Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 14:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов координации монетарной и валютной политики Центрального Банка Республики Беларусь.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
• Исследовать теоретические основы денежно-кредитной политики центрального банка;
• Рассмотреть классификацию методов и инструментов денежно-кредитной политики центрального банка;
Введение 4
Основная часть
1. Характеристика основных инструментов и методов денежно-кредитной политики Центрального Банка 5
1.1 Политика минимальных резервов 5
1.2 Учетная (дисконтная) политика 6
1.3 Политика открытого рынка 7
1.4 Депозитная политика 8
1.5 Валютная политика 10
1.6 Координация деятельности Центрального Банка правительством……..……..10
2. Характеристика основных инструментов и методов денежно - кредитной политики Центрального Банка Республики Беларусь. Координация монетарной и валютной политики Центрального Банка……………………………………13
2.1. Анализ практики использования основных инструментов денежно-кредитной политики Центральным банком РБ ………………………………………..…14
2.2 Координация монетарной и валютной политики Центрального Банка РБ в условиях интеграционных процессов… ……………………………………………………...……… 22
2.3. Основные направления развития денежно-кредитной политики Центрального Банка………………………………………………………………………………………………..36
Заключение 38
Список использованных источников
Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.
Схема проведения этих операций такова. [8,c.51]
При осуществлении
операций на открытом рынке Центральный
банк не только реализует направление
своей кредитно-денежной политики,
но и содействует коммерческим банкам
в поддержании на необходимом
уровне их ликвидности, т. е. способности
своевременно выполнять свои обязательства
перед клиентами — как
«Уровень
ликвидности банковского
Самой значительной
составляющей избыточной ликвидности
являются остатки на корреспондентских
счетах. Высокие остатки поддерживаются
кредитными организациями из-за риска
потери ликвидности, а также необходимости
проведения текущих платежей. С другой
стороны, высокий уровень ликвидности
отчасти вызван недостаточно эффективным
управлением банками
Центральный
банк осуществляет выпуск в обращение
и изъятие из него денежных знаков
на территории государства. Он также
организует изготовление денежных знаков,
устанавливает правила
Основной источник ресурсов Центрального Банка — деньги в обращении и средства коммерческих банков. Выпуск денег в обращение, т.е. создание ресурсов путем их эмиссии, осуществляется в процессе кредитования государственного Правительства и коммерческих банков. Кредиты коммерческим банкам выдаются под их обязательства, а также в порядке учета коммерческих векселей. Правительство получает кредит в Центральном банке, представляя свои обязательства. Эмиссия также производится для закупки золота и иностранной валюты.
Центральный банк создает свои ресурсы двумя методами. Первый, когда деньги из забалансовых хранилищ учреждений ЦБ приходуются на баланс, т. е. перемещаются в их оборотные кассы. Отсюда наличные деньги уходят в обращение. Выдача денег из оборотных касс производится в пределах остатков на корреспондентских счетах коммерческих банков или счетах других клиентов Центрального банка. Эти остатки при необходимости образуются за счет кредитов, выдаваемых системой Центрального банка. При этом методе речь идет о налично-денежной, т.е. банкнотной, эмиссии. О втором методе речь идет тогда, когда Центральный банк увеличивает свои кредитные вложения путем выдачи ссуд, повышающих остатки на счетах, т. е. на депозитах. При этом следует говорить о депозитной эмиссии.
Депозитная
эмиссия предшествует банкнотной, ибо
учреждение Центрального банка не может
выдать деньги из оборотной кассы
коммерческому банку или
Таким образом, эмитируемые Центральным банком деньги — создаваемые им ресурсы — в обоих случаях носят кредитный характер, их же обеспечением служат обязательства коммерческих банков и Правительства, а также золото и иностранная валюта. [12,c.161]
Опираясь на коммерческие банки и другие структуры финансового рынка, не вмешиваясь в их оперативную деятельность, Центральный банк выполняет свои многообразные функции.
Важнейшей функцией Центрального банка является разработка и осуществление совместно с Правительством государства единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты. Деньги выступают как эквивалент товарно-материальных ценностей и сами должны иметь материальные формы. Такими формами могут быть металлические монеты, бумажные купюры, записи на банковских счетах или записи на магнитных носителях, когда денежные остатки и переводы отражаются в компьютерах. Чтобы деньги выполнили свою роль как средства платежа и обращения, необходимо их реальное присутствие в одной из перечисленных форм.
Валютное
регулирование как инструмент денежно-кредитной
политики стал применяться центральными
банками с 30-х годов XX столетия как
реакция на «бегство капиталов» из
страны в условиях экономического кризиса
и Великой депрессии. Под валютным
регулированием понимается управление
валютными потоками и внешними платежами,
формирование валютного курса национальной
денежной единицы. На валютный курс оказывает
влияние множество факторов: состояние
платежного баланса, экспорт и импорт,
доля внешней торговли в валовом
внутреннем продукте, дефицит бюджета
и источников его покрытия, экономическая
и политическая ситуации и др. Реальный
в данных конкретных условиях валютный
курс может быть определен в результате
свободных предложений по купле
и продаже валюты на валютных биржах.
Эффективной системой валютного
регулирования является валютная интервенция.
