Координация монетарной и валютной политики Центрального Банка Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов координации монетарной и валютной политики Центрального Банка Республики Беларусь.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
• Исследовать теоретические основы денежно-кредитной политики центрального банка;
• Рассмотреть классификацию методов и инструментов денежно-кредитной политики центрального банка;

Содержание

Введение 4
Основная часть
1. Характеристика основных инструментов и методов денежно-кредитной политики Центрального Банка 5
1.1 Политика минимальных резервов 5
1.2 Учетная (дисконтная) политика 6
1.3 Политика открытого рынка 7
1.4 Депозитная политика 8
1.5 Валютная политика 10
1.6 Координация деятельности Центрального Банка правительством……..……..10
2. Характеристика основных инструментов и методов денежно - кредитной политики Центрального Банка Республики Беларусь. Координация монетарной и валютной политики Центрального Банка……………………………………13
2.1. Анализ практики использования основных инструментов денежно-кредитной политики Центральным банком РБ ………………………………………..…14
2.2 Координация монетарной и валютной политики Центрального Банка РБ в условиях интеграционных процессов… ……………………………………………………...……… 22
2.3. Основные направления развития денежно-кредитной политики Центрального Банка………………………………………………………………………………………………..36
Заключение 38
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсовой2.docx

— 192.59 Кб (Скачать файл)

 В то  же время практика хозяйствования посткризисного периода свидетельствует, что многие белорусские предприятия, в продукции которых нет никакой импортной составляющей (нет импортного сырья и импортных комплектующих), повысили отпускные цены не только в соответствии со сложившимся обменным курсом белорусского рубля после его девальвации, но и без всякой ориентации на данный обменный курс.

С учетом всего  изложенного принципы формирования и регулирования цен в условиях трансформационной экономики должны основываться на том, что, во-первых, уровень цен должен быть таким, чтобы они покрывали затраты на производство и обеспечивали возможность расширенного воспро-изводства хозяйствующих субъектов, продукция которых пользуется устойчивым спросом, во-вторых, уровень цен должен быть таким, чтобы он обеспечивал постоянное поступление в доход бюджета необходимых для нужд государства налогов, в-третьих, цены должны «сигнализировать» потребителям продукции о действительных затратах на производство и побуждать потребителей к рациональному расходованию приобретаемых ресурсов, в-четвертых, цены должны стимулировать производство, когда это выгодно, и, наоборот, дестимулировать его, когда затраты на создание новой продукции ведут к ее относительному удорожанию, в-пятых, с целью обеспечения процесса расширенного воспроизводства уровень цен на приобретаемую продукцию должен приводить к снижению цены на единицу

ее полезного эффекта.

Однако отсутствие эффективной конкуренции не преодолело затратный механизм ценообразования, а цены не стали стимулом для наращивания объемов производства действительно конкурентоспособной продукции. В ценообразовании прослеживается патернализм со стороны белорусского государства, хотя он должен сохраняться лишь в отношении социально значимых продуктов.

С 1 марта 2011 г. предприняты меры по «освобождению» значительного количества цен. Однако следует иметь в виду (об этом свидетельствует мировой опыт), что резкая либерализация ценообразования ведет к существенному росту потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары. Так белорусская практика ценообразования первой половины 2011 г. полностью подтвердила это положение.

Сохраняющийся финансово-экономический кризис требует  осуществления целого ряда стабилизационных мер, которые образно можно назвать «шоковой терапией» финансово-экономического кризиса 2008–2013 гг.. Денежно-финансовые методы данной терапии могут состоять, во-первых, в жесткой монетарной политике, проявляющейся не только в резком сокращении кредитной эмиссии, но и в использовании относительно высоких процентных ставок по кредитам при резком ограничении льготного кредитования (будет способствовать кредитованию высокоэффективных проектов), во-вторых, ограничении бюджетного дефицита за счет значительного сокращения расходов на госаппарат, силовые структуры, ненужное строительство и т. п., в-третьих, дальнейшей либерализации цен на основную массу товаров и значительное урегулирование цен на контролируемые государством товары (энергоносители, транспортные тарифы, продукты питания, квартплата и др.), в-четвертых, широком введении внешней конвертируемости белорусского рубля (в настоящее время значительное распространение получила внутренняя конвертируемость) и либерализации внешнеэкономической деятельности, в-пятых, проведении политики доходов, направленной на стимулирование трудовой активности работающего населения и установление размера трудовых и других пенсий в зависимости от трудового вклада в предыдущие годы с устранением привилегий за партийный стаж в рядах КПСС, государственную службу и всякую «близость» к власти и т. п. (полагаю, что это будет способствовать консолидации белорусского общества).

