработных, которая сохраняется и в настоящее время.
В последние годы в Беларуси отмечается нехватка рабочий силы, в особенности в промышленности и строительстве. По этой причине в данных отраслях используется рабочая сила из других стран СНГ (Армения, Молдова, Таджикистан), а также планируется привлечь китайские строительные компании.
1.2.2. Инфляция
В 1999 году Беларусь столкнулась с проблемой гиперинфляции, вызванной финансовым кризисом в России 1998 года. Уже в 2001 году в результате действий правительства уровень инфляции снизился до 61.6%. С 2001 года, уровень инфляции ежегодно снижался, однако в 2007 году в связи с ростом цен на энергоресурсы, продовольственные товары и сырье инфляция выросла и составила 12,1%.
Основными причинами, которые привели к росту инфляции, являются:
Еще одной причиной повлиявшей на увеличение инфляции в последнее время, является мировой финансовый кризис. По этой причине инфляция может увеличиваться в дальнейшем. Динамика индекса потребительских цен за первое полугодие 2009 г. свидетельствует о замедлении роста цен и стабилизации ценовой ситуации в стране. Если в январе этот показатель составлял 104,1%, то июне - 100,4%.
Министерство экономики Беларуси прогнозировала, что инфляция к концу 2009 г. будет оставаться в пределах 9-11%, при этом такой прогноз рассчитан исходя из цены на газ для Беларуси в пределах 140-160 USD за тыс. куб.м. Контрактная цена на газ для Беларуси в 2009 г. по факту была установлена на уровне 121,98 доллара за тысячу кубометров, а рост цен на потребительские товары составил 10,1% против 13,3% в 2008 году.
Инфляция в Беларуси в январе 2010 года составила 0,8% (в январе 2009 г.- 4,1%). В целом на 2010 год инфляция запланирована в пределах 8-10%.
Следует принять во внимание, что правительство Республики Беларусь принимает меры для сдерживания инфляции, контролируя цены на продукты питания, коммунальные услуги и товары промышленного производства.
Рынок коммерческой торговой недвижимости возник в Беларуси в 90-гг 20 века. За последние 15 лет он прошел несколько этапов развития. В начале 90-х прошлого столетия возникли формы неорганизованной торговли (ярмарки и рынки). До этого на нем были представлены в основном объекты советской постройки и помещения на первых этажах жилых домов. Но эти площади по всем своим характеристикам уже давно не отвечают постоянно возрастающим современным требованиям арендаторов и собственников. С 2000 года все больший вес стали приобретать торговые и торгово-выставочные комплексы мелкой нарезки - с торговыми местами и магазинами площадью по 4-12 кв.метров. Активное развитие рынка коммерческой недвижимости Беларуси началось лишь в 2002-2003 гг. Именно на этом этапе стали появляться торговые центры с якорными арендаторами (например, «Рига» - 6 000 .кв. метров и «Максимус» - 3 100 кв.метров) и гипермаркеты.
Этапы развития торговых центров в Беларуси почти один к одному повторяют тенденции, наблюдаемые в России и Украине. Основными из них являются:
В Минске все эти признаки эволюционирования торговых центров проявлялись с отставанием на 4-5 лет. Однако, начиная с прошлого года, темпы развития торговых центров ускорились. Так, количество торговых центров в Минске увеличилось с 15 объектов в 2006-м до 30-ти в первом полугодии 2008 года. Их площадь стала значительно больше – с 79,6 тыс. кв.м. до 210 тыс. кв.м.
Цены на коммерческую
недвижимость в Беларуси на протяжении
2006-2007 гг. росли на 40-50% в год, и, еще
до недавнего времени спрос
В первой половине 2008 года торговля была признана одним из наиболее быстроразвивающихся секторов белорусской экономики. Продажи выросли на 19,6% в целом по стране и на 17,6% в Минске. Причем торговля продовольственными товарами выросла на 12%, а рост в секторе непродовольственных товаров составил 28%. Основной причиной такого бурного развития торговли является стабильный рост валового дохода населения. С 2001 по 2007 года ежемесячный доход на человека вырос с 44,74 до 256,4 евро.
Население Минска около 1.798.000 человек. Покрытие торговыми площадями составляет 286 кв.м на 1000 человек, что ниже аналогичного среднеевропейского показателя в 2.27 раз. Москва прошла этот «порог» еще в 2005 году, и это подтверждает то, что потенциал в этой сфере огромный.
2.1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Крупные торговые центры с якорными арендаторами появились в Минске только в 2005 году, и почти все они принадлежат русским торговым сетям.
