Координация монетарной и валютной политики Центрального Банка Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов координации монетарной и валютной политики Центрального Банка Республики Беларусь.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
• Исследовать теоретические основы денежно-кредитной политики центрального банка;
• Рассмотреть классификацию методов и инструментов денежно-кредитной политики центрального банка;

Содержание

Введение 4
Основная часть
1. Характеристика основных инструментов и методов денежно-кредитной политики Центрального Банка 5
1.1 Политика минимальных резервов 5
1.2 Учетная (дисконтная) политика 6
1.3 Политика открытого рынка 7
1.4 Депозитная политика 8
1.5 Валютная политика 10
1.6 Координация деятельности Центрального Банка правительством……..……..10
2. Характеристика основных инструментов и методов денежно - кредитной политики Центрального Банка Республики Беларусь. Координация монетарной и валютной политики Центрального Банка……………………………………13
2.1. Анализ практики использования основных инструментов денежно-кредитной политики Центральным банком РБ ………………………………………..…14
2.2 Координация монетарной и валютной политики Центрального Банка РБ в условиях интеграционных процессов… ……………………………………………………...……… 22
2.3. Основные направления развития денежно-кредитной политики Центрального Банка………………………………………………………………………………………………..36
Заключение 38
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсовой2.docx

— 192.59 Кб (Скачать файл)

В 2004г. 8 из 16 государств Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) разработали Программу введения коллективной денежной единицы ЭКО. Согласно данной Программе, предполагалось создание единого центрального банка Африки. Од-нако вП программе не оговаривалось, что будет положено в основу новой валюты. Это могут быть как национальные валюты государств-участников, так и более сильная валюта какой-либо развитой страны. Реализация выше названного проекта осложняется присутствием в группировке бедных стран.

Прорабатывается возможность создания региональной валюты странами Южной Африки (ЮАР, Намибия, Свазиленд, Лесото, Ботсвана) на основе южноафриканского ранда. Договором стран Африканского союза (54 государства) “О едином экономическом пространстве Африки” предусмотрено введение афро к 2028г.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней ,Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа —изучает возможность создания коллективной счетной единицы. Предполагается, что данная валюта могла бы использоваться в расчетах между странами внутри группировки и помогла бы уменьшить зависимость от доллара США. Страны АСЕАН не собираются вводить новую валюту и в качестве расчетной единицы готовы принять самую устойчивую валюту в регионе — сингапурский доллар.

Процесс региональной валютной интеграции развивается и в арабских странах. Так, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива планирует введение к 2013—2015гг. единой валюты халиджи вместо национальных валют Бахрейна, Кувейта, Омана, Катара, Саудовской Аравии ОАЭ. Здесь определены показатели, обязательные для вступления в будущий союз: размер бюджетного дефицита, государственного долга, золотовалютных резервов, уровень процентных ставок и темпы инфляции. Пока все валюты стран-участниц с 2002г. привязаны к доллару США .

Разрабатываемые проекты африканского, арабского и азиатского валютных союзов комбинируют в разных сочетаниях элементы европейской и действующей африканской моделей. Странам ЕЭП в процессе интеграции необходимо учесть мировой опыт, а также опыт СНГ, Союзного государства России Беларуси, определив при этом свой путь взаимодействия в валютно-финансовой сфере. Также необходимо разработать свой вариант построения в перспективе единого валютного пространства.

В основе современных процессов формирования валютных зон находится теория оптимального валютного пространства, которую создал известный экономист, лауреат Нобелевской премии Роберт Манделл. В1961г. он теоретически обосновал возможность отказа группы стран от национальных валют в пользу единой валюты. Эта теория послужила основой созданного в1999г. Европейского экономического и валютного союза. Предложения Манделла основывались на идее знаменитого экономиста XIXв. Джона Стюарта Милля, который называл варварством желание стран сохранять собственную валюту.

Подходы к проблеме валютной интеграции заложены в исследо-ваниях отечественных и зарубежных специалистов в области меж-дународной экономики и финансовых отношений, таких как Е.Ф.Жуков, Л.Н.Красавина, С.Р.Моисеев, И.П.Фаминский, Т.Е.Алексеева, В.Ю.Мама- кин, А.М.Меньшикова, Я.Офманис.

Согласно теории оптимальных валютных зон Р.Манделла, введе-ние единой валюты было выгодно лишь при соблюдении ряда условий. Среди них: стабильность экономики и цен, полная занятость, мобильность труда и капитала (внутри- и межрегиональная), открытость экономики, высокая доля взаимной торговли (то есть интеграция товарных рынков государств-участников), региональная диверсифицированность производства, высокая степень интеграции в финансовой сфере, выравнивание темпов инфляции; сходство механизмов налогообложения и государственных трансфертов, гибкость бюджетно-налоговой системы и социального обеспечения и другие условия.

Основными факторами, способствовавшими созданию валютного союза в Европе, явились:

- Мобильность факторов производства (товаров, капиталов и рабочей силы) между странами. Для стран Западной Европы было характерно взаимное торгово-экономическое сотрудничество. Государства — члены ЕС проводили политику либерализации торговых отношений, создавали благоприятные условия для перелива капиталов и взаимовыгодного передвижения рабочей силы.