Что касается чисто денежной сферы, то здесь надо решить проблему спроса и предложения  денег в стагнизирующей экономике, дорогих и дешевых денег, экспансионистской и рестрикционной монетарной политики, депозитно-ссудной политики, дефицитного финансирования нехватки денег из госбюджета путем выпуска и размещения на денежно-финансовом рынке крупных правительственных займов, соотношения покупательной способности денег и динамики (уровня) потребительских цен и т. д.

Представляет  интерес проработка идеи так называемого  денежного правила, предполагающего  увеличение денежной массы постоянным темпом независимо от состояния конъюнктуры и фазы цикла (в нашем случае – цикла финансово-экономического кризиса воспроизводства) (структура денежной массы представлена в Приложении Г).

Необходимо  отметить, что динамика покупательной  способности денег и потребительских  цен имеет свою специфику. Последняя  зависит от того, какие факторы  определяют уровни внутренних потребительских  цен. Если основным фактором является валютная составляющая (импортное сырье, комплектующие и т. д.), то покупательная  сила денег будет зависеть от динамики соотношения иностранной и национальной валют (обменного курса).

Совершенно  иная картина будет, если уровень  внутренних потребительских цен  зависит только от формирующихся в национальной экономике затрат на производство и реализацию так называемых товаров народного потребления. Данные затраты зависят от производительности труда на конкретном хозяйствующем субъекте, специализации и концентрации производства, квалификации работников и т. п. Кстати, последнее положение объясняет необоснованность повышения в начале января 2009 г., а также возникшую в конце 2010 г. и продолжившуюся в 2011 г. динамику повышения потребительских цен на ряд товаров, которые не имели никакого отношения к валютному курсу. Хотя в определенной мере свою роль может сыграть фактор спроса и предложения. Однако его влияние в данном случае является незначительным.

При сопоставлении  динамики покупательной способности  денег и потребительских цен  важное место занимает внутренняя инфляция. Если она является относительно стабильной (государство в течение какого-то периода регулирует уровни и соотношения  потребительских цен) и национальный покупатель не интересуется валютным курсом, а имеет лишь дело с внутренними  потребительскими ценами, то его абсолютное и относительное обнищание незначительно. Положение существенным образом  меняется, если в ценовые отношения  вступает валютный курс. В целом  же покупательная способность денег  будет относительно стабильной при  устойчивом валютном курсе и относительно неизменной внутренней инфляции. В  настоящее время никто не опровергает тот факт, что покупательная сила денег определяется количеством товаров или платных услуг, которое может быть приобретено за определенное количество денег по определенной цене. При этом должно учитываться не просто данное количество денег, а приниматься во внимание временной отрезок, в котором составляются деньги и цены.

Более полное представление о динамике покупательной  силы денег дает их сопоставление с набором товаров, входящих в так называемую потребительскую корзину. Но всегда покупательная сила денег корреспондирует с уровнем цен потребительских товаров или с потребительскими ценами. Это означает, что покупательную силу денег «не интересуют» уровни, динамика и соотношения цен средств производства (зданий, сооружений, машин, оборудования, станков и т. д.). Конечно, цены средств производства оказывают влияние на уровень потребительских цен, но оно незначительно и связано прежде всего с амортизационными отчислениями. Если покупательная сила денег остается неизменной, то это означает, что уровень потребительских цен тоже в целом является стабильным и соответственно экономика развивается стабильно. Поэтому изучение покупательной силы денег идентично с изучением цен. Фактически в данном случае мы имеем дело с количественной теорией денег, инфляцией, дефляцией и другими денежными феноменами.