Она заключается в том, что
Центральный банк вмешивается в
операции на валютном рынке с целью
воздействия на курс национальной валюты
путем купли или продажи
В основе взаимодействия лежат два базовых принципа, определяющих ограничения на макроэкономическую политику: принцип устойчивой фискальной политики и так называемая «неприятная монетарная арифметика». По определению, фискальная политика является устойчивой, если в каждый момент времени накопленный объем государственного долга не превышает приведенной стоимости потока будущих чистых доходов государства. Другими словами, будущие излишки бюджета и реальный доход
от эмиссии денег
Второй важный принцип, лежащей в основе современной фискальной теории инфляции, принцип «неприятной монетарной арифметики» Саржента–Уоллеса (Sargent, Wallace (1981)), состоит в том, что при неизменной фискальной политике монетарная политика не может быть ужесточена в долгосрочной перспективе. Логика данного вывода состоит в следующем. Для заданной траектории первичного дефицита бюджета снижение темпа роста денежной базы приведет к снижению сеньоража и неустойчивому росту государственного долга. Избегая прохождения долгом некоторого критического уровня, определяющего возможность кризиса недоверия правительству или определяемого абсорбционной способностью финансового рынка экономики, центральный банк будет вынужден увеличить сеньораж, поднимая темп роста денежной базы выше первоначального уровня. Используя данную логику, можно сделать и другой вывод. Перманентное увеличение первичного бюджетного дефицита не может быть осуществлено при неизменной монетарной политике, так как это приведет к росту государственного долга во времени. Сталкиваясь с перманентным увеличением первичного дефицита, центральный банк рано или поздно будет вынужден увеличить темп роста денежной базы, увеличивая тем самым сеньораж и стабилизируя динамику долга.
Построенная модель позволяет в некоторых аспектах расширить принцип «неприятной монетарной арифметики» Саржента –Уоллеса. Во-первых, в зависимости от инфляционного режима функционирования экономики (ветви кривой инфляционного налога Лаффера) снижение темпа роста денежной базы может привести как к снижению, так и к росту стационарного уровня сеньоража. Логика и результат Саржента–Уоллеса справедливы только для «правильной» ветви кривой инфляционного налога Лаффера, то есть в режиме низкой инфляции (для неэластичного по инфляционным ожиданиям участка кривой спроса на реальные денежные остатки). Во-вторых, направление переходной динамики сеньоража может не совпадать с направлением изменения стационарного уровня сеньоража.
Важную роль здесь играют ожидания экономических агентов. Предполагается, что ожидания носят впередсмотрящий характер, и дополнительно допускаем возможность поступления информации об изменении макроэкономической политики еще до ее фактического изменения. В данном предположении ожидаемое снижение (увеличение) темпа роста денежной базы приведет к росту (снижению) спроса на реальные денежные остатки еще до фактических изменений в монетарной политике. Сеньораж можно представить как произведение фактического темпа роста денежной базы на объем реальных денежных остатков, спрос на которые снижается с ростом ожидаемого будущего темпа роста денежной базы. Следовательно, как текущий объем сеньоража, так и его приведенная стоимость могут измениться еще до момента времени переключения курса макроэкономической политики. Данный фактор, безусловно, играет весьма важную роль и, как будет показано ниже, приводит к нарушению принципа «неприятной монетарной арифметики» даже в низкоинфляционном режиме функционирования экономики. В-третьих, при построении как фискальной, так и монетарной политики не в последнюю очередь следует учитывать значение ставки по обслуживанию государственного долга, которая определяет, по сути, фактор дисконтирования при вычислении приведенной стоимости будущих излишков бюджета и сеньоража. Соответствующие приведенные стоимости имеют значение при определении устойчивости фискальной политики.
При прочих равных условиях высокая ставка по обслуживанию долга делает отдаленные во времени изменения в макроэкономической политике менее значимыми, заставляя правительство и центральный банк в большей степени заботиться о политике в краткосрочной перспективе. Напротив, низкий уровень ставки по обслуживанию долга придает больший вес долгосрочной политике. Коль скоро принцип устойчивой фискальной политики рассматривает именно приведенную стоимость излишков бюджета и сеньоража, значение ставки процента существенным образом должно влиять на выбор той или иной схемы координации фискальной и монетарной политики.
С 1 января 1991 г. были введены в действие законы Республики Беларусь «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь»; Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 13 февраля 1991 г. утвержден Устав Национального банка. Президиум Верховного Совета Республики Беларусь 6 марта 1991 г. принял Постановление «О мерах по выполнению Постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 21 декабря 1990 г. «О Национальном банке Республики Беларусь и банках на территории республики», которым утвердил структуру Национального банка и его руководящих органов. Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 3 апреля 1991 г. была решена проблема имущественной базы Национального банка: ему были переданы все денежные средства и имущество Белорусского республиканского банка Госбанка СССР и республиканских специализированных банков.
В результате на базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР был создан Национальный банк Республики Беларусь, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом, законами Республики Беларусь, правовыми актами Президента Республики Беларусь, а также Уставом Национального банка Республики Беларусь.
Национальный банк Республики Беларусь
действует исключительно в
Согласно ст. 25 БК основные цели его деятельности заключаются в защите и обеспечении устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитии и укреплении банковской системы Республики Беларусь; обеспечении эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.