Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:21, курсовая работа
Основные задачи курсовой работы: 1. Рассмотреть понятие коммерческой тайны и ее отличительные черты.
2. Определить особенности процесса защиты коммерческой информации и коммерческой тайны.
3. Дать развернутую организационно-экономическую характеристику предприятия.
4. Изучить организацию ее защиты коммерческой тайны.
5. Предложить меры, направленные на совершенствование процесса защиты коммерческой информации на предприятии.
Введение…………………………………………………………………………...3
1Общая характеристика коммерческой тайны………………………………….5
1.1 Понятие и сущность коммерческой тайны………………………………….5
1.2 Классификация и признаки коммерческой тайны…………………………9
2 Коммерческая тайна и ее защита на предприятии…………………………..14
2.1 Защита коммерческой тайны и ответственность за ее разглашение……..14
2.2 Гражданско-правовая ответственность за разглашение коммерческой тайны…………………………………………………………………………….17
3Анализ деятельности предприятия и организация защиты коммерческой тайны……………………………………………………………………………..21
3.1 Общая характеристика ООО «Строитель плюс»……………………..…....21
3.2 Маркетинговый анализ предприятия……………………………………....24
3.3 Коммерческая тайна и организация ее защиты на предприятии……....27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………………….33
На ООО «Строитель плюс» также предусмотрена защита коммерческих тайн фирмы в виде заключения контракта с кандидатом на должность, хотя не все возможные данные, которые относятся к коммерческой информации, были освещены в этом документе. Упущение этого момента может спровоцировать утечку информации, т.к. сотрудник не был поставлен в известность.
Как показывает зарубежная практика работы частных фирм, утечка информации зачастую происходит по инициативе их же сотрудников. В мотивационной основе совершаемых поступков, кроме случаев несвоевременного оповещения сотрудника, лежит корысть (получить значительную сумму денег) или месть(не исключая заодно и материальную выгоду), например, со стороны уволенного работника, имевшего доступ к предпринимательской информации.
Руководство данной компании предусмотрело возможную кражу информации на бумажных носителях с помощью:
- контроля помещений и оборудования (охрана предприятия ЧОП и установка в помещении камеры слежения)
- отправка почты производится только заказными письмами и письмами с уведомлением о вручении адресату.
- при работе с документами нельзя отлучаться из офиса, а если приходится выходить, то необходимо закрыть дверь на ключ (если в офисе больше нет сотрудников) . Посторонних людей к документам допускают.
- документы, которые правомерно могут потребовать сотрудники налоговой инспекции или правоохранительных служб, держат отдельно от остальных конфиденциальных бумаг.
Рассмотрев механизм защиты информации на примере работы компании «Строитель плюс», можно выявить некоторые недостатки данной системы, а также предложить возможные меры по исключению этих недостатков или их минимизации.
В первую очередь, хотелось заметить, что мы рассматривали маленькое предприятие, бюджет которого явно не рассчитан на создание системы безопасности профессионалами, несмотря на то, что безопасность данных - очень важный элемент ведения бизнеса.
Для того чтобы не затрачивать большие средства на работу специализированных агентств, нужно изначально предположить:
- какая информация нуждается в защите;
- кого она может заинтересовать;
- каков “срок жизни” этих секретов;
- во что обойдется их защита.
Затем следует подготовить план по охране коммерческой тайны.
Из нынешнего механизма защиты информации видно, что такая работа была проведена не очень тщательно. Задача данного курсового проекта предложить меры усовершенствования данной системы.
Таблица 3.3
Недостатки |
Предложения по улучшению |
1. Свободный доступ для всех сотрудников к документам, содержащим конфиденциальную информацию. |
1. Организовать
порядок работы с |
2. Свободный доступ для всех сотрудников к данным компьютера, отсутствие учетных записей и паролей. |
2. Создание систем защиты электронной информации от несанкционированного к ней доступа, обеспечение контроля за пользованием компьютером. |
3. Документы физическим способом не защищены. |
3. Установить
сейфы или специальные |
4. Отсутствие
в трудовом контракте |
4. Пересмотреть договора о неразглашении и трудовые контракты. |
В ООО «Строитель плюс» практически не уделяется внимание организации конфиденциального делопроизводства, в то время как получение конфиденциальной информации через пробелы в делопроизводстве является наиболее простым и малозатратным способом получения информации.
Таким образом, можно сделать вывод, что система защиты коммерческой тайны в ООО «Строитель плюс» несовершенна, выявлены определенные ее недостатки, которые в обязательном порядке необходимо учесть и отрегулировать, т.к. от этого в конечном итоге будет зависеть успешное функционирование организации.
Тайна - это охраняемые законом конфиденциальные или секретные сведения в области частной жизни граждан, предпринимательской, финансовой, политической, экономической, военной и иных сферах, известные или доверенные определенному кругу лиц в силу их профессиональных, служебных и иных обязанностей, незаконное получение, использование, разглашение которых причиняет вред или создает угрозу причинения вреда правам и законным интересам граждан, общества, государства и влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с действующим законодательством.
К признакам коммерческой тайны относится: 1) ее предметом являются сведения, связанные с коммерческой и хозяйственной деятельностью предприятия: производственная и технологическая информация, информация об управлении, финансах и другая информация о деятельности предприятия. Это могут быть документы о коммерческих переговорах и методах ценообразования, связанные с маркетинговыми исследованиями рынка, сведения об организации труда и подборе работников, об условиях хранения документов; 2) информация, относящаяся к коммерческой тайне, - собственность организации, она не содержит сведений, являющихся собственностью государства и не принадлежит другим предприятиям и организациям; 3) она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности третьим лицам. Под третьими лицами понимаются те, для которых данные сведения представляют коммерческий интерес; 4) коммерческая тайна представляет собой информацию ограниченного доступа (она не может быть свободно получена любым заинтересованным лицом); 5) обладатель информации принимает меры к защите ее конфиденциальности.
Список использованной литературы
1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. (ред. от 13.05.2012 г.), (СПС «КонсультантПлюс»)
2. Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть четвертая) от 18 декабря
2006 г. (ред. от 30.06.2012 г.), (СПС «КонсультантПлюс»)
3. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30 декабря 2001 г. (ред.
от 16.05.2011 г.), (СПС «КонсультантПлюс»)
4.Валюженич Н.
Коммерческая тайна: способы
5. Жуков А.В. и др. Все о защите коммерческой информации. М. 2012.
6.Некраха А.В.. Шевцова Г.А. Организация конфиденциального делопроизводства и защита информации: Учеб. пособие. - М.: Академический проспект, 2012. - 224 с.
7.Пронин К.В. Защита коммерческой тайны. - М.: ГроссМедиа, 2011 – 144с.
8.Рощин А.П. Защита коммерческой тайны и благоприятные условия для предпринимательства // Эко. 2010. № 6. С. 139.
9.Соловьев Э. Коммерческая тайна и ее защита. М., 2012.
1 Рощин А.П. Защита коммерческой тайны и благоприятные условия для предпринимательства // Эко. 2008. № 6. С. 139.
2 Жуков А.В. и др. Все о защите коммерческой информации. М. 2012.
3
4 Рощин А.П. Защита коммерческой тайны и благоприятные условия для предпринимательства // Эко. 2008. № 6. С. 139.