Покупательная сила денег, или их покупательная  способность, не является функцией денег, она выступает лишь как их сила (способность). Но эта сила сама по себе мощная и может «дремать» до поры до времени. Впрочем, это в полной мере относится к самим деньгам  как особому феномену общественного  производства, базирующемуся на товарных отношениях. Поломка же денежного механизма происходит тогда, когда начинают существенным образом нарушаться материально-вещественные и стоимостные пропорции общественного воспроизводства. При этом сами деньги могут быть и часто являются причиной нарушения данных пропорций, т. е. в данном случае прослеживается причинно-следственная связь между деньгами (количеством денег, находящихся в обращении) и циклическими колебаниями производства в виде изменения (падения или роста) объема валового внутреннего продукта. [13,c.3]

 

 

2.2 Координация монетарной и валютной политики Центрального Банка Республики Беларусь в условиях интеграционных процессов.

 

Важную роль в механизмах интеграции призваны играть инструменты валютно-финансового сотрудничества интегрирующих государств. Страны с переходной экономикой традиционно испытывают проблемы, связанные с сальдо платежного баланса и стабильностью валютного курса, поэтому для них валютная политика выделяется из денежно-кредитной политики. Валютная политика является одной из составляющих экономической политики государства, при этом ее целью является поддержание равновесия платежного баланса, валютного курса, обеспечение устойчивого функционирования национальной валютной системы. Модификация валютной политики страны в условиях развития интеграционных процессов предполагает в первую очередь достижение согласованности со странами-партнерами в использовании определенных инструментов этой политики. То есть необходима валютная гармонизация интегрирующихся стран, что требует не только создания у них единых условий функционирования валютной сферы, но и разработки механизмов, которые позволят продвигать и развивать процессы интеграции.

Первые шаги по координации валютно-финансовой политики были сделаны странами СНГ  еще в начале 90-х гг. Так, в 1993 г. образован Межгосударственный банк СНГ. В 1994 г. заключено Соглашение о Платежном союзе стран —членов СНГ. В 1996—2000 гг. поэтапно было создано Союзное государство России и Беларуси, в рамках которого прорабатывался проект перехода на единую наднациоальную валюту. В 2001 г. началась разработка проекта интегрированного валютного рынка СНГ. По ряду причин продвижение вперед в области валютной интеграции шло очень медленно, а результаты интеграции оставались весьма скромными. В последние годы стал актуальным вопрос создания нового интеграционного объединения, основной целью которого явилось сохранение тесного взаимодействия между рядом государств СНГ и дальнейшее стимулирование раз-вития производственного и техно-логического потенциала на новом рыночном уровне. Решением поставленного вопроса стало образование Таможенного союза между Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Казахстаном. С 1 января 2012 г. на базе норм и правил Таможенного союза функционирует Единое экономическое пространство, предусматривающее более тесное экономическое взаимодействие между странами — участницами союзных государств. Планируется, что заключительной стадией интеграции станет создание к 2015—2020 гг. Евразийского союза, предусматривающего свободное передвижение капитала, трудовых ресурсов и услуг. В настоящее время Беларусь, Россия и Казахстан достигли внутренней конвертируемости национальных валют. Валютный курс этих стран складывается на внутреннем валютном рынке на основе спроса и предложения, а официальный курс определяется через рыночный. Основу валютного рынка данных стран составляет организованный биржевой валютный рынок, развивается межбанковский валютный рынок. В современных условиях в России, Беларуси и Казахстане интерес к валютно-финансовому сотрудничеству заметно вырос. Кризис 2008—2009 гг. в очередной раз продемонстрировал высокий уровень взаимной зависимости стран. В посткризисных условиях(2010—2011 гг.) в России, Беларуси и Казахстане стали увеличиваться объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, транспортных перевозок и розничного товарооборота. В странах — партнерах Беларуси сохранялись относительно устойчивые курсы национальных валют по отношению к доллару США, увеличивались номинальные денежные доходы населения, замедлялись темпы инфляции.

