Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 03:10, курс лекций
В основе производственной деятельности людей лежат их потребности. Потребность – это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддерживания жизнедеятельности человека. Поэтому для того, чтобы жить, удовлетворять свои потребности, человек должен производить необходимые ему продукты и услуги. Следовательно, цель любого общественного производства состоит в создании продуктов (товаров) и услуг для удовлетворения потребностей членов общества. Таким образом, потребности являются предпосылкой производства, а потребление – его конечной целью.
Основными субъектами рынка труда являются:
К основным компонентам рынка труда относятся: цена рабочей силы, конкуренция, спрос и предложение. Цена рабочей силы выступает в виде заработной платы; конкуренция — в форме соперничества работников за рабочие места, работодателей — за рабочие руки, а также работников-работодателей — за условия найма; спрос — в форме потребности в рабочей силе в разрезе отраслей, районов, предприятий и организаций, а предложение — в форме численности и структуры наличных трудовых ресурсов, предъявленных на рынке и способных быть туда доставленными. Спрос на рабочую силу зависит от уровня развития и структуры экономики, наличия других факторов производства и способов их технологического применения, величины спроса на товары и услуги производственного и личного потребления, фазы экономического цикла. Предложение труда зависит от численности населения и темпов его прироста, доли трудоспособных в общем количестве населения, продолжительности рабочего дня, интенсивности и производительности труда, квалификации работников, их миграционной подвижности, уровня жизни и др.
Инфраструктуру рынка труда можно определить как совокупность материально-технических, организационных и правовых условий, без которых невозможно нормальное функционирование сферы товарного обращения рабочей силы. В инфраструктуру рынка труда входят, например, служба занятости, бюро по трудоустройству, центры по переподготовке, институты общественных работ и фонды занятости, акты правового регулирования взаимоотношений продавцов и покупателей рабочей силы и др. Она обеспечивает наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы.
Сначала проанализируем предложение труда отдельным работником, а затем рассмотрим кривые предложения на рынках труда.
Решение индивида о том, какое количество труда предложить, можно анализировать как своего рода компромисс между двумя необходимыми ему "товарами" — досугом и купленными потребительскими благами. Выбирая между этими возможностями, потребители (они же продавцы рабочей силы) сталкиваются с двумя основными ограничениями: 1) ограниченностью времени в сутках и 2) часовой ставкой заработной платы, определяющей покупательную способность индивида.
Если представить, что рабочему предложили более высокую почасовую ставку оплаты и в то же время он может сам определить продолжительность своей работы, то он оказывается на распутье: с одной стороны, он испытывает искушение поработать больше, чем раньше, поскольку каждый час работы лучше оплачивается. Каждый час свободного времени теперь означает убытки, поэтому рабочий стремится заместить свободные часы сверхурочной работой. Этот процесс экономисты называют эффектом замещения. Ведь рабочий замещает отдых дополнительными товарами, покупаемыми на свою заработную плату. Повышение заработной платы делает более высокой стоимость отдыха ввиду того, что каждый его час означает отказ от более высокой почасовой заработной платы.
С другой стороны, повышение ставки заработной платы дает рабочему возможность купить себе большее количество и лучшего качества товаров и услуг при неизменном количестве отработанных часов. Работник может позволить себе взять, например, неоплачиваемый дополнительный выходной, может пойти на неделю в отпуск зимой и получить дополнительную неделю отдыха летом. В этом случае начинает действовать эффект дохода: с увеличением дохода индивид чувствует себя богаче и может получить больше наслаждения от отдыха.
Таким образом, повышение ставки зарплаты влияет на выбор между трудом и досугом двояко. В одном случае повышение ставки заработной платы создает эффект замещения, увеличивая количество отработанных часов, альтернативную стоимость труда, стимулируя, таким образом, замену отдыха на труд. В другом — повышение ставки заработной платы создает эффект дохода, сокращая количество отработанных часов. Повышение реальных доходов работников стимулирует потребление ими "нормальных товаров", каковыми является и отдых. Следовательно, сам по себе эффект дохода от повышения заработной платы выразится в сокращении количества труда, предлагаемого работниками.
