Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 10:25, курсовая работа
Целью моей работы является, прежде всего, изучение института корпорации в условиях современной, динамично развивающейся рыночной экономики. Для решения поставленных мною целей необходимо решить ряд задач, среди которых:
-рассмотреть институциональный подход к теории современной корпорации.
-изучить роль корпорации в условиях современной экономики России.
-проанализировать деятельность транснациональных компаний, их влияние на формирование структуры мирового хозяйства.
Введение……………………………………………………………………….3
1 Институциональный подход к теории современной корпорации………..5
1.1 Критика теорий фирмы: институциональный бихевиористский неоклассический и предпринимательский подходы ……………...………………5
1.2 Экономическая сущность корпорации как института………………...8
1.3 Четыре основных функции корпорации: социальная, экономическая, технологическая, институциональная…….………………………………………12
2 Роль корпораций в современной рыночной экономике России………..14
2.1 Характерные особенности функционирования института корпораций в российской экономике…………………………………………………………...14
2.2 Реформация структуры современных российских государственных корпораций………………………………………………………………………….18
3 Транснациональные корпорации как новая движущая сила на мировом рынке……...…………………………………………………………………………26
3.1 Феномен транснационализации современного мирового хозяйства…26
3.2 Транснациональные корпорации как элемент хозяйственного механизма открытой экономики…………………………………………………..28
Заключение…..……………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………………….35
Приложение А………………………………………………………………..38
Приложение В………………………………………………………………..39
Приложение С……………………………………………………………..…40
Приложение D………………………………………………………………..41
Приложение Е………………………………………………………………..42
Содержание
Введение……………………………………………
1
Институциональный подход к
1.1 Критика теорий фирмы: институциональный бихевиористский неоклассический и предпринимательский подходы ……………...………………5
1.2 Экономическая сущность корпорации как института………………...8
1.3 Четыре основных функции
корпорации: социальная, экономическая,
технологическая,
2 Роль корпораций в современной рыночной экономике России………..14
2.1 Характерные особенности функционирования
института корпораций в российской экономике………………………………………………………
2.2 Реформация структуры современных российских
государственных корпораций……………………………………………………
3
Транснациональные корпорации
3.1 Феномен транснационализации современного мирового хозяйства…26
3.2
Транснациональные корпорации как элемент
хозяйственного механизма открытой экономики…………………………………………………..
Заключение…..………………………………
Список использованных источников……………………………………….35
Приложение А………………………………………………………………..38
Приложение В………………………………………………………………..39
Приложение С……………………………………………………………..…40
Приложение D………………………………………………………………..41
Приложение Е………………………………………………………………..42
Введение
Корпорации являются одним из важнейших элементов современной рыночной экономики. Благодаря своим масштабам и запасам ресурсов они оказывают огромное влияние, как на национальные экономики, так и на мировую. Они создают значительное количество рабочих мест, обеспечивают большую часть мировой торговли. Масштабы многих корпораций, объемы их экономической деятельности делают их крупной структурной единицей рыночной экономики. Устойчивость ко многим потрясениям и способность к долгосрочному стратегическому планированию выгодно отличают их форм организации экономической деятельности.
Корпорации затрагивают и другие сферу жизни человека, они так же способствуют научному развитию (80% финансирования НИОКР осуществляют именно корпорации), способствуют общемировой интеграции, выполняют функцию социализации сотрудников и т.д.
Для российской экономики институт корпорации является относительно новым и молодым. Но в его развитии уже достигнуты значительные успехи. Создание государственных корпораций один из шагов, предпринятых правительством для изменения вектора развития российской экономики. Необходимость внедрение инновационных технологий, ускорения процесса диверсификации, продиктованная сырьевой ориентацией нашей экономики, делают подобный институт возможным путем решения данной проблемы.
Так же приоритетным направлением экономической политики на сегодняшний день можно назвать создание и расширение отечественных ТНК, являющихся эффективным инструментом внедрения России в систему международных хозяйственных отношений.