Сегодня минский рынок торговой недвижимости представлен 3 основными типами помещений:
По состоянию на конец 2007 года в Минске работало лишь несколько современных торговых центров с площадью более 50 000 кв.м.
В 2005 году были открыты гипермаркет «Гиппо» (13 750 кв.м.) и торгово-развлекательный центр «Bigzz» (9 000 кв.м.). В 2007 было построено еще два гипермаркета («Prostore» и «Корона») и еще два ТРЦ - «Ekspobel» (40 000 кв.м.) и «Globo» (25 000 кв.м). В настоящее время наиболее крупным торговым комплексом является ТЦ «Столица» (60.000 кв.м.) принадлежащий городским властям.
Так же 2007 год был отмечен рекордным уровнем арендной ставки, которая выросла до 100-120 евро за кв.м в месяц. Такая ситуация вынудила вмешаться белорусские власти и уровень арендной ставки снизился на 10-30%, но тем не менее он остается высоким по сравнению с другими восточно-европейскими странами.
По состоянию на конец 2009 г. розничная сеть республики состояла из 77256 объектов общей площадью 6,1 млн. кв.м., из которых 2,75 млн. кв.м. – торговые. Средняя обеспеченность населения республики торговыми площадями – 283 кв. м на 1000 человек. Из всего числа магазины составляют 28471 шт., гипермаркеты – 8, универмаги – 103, супермаркеты – 21.
Общая розничная сеть г. Минска составляла 9453 объекта площадью 1,21 млн. кв.м. (9015 в 3-ем кв. 2009 г.), торговая сеть магазинов – 2800 объектов (1,05 млн. кв.м.), в т.ч. торговых – 460,1 тыс. кв.м.
Покрытие современными торговыми площадями в Минск 121 кв.м. на 1000 человек, и по данному показателю город занимает последние место среди столиц стран центральной и восточной Европы.
Общее предложение торговых площадей современного формата по состоянию на 2007 год, кв.м. |
Площадь современных торговых площадей на 1000 человек, кв.м. |
Уровень арендных ставок, евро | |
Варшава |
1 180 900 |
700 |
40 |
Будапешт |
750 000 |
442 |
60 |
Вильнюс |
336 023 |
620 |
25 |
Рига |
620 000 |
859 |
35 |
Талин |
550 000 |
1375 |
50 |
Прага |
1 029 000 |
855 |
65 |
Киев |
608 000 |
225 |
60 |
Москва |
4 170 000 |
199 |
150 |
Минск |
200 000 |
121 |
35-60 |
Согласно официальной статистике процент неорганизованной торговли очень высок в Беларуси (35%) по сравнению с другим Центрально- и Восточно- Европейскими странами: в России a – 19,7 %; в Украине – 19 %; в Польше – 10 % и с Западной Европой (5-6 %).
Одной из особенностей Минского
рынка торговой недвижимости является
его несбалансированность. Существует
5 торговых коридоров, в которых
сосредоточено большое
Рисунок. Существующие и перспективные торговые коридоры г. Минска
– Гипермаркеты;
– Действующие торговые центры
- Строящиеся и проектируемые
или построенные, но не
Торговые центры г.Минска | |||||
1. |
«BigZZ», «Expobel» |
16. |
«Максимус» |
31. |
«Стелла» |
2. |
«Gippo» |
17. |
«Столица» |
32. |
«Импульс-2» |
3. |
«ProStore» |
18. |
«Манеж» |
33. |
ТОЦ |
4. |
«Корона» |
19. |
«Град» |
34. |
«T-centre» |
5. |
«Мир моды» |
20. |
«Глобо» |
35. |
«Уручье» |
6. |
«Европа» |
21. |
«Зебра» |
36. |
ТЦ |
7. |
«Подземный город» |
22. |
«Маэстро» |
37. |
«Кольцо» |
8. |
«Зеркало» |
23. |
«Славянский» |
38. |
«Александров-пассаж» |
9. |
«Атлантик» |
24. |
«Preston Plaza» |
39. |
«Улица Торговая» |
10. |
«Импульс» |
25. |
«Гулливер» |
40 |
Coolman |
11. |
«Купаловский» |
26. |
«Европа-2» |
41 |
«Титан» |
12. |
«Паркинг» |
27. |
Столичный центр |
||
13. |
«Рига» |
28. |
«Магнит» |
||
14. |
«Максимус» |
29. |
ОТЦ |
||
15. |
«Максимус» |
30. |
ТК (Лошица-1) |