Необходимо отметить еще одну особенность индивидуального предложения на рынке труда. При падении реальной зарплаты, для того чтобы обеспечить прежний уровень потребления жизненных благ, домохозяйствам приходится увеличивать предложение труда. На работу идут женщины, дети, многие работники стараются работать в нескольких местах, на 1,5 ставки и т.д. Это явление можно назвать эффектом низкого дохода.
Если ставка заработной платы низка, то сильнее эффект замещения досуга на труд, т.е. с ростом заработной платы увеличивается предложение рабочей силы. Однако по мере увеличения заработной платы начинает действовать эффект дохода и работники все более предпочитают досуг труду. В случае, когда эффект изменения дохода точно компенсирует эффект замещения, предложение труда становится совершенно неэластичным, т.е. изменение ставки заработной платы не влияет на объем предложения труда. При понижении дохода домохозяйств ниже ранее достигнутого уровня потребления происходит замещение свободного времени на труд.
Кривая предложения труда
От точки А до точки В преобладает эффект замещения, от точки В до точки С — эффект дохода и эффект замещения взаимоуравновешиваются, от точки С до точки D преобладает эффект дохода, а от точки А до точки Е преобладает эффект низкого дохода, выражающийся в увеличении предложения труда при падающей ставке заработной платы.
Несмотря на то что кривая предложения индивидом своего труда может изгибаться, в целом кривая предложения любого вида труда, по крайней мере с определенного уровня заработной платы, имеет тенденцию к возрастанию.
Существует несколько моделей взаимодействия продавцов и покупателей рабочей силы в зависимости от степени конкуренции:
Классическая модель конкурентного рынка труда характеризуется следующими чертами:
1) имеется большое число
2) существует большое число имеющих одинаковую квалификацию работников, являющихся носителями рабочей силы и выражающих предложение труда;
3) ни фирмы, ни работники не контролируют и не диктуют ставки заработной платы. Взаимодействие спроса и предложения на совершенно конкурентном рынке может быть представлено соответствующими кривыми, показанными на рис. 8.7.
На вертикальной оси отложены ставки заработной платы — W, а на горизонтальной — количество труда — Q.
Кривая DL характеризует изменение спроса на труд. Она имеет отрицательный угол наклона. При прочих равных условиях, т.е. для работников равной квалификации, наибольший спрос приходится на тех, кто претендует на низкие ставки заработной платы, а наименьший, наоборот, на тех, кто претендует на высокие ставки.
Кривая SL отражает изменение предложения труда и имеет положительный угол наклона. Наибольшее число работников одинаковой квалификации настроены на высокую заработную плату, и лишь незначительное число согласно работать при низких заработках.
В точке Е, где пересекаются кривые спроса и предложения, спрос и предложение труда совпадают и возникает ситуация равновесия на рынке труда, т.е. количество работников, которое работодатели хотят нанять (Qe) на определенных условиях оплаты труда (We), соответствует числу работников, согласных работать за эту заработную плату.
Если цена труда выше равновесной, то наблюдается безработица, если ниже, то существует дефицит работников. Но в условиях совершенной конкуренции и рыночной гибкости ставок заработной платы ее отклонение от равновесного уровня не может продолжаться долго. Установление заработной платы выше относительно равновесного уровня вызывает сокращение спроса на труд со стороны фирм и, одновременно, увеличение предложения труда со стороны работников. В результате наблюдается избыток предложения труда. Возникающая при этом безработица оказывает давление на заработную плату в сторону ее понижения до равновесного уровня. В случае если заработная плата опускается ниже этого уровня, разворачивается противоположный процесс. В конечном счете конкурентный рынок труда характеризуется общим равновесием спроса на труд и предложением труда, а также равновесным уровнем заработной платы.