Подобное влияние корпораций как института, как на мировую, так и национальные экономики, обуславливает актуальность выбранной мною темы необходимость её более глубокого изучения и всестороннего анализа.
Целью моей работы является, прежде всего, изучение института корпорации в условиях современной, динамично развивающейся рыночной экономики. Для решения поставленных мною целей необходимо решить ряд задач, среди которых:
-рассмотреть
институциональный подход к
-изучить роль корпорации в условиях современной экономики России.
-проанализировать деятельность транснациональных компаний, их влияние на формирование структуры мирового хозяйства.
В ходе выполнения работы мною были использованы следующие методы исследования:
- изучение научной литературы;
-
обобщение отечественной и
- анализ законодательных актов и правовых документов;
-
сравнение различных видов
- обработка статистических данных.
На мой взгляд, в современной научной литературе недостаточно широко освещен институциональный подход к теории современной корпорации. По мере всё большего увеличения роли данного института необходимо его всестороннее изучение, выявление как, положительных, так и отрицательных его сторон.
В своей работе, я постараюсь уточнить теоретические аспекты анализа деятельности современных корпораций. Так же важным является тщательный анализ российских государственных корпораций, выявление допущенных недочетов при их создании и пути их реформирования. Еще одним аспектом, требующим изучения, является феномен транснационализации. Всё вышеперечисленное я постараюсь учесть и отразить в моей работе.
1 Институциональный
подход к теории современной
корпорации
Закономерностью развития институциональной структуры российской экономики является рост числа, размеров и влияния крупных корпораций на национальное хозяйство. Эта закономерность выражается, прежде всего, в том, что темпы роста крупного бизнеса существенно опережают темпы роста экономики в целом. Крупные корпорации, составляющие 0,009% от общего числа зарегистрированных на 1 января 2009 г. компаний, производят свыше 47% выпуска товаров и услуг в РФ. При сохранении средних темпов роста к 2020 г. их совокупная доля может достигнуть 64% от общего выпуска товаров и услуг в стране. Этот факт требует более глубокого анализа социально-экономического и институционального феномена корпорации как основного субъекта народного хозяйства, что обусловливает важность развития теории корпорации.
1.1 Критика теорий
фирмы: институциональный
бихевиористский неоклассический
и предпринимательский
подходы
Эволюция экономической теории, обусловленная
развитием рыночной экономики, демонстрирует
постепенную смену взглядов на фирму как
основного субъекта рыночных отношений
и производителя общественных благ (ценностей).
Следует выделить четыре основных теоретических
подхода к объяснению природы фирмы: неоклассический,
бихевиористский, институциональный и
предпринимательский. Институциональный
подход является доминирующим, что обусловливает
развитие внутри него сразу нескольких
направлений исследования сущности фирмы:
эволюционная теория фирмы, агентская
и контрактная модель фирмы, теория корпорации
Гэлбрейта.
основные подходы к теории фирм представлены
в таблице «Сравнительная характеристика
подходов к определению сущности фирмы»
(приложение А)
Следует отметить, что как таковая теория фирмы появилась лишь в 1937 г. благодаря известной статье Р. Коуза [10]. В классической экономической теории отдельной теории фирмы не существовало, был лишь общий подход к микроэкономике, в рамках которого фигурировала фирма как субъект хозяйственной деятельности. Тем не менее, в классической, а затем и в неоклассической теории под фирмой понимается, прежде всего, предприятие (производственная единица), которое рассматривается с позиций ресурсно-технологического подхода. Предприятие - это система преобразования исходных ресурсов в готовую продукцию. Важнейшую роль играет производственная функция. Цель фирмы - максимизация дохода (прибыли). (Приложение В) Маржиналистский подход к теории фирмы полезен в случае, когда рынок является конкурентным. Если же мы имеем дело с монополией или олигополией, то полезность такого подхода резко снижается.