В настоящее время в мире активизировался процесс валютно-финансовой интеграции стран. Можно выделить три основных пути регионального взаимодействия в валютной сфере — западноевропейский, латиноамериканский и африканский.

В 1950г. В Европе было заключено соглашение о Европейском платежном союзе, в 1957г. — подписан Римский договор  о создании Европейского экономического сообщества (Общего рынка). Заключенный  в 1991г. Маастрихтский договор дал  начало Европейскому союзу и определил  критерии валютной интеграции в Европе. Целью интеграции являлось создание валютной зоны и введение новой наднациональной  валюты—евро. Вышеназванное соглашение определило макроэкономические параметры  (или “критерии конвергенции”), к которым должны были стремиться интегрирующиеся европейские страны.  Так, Маастрихтским соглашением были установлены допустимые границы колебаний валютных курсов стран ЕС. Эти колебания могли составлять ±2,25% при отсутствии девальваций национальных валют против валют других стран-участников на протяжении 2 лет до вступления в валютный союз. Кроме того, дефицит государственного бюджета не должен был превышать 3% ВВП, государственный долг—60% ВВП. Были определены параметры по долгосрочным процентным ставкам: они не должны были превышать средний  показатель для трех стран с наименьшей инфляцией плюс 2%. Темпы инфляции не должны были превышать средний показатель для трех стран с наименьшей инфляцией плюс 1,5%.

Для стран ЕС была характерна высокая степень диверсификации экспорта, поэтому критерии конвергенции не предусматривали каких-либо требований к объему золотовалютных резервов. Также отсутствовали требования о взаимной фиксации курсов национальных валют стран —потенциальных участников зоны евро. Требования валютно-финансовой конвергенции отражали набор условий, которые позволяли проводить странам ЕС общую валютную и денежно-кредитную политику.

Таким образом, Маастрихтский договор создал основу для проведения общей экономической и финансовой политики странами ЕС. Конечной целью данной политики являлось введение единой валюты. В1992г. Внутри ЕС отменены валютные ограничения по движению капитала. В1998г. Образован Европейский центральный банк во Франкфурте-на-Майне. В 1999г. Новая валюта евро была введена в безналичное обращение как параллельная валюта в 11странах ЕС. С 2002г. эта валюта стала использоваться в наличной форме. В настоящее время в зону евро входят 17 стран ЕС.

В Латинской Америке еще в 60—80гг. ХХв. было создано несколько международных валютных организаций (Центрально американский валютный союз, Карибский стабилизационный фонд, Механизм компенсации сальдо и взаимного кредитования и др.). Государствам — членам данных валютных организаций не удалось унифицировать национальные валютные системы, хотя и была создан совместная валюта — центрально -американский песо, которая использовалась лишь для зачета взаимных требований.

Страны АLBA (Боливарского альянса, который включает Венесуэлу, Кубу и еще 6 стран) к 2025г. планируют достичь экономической интеграции. Их цель — создать валютный союз с собственной валютой и освободиться от влияния доллара США. В настоящее время здесь введена условная единица для взаиморасчетов — сукре. Одновременно Бразилия предпринимает ряд шагов для укрепления роли своей денежной единицы (реала) к акальтернативной доллару США валюты в Южной Америке. Следовательно, страны Южной Америки пока не проработали единую позицию относительно ослабления влияния доллара США в регионе .

В Африке на базе зоны франка существует два валютных союза: Центрально африканское валютно-экономическое сообщество и Западно  африканский экономический и валютный союз. Расчетной единицей этих объединений является франк африканского сообщества (франк КФА). Страны — участницы валютных союзов согласовывают валютную политику, определяют единые правила эмиссии единой денежной единицы, использования общих золотовалютных резервов, контроля над внешними расчетами, регламентирования деятельности банков. Франция широко представлена в центральных эмиссионных институтах данных валютных союзов. Сначала французский франк, а затем евро стал для африканских стран валютой  для внешних расчетов. Валюты обоих союзов конвертируются ограниченно, не обмениваются одна на другую, но связаны паритетом с евро.

Информация о работе Координация монетарной и валютной политики Центрального Банка Республики Беларусь