Рынок труда может иметь вид монопсонии. В этом случае предложение представлено множеством работников, а спрос — единственной фирмой-работодателем. Монопсонические условия на рынке труда складываются, как правило, в небольших населенных пунктах и отдаленных районах, где функционирует одно предприятие, обеспечивающее занятость большинства населения. Такой рынок труда характеризуется следующими условиями:
1) работники, занятые
2) данный вид труда является
относительно немобильным либо
в силу географических
3) фирма «диктует заработную плату» в том смысле, что ее ставка находится в прямой зависимости от числа нанимаемых работников.
В ряде случаев рынок труда может иметь вид олигопсонии, когда нескольким работодателям противостоит множество работников.
Рассмотрим процесс
На рис. 8.8. кривая SS характеризует предложение труда, или средние издержки на труд со стороны фирмы. Каждая точка на данной кривой показывает ставку заработной платы одного работника, которую необходимо платить для привлечения соответствующего количества работников. Но более высокую заработную плату, которую фирма вынуждена платить для привлечения дополнительных работников, необходимо выплачивать и тем, кто уже нанят по более низким ставкам заработной платы, так как монопсонист стремится избежать недовольства из-за разных ставок на равный труд.
Выплата единой заработной платы всем работникам означает, что издержки на дополнительного работника (предельные издержки на труд, т.е. MRC) превышают ставку заработной платы на величину, необходимую для доведения ставки заработной платы всех ранее нанятых работников до нового уровня. Таким образом, кривая предельных издержек труда MRC показывает, как будут изменяться предельные издержки фирмы на наем работников по более высоким ставкам в связи с необходимостью доведения ставок заработной платы ранее нанятых работников до ставок дополнительно принятых работников.
На рис. 8.8 видно, что кривая предельных издержек MRC расположена выше кривой средних издержек труда, или предложения труда SS, так как предельные издержки монопсониста на наем работников выше средних ставок заработной платы. Для максимизации прибыли фирма стремится уравнять предельные издержки на труд с предельным спросом на труд в точке пересечения кривой спроса DD с кривой предельных издержек MRC (точка в). Монопсонист будет нанимать Qm работников (по сравнению с Qc в условиях совершенной конкуренции) и платить ставку заработной платы Wm (в отличие от конкурентной ставки Wc). Таким образом, при прочих равных условиях монопсонист максимизирует свою прибыль путем найма меньшего количества рабочих. При этом он выплачивает более низкую ставку заработной платы, чем в условиях совершенно конкурентного рынка труда. Наниматель-монопсонист считает выгодным сокращать занятость, чтобы снизить ставку заработной платы ниже конкурентной.
Модель рынка труда с учетом действий профсоюзов. Профсоюзы, представляя на рынке труда интересы работников, преследуют цель увеличения спроса на труд и повышения заработной платы.
С целью увеличения спроса на труд профсоюзы стремятся:
Профсоюзы могут воздействовать на рост ставок заработной платы через ограничение предложения труда путем борьбы за сокращение детского труда, ограничение миграции, обязательный выход на пенсию в связи с достижением пенсионного возраста, сокращение рабочей недели.
Отраслевые профсоюзы, не ограничивая число своих членов, стремятся объединить практически всех работников отрасли. Это позволяет им оказывать на работодателей значительное давление при установлении ставок заработной платы, поскольку с помощью забастовки профсоюз может полностью лишить фирму предложения труда. Графически это воздействие показано на рис.8.9.
Объединяя практически всех работников
и контролируя предложение
Модель двусторонней монополии характеризует рыночную структуру, где существует единственный продавец и единственный покупатель труда. Она характерна для условий монопсонического рынка труда, на котором сформировался сильный отраслевой профсоюз. Схематично это можно представить, объединив монопсоническую модель с моделью отраслевых профсоюзов, как показано на рис. 8.10.