Бихевиористы указывают на то, что не всегда фирмы преследует цели максимизации прибыли. Поэтому надо следить за поведением компании, изучать его и только на основе этого поведения обобщать цели деятельности. Типичным представителем бихевиоризма является Саймон, который считает, что `фирмы будут стремиться достигнуть скорее удовлетворения, чем максимизации` [15]. Данный подход существенно приближен к реальности, поскольку признает, что цели фирмы могут зависеть от разных ситуаций и людей, которые управляют фирмой. Тем не менее, и он не позволяет найти общую методологическую основу для объяснения целей деятельности фирмы.
С позиций институционализма фирма есть пучок контрактов или договоренностей между участниками процесса производства. Родоначальниками институциональной теории фирмы являются Р. Коуз и О. Уильямсон [10].
В рамках предпринимательского подхода фирма и предприниматель рассматриваются как единое целое. Личность предпринимателя и его способности определяют успех фирмы и ее поведение, при этом цель фирмы зависит от целей самого предпринимателя. Такой подход кажется наиболее предпочтительным при попытках сравнить его результаты с практическим опытом, однако, очевидно, что он может использоваться для описания деятельности только малой фирмы - той, где предприниматель является собственником и управленцем в одном лице.
Дж. Гэлбрейт рассматривал корпорации как основные субъекты институциональной экономики в новом индустриальном обществе. Он выделял две части экономики - рыночную и планируемую. К рыночной экономике он относил малый бизнес, где действуют законы рынка. Планируемую часть экономики представляют по Гэлбрейту крупные корпорации. За счет своего доминирования на рынке, крупные корпорации планируют уровень будущих цен и подготавливают своих потребителей к покупке производимых товаров по плановым ценам. Огромные размеры корпораций определяют их значительное влияние на экономики разных стран, усиливают социальную функцию корпорации, в связи с чем, возрастает значение целей фирмы, взаимосвязанных с целями общества. Поэтому от целей максимизации прибыли корпорации переходят к целям роста. Другими словами, более важным становится рост размеров корпорации, чем рост прибыли.
Таким образом, подход Дж. Гэлбрейта наиболее близок к сложившейся на практике ситуации, когда одним из ключевых факторов успешности корпорации признается рост бизнеса.[9]
Анализ деятельности современных корпораций позволяет утверждать, что институциональная природа фирмы раскрывается в том, что наличие институтов снижает риски, которые свойственны любому трансформационному или обменному процессу. Люди как рыночные субъекты больше доверяют фирме (институту), чем отдельным частным лицам. Поэтому объединение людей для создания фирм (институтов) - это процесс, обусловленный человеческим желанием избежать потенциальных рисков или обмана, то есть гарантировать себе безопасность трансакций, а не их более низкую стоимость (например, более низкие транзакционные издержки). Формальные и неформальные институты гарантируют исполнение определенных ожиданий индивидов, удовлетворение их потребностей и получение определенных ценностей, на которые они рассчитывают.
Важно также отметить современную тенденцию, изменяющую роль фирмы в системе удовлетворения потребительских ценностей. Если раньше предприятие возникало как ответ на существующие рыночные потребности, то сегодня все чаще предприятие возникает для того, что бы создавать потенциальный спрос на новые потребности, которые были разработаны внутри фирмы. Таким образом, все чаще институты традиций (особенно в сфере потребления) формируют не потребители, а предприятия. Это повышает социальную ответственность фирм перед обществом, что требует не только развития внешней институциональной среды для контроля над деятельностью предприятия, но и трансформации внутренней институциональной среды (внутри предприятия) для обеспечения социально-ответственного принятия решений сотрудниками фирм.
1.2 Экономическая
сущность корпорации
как института
Известно, что ключевой особенностью
корпорации является появление в
ее составе нового вида собственника
- акционеров, которые отделены от управления
собственностью. Помимо этого выделены
следующие основные черты современной
крупной корпорации:
- Крупная корпорация состоит из нескольких предприятий и может иметь в своем составе в различной степени диверсифицированные виды бизнеса.
- Крупная корпорация занимает доминирующее положение на рынке, в силу чего она может управлять рыночным спросом и ценами в более или менее долгосрочной перспективе. Важнейшим видом управленческой деятельности в корпорации является планирование ее деятельности.
- Большие размеры, предполагающие большие доходы, делают крупную