- Активное использование национальных валют в обслуживании взаимных торгово-экономических связей. В странах ЕС расчеты по внешнеэкономическим операциям проводились в основном в национальных валютах. ( В середине 90-хгг. Крупнейшие страны ЕС (Германия, Великобритания, Франция, Италия и Нидерланды) оценивали в национальных валютах от 40 до 75% национального экспорта и 40—50% импорта.)

- Обеспечение долговременной стабильности курсов национальных валют по отношению друг к другу. Страны Западной Европы в течение 25 лет реализовывали согласованную валютную политику. Сначала это был механизм “валютной змеи”, потом механизм обменных курсов Европейской валютной системы и, наконец, валютный союз путем введения единой валюты.

В рамках заключенных странами ЕЭП 17 соглашений с 2013г. Беларусь, Россия и Казахстан также обязаны придерживаться определенных параметров по показателям государственного внешнего долга, дефицита бюджета и инфляции. Значит, за основу интеграции также приняты Маастрихтские критерии конвергенции.

Наибольшие темпы роста индекса потребительских цен в 2011г. сложились в Республике Беларусь (208,7% к декабрю 2010г.), в то время как в России темпы роста индекса потребительских цен в 2011г. составили 106,1% к декабрю 2010г., в Казахстане — 107,4%. По итогам 2011г. согласованное значение инфляции для трех стран не должно было превысить 11%.

Прогнозный уровень инфляции в 2012г. составлял: в Беларуси — 19—22%, России — 5—6%, в Казахстане — 6—8%. Можно отметить, что ситуация с ценами в Беларуси несколько улучшилась в 2012г.—по итогам года инфляция составила 21,8%. Тем не менее темпы роста индекса потребительских цен оставались значительно выше, чем в России (6,6%) и Казахстане (6%).

В2013г. прогнозные темпы инфляции в Беларуси составляют 12% (в России — 6%, Казахстане — 6—8%), то есть пока в Беларуси не прогнозируется уровень инфляции,  полностью соответствующий уровню стран-партнеров. Тем не менее прогнозируемый уровень инфляции в Беларуси соответствует критериям интеграции, определенным соответствующими соглашениями. Беларусь должна стремиться по итогам 2013г. обеспечить выполнение прогнозного параметра, так как высокие темпы инфляции будут осложнять интеграционные процессы стран ЕЭП.

Важным критерием интеграции, на наш взгляд, выступает также достаточность золотовалютных резервов страны (международных резервных активов),которая определяется объемом, необходимым для обеспечения импорта и выполнения внешних обязательств. Согласно методологии МВФ, для стран, экспортирующих товары с высокой волатильностью цен, рекомендуемым значением является объем резервов, равный шестимесячному импорту.

В Республике Беларусь уровень золотовалютных резервов (междуна-родных резервных активов) долгое время не обеспечивал даже трехмесячного товарного импорта. В конце 2011г. Золотовалютные Резервы покрывали менее 2-х месяцев товарного импорта. Ситуация несколько улучшилась в ноябре 2011г. после продажи Беларусью России вторых 50% акций ОАО “Белтрансгаз”. В России объем золотовалютных резервов покрывает около 14 месяцев товарного импорта, в Казахстане—около 7 месяцев. При этом по сравнению с Беларусью Казахстан и Россия имеют устойчивое положительное сальдо внешней торговли.

Объем золотовалютных резервов не позволял нашей стране под-держивать фиксированный обменный курс (привязка к корзине валют), поэтому Национальный банк перешел к режиму управляемого плавания с 1января2012 г.

Очевидно, что Беларуси необходимо в первую очередь решить вопрос достаточности объема золотовалютных резервов, что обусловлено также и тем, что расчеты по внешнеэкономическим операциям проводятся в основном в резервных валютах. При этом Россия и Казахстан являются крупнейшими торгово-экономическими партнерами Беларуси. Внешнеторговый оборот Республики Казахстан с Россией и Беларусью в 2012г. составлял 18% от общего объема внешней торговли. У Республики Беларусь объем внешней торговли товарами со странами — членами ЕЭП за 2012г. составил 48% от общего объема внешней торговли. У России внешнеторговый оборот с Беларусью и Казахстаном в указанном периоде составлял 6% в общем объеме товарооборота.

Следует согласиться с предложениями экспертов о введении для стран ЕЭП дополнительно к маастрихтским также критерия достаточности золотовалютных резервов. Данный критерий необходим в условиях недостаточной диверсифицированности экспорта, что особенно важно для Республики Беларусь.

Кроме того, очень важным аспектом в рамках развития интег-рационных процессов является оценка возможностей стран-партнеров по выполнению ими внешних обязательств. Динамика показателя “отношение валового внешнего долга к ВВП” в России, Казахстане, Беларуси в 2011—2012гг. (Рисунок 1) отражает относительную внешнюю стабильность только в экономике России.

Рисунок 1 – Отношение  внешнего долга к ВВП в странах  таможенного союза

Примечание  – Источник: [14, c.16]

 

Данный показатель свидетельствует о росте валового внешнего долга в Республике Беларусь и Казахстане, где вышеназванный параметр в 2012г .превышал значение экономической безопасности, принятое в мировой практике (55% к ВВП). На начало 2013г. в Беларуси показатель “отношение внешнего долга к ВВП” снизился до 54%. В связи с этим возможно дополнение интеграционных критериев стран ЕЭП параметром “отношение валового внешнего долга к ВВП.

Основные различия в используемых мерах валютного регулирования странами ЕЭП представлены в таблице 1:

Таблица 1 –Сравнительный анализ направлений валютного регулирования в странах ЕЭП

 

Валютное регулирование

 

Республика Беларусь

Республика Казахстан

Российская Федерация

Определение направлений валютного регулирования и принятие конкретных инструкций

Национальный банк Республики Беларусь

Национальный Банк

И Министерство финансов Республики Казахстан

Центральный банк и Правительство

Российской Федерации

Режим валютного курса

Управляемое плавание валютного курса

Управляемое плавание валютного курса

Управляемое плавание валютного курса

Ограничения по суммам авансовых платежей, связанных с импортом товаров и услуг

Используются

Нет

Нет

Ограничения по открытию счетов резидентами в иностранных банках

Требуется разрешение Национального банка

Нет

Нет

Покупка-продажа физическими лицами (резидентами и нерезидентами) иностранной валюты через банки

Без ограничений

По суммам, необходимо предъявление паспорта

Без ограничений

Без ограничений

Покупка-продажа хозяйствующими субъектами—резидентами иностранной валюты через банки

Целевой характер покупки, использование в течение  7дней

Без ограничений

Без ограничений

Ограничения по открытию счетов нерезидентов в отечественных банка

Нет

Нет

Нет

Проведение операций, связанных с движением капитала

Требуется разрешение Национального банка

Обязательна проверка обоснованности операции (валютного договора) Национальным Банком

Не требуется разрешение Центрального банка


Примечание  – Источник: [14, c.17]

 

В Республике Беларусь, в отличие от России и Казахстана, достаточно широко используются валютные ограничения.

В частности, только в Республике Беларусь используются: обя-зательная продажа валютной выручки субъектами хозяйствования (отменена в Казахстане в 1999г., в России —в 2006г.), ограничения по открытию счетов резидентами в иностранных банках, необходимость предъявления паспорта при покупке физическими лицами (резидентами и нерезидентами) иностранной валюты через банки.

В Республике Беларусь режим валютного регулирования содержит ряд существенных ограничений по текущему счету платежного баланса (лимитированысрокизавершениявнешнеторговыхопераций,установленыразрешающиекритерииавансовыхплатежейпоимпорту,существуетмеханизмцелевойпокупкииностраннойвалютынавнутреннемвалютномрынкеиинститутобязательнойпродажи).

По информации центральных (национальных) банков, в странах ЕЭП действуют различающиеся нормативные требования по переводам денежных средств физических лиц.

В Российской Федерации трансграничные переводы денежных средств (иностранной валюты и российских рублей) осуществляются без ограничений. Исключение составляют только переводы денежных средств без открытия банковских счетов физическими лицами —резидентами в пользу физических лиц — резидентов и нерезидентов из Российской Феде-рации за рубеж, по которым установлен лимит в сумме, не превышающей в эквиваленте 5тыс.долл.США.

В соответствии с действующим валютным законодательством Рес- публики Беларусь частные переводы физических лиц, несвязанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, не огра- ничиваются по сумме платежа и осуществляются без ограничений.

Вместе с тем при проведении ряда валютных операций ,связанных с движением капитала (приобретение недвижимости, акций, доли в уставном фонде нерезидента и др.),физическим лицам — резидентам Республики Беларусь необходимо получить разрешение Национального банка Республики Беларусь.

Согласно правилам осуществления валютных операций в Республике Казахстан, трансграничные денежные переводы физических лиц осуществляются без ограничений как через счета, открытые в уполномоченных банках, так и без открытия счета. Уполномоченные банки ежемесячно представляют в Национальный Банк информацию о платежах и переводах денег без открытия счета и по платежной карточке —свыше 10тыс.долл.США, при переводе денег по банковским счетам—свыше 50тыс.долл.США.

Центральные банки стран ЕЭП должны согласовывать порядок использования валютных ограничений. Согласно установленному Соглашением о согласованных принципах валютной политики по рядку, введение валютных ограничений возможно в исключительных случаях (отрицательная динамика сальдо платежного баланса, снижение объема золотовалютных резервов ниже допустимого уровня, резкие колебания курса валюты) на срок не более одного года. То есть использование валютных ограничений допускается в случаях, если негативная ситуация не может быть исправлена другими мерами экономической политики. В рамках реализации Соглашения подготовлен и практически согласован проект Договора (по статье 4 Соглашения), где предусмотрено для Республики Беларусь снятие ва-лютных ограничений по операциям резидентов ЕЭП к 01.01.2015. При этом либерализация не касается нерезидентов ЕЭП.

Информация о работе Координация монетарной и валютной политики Центрального Банка Республики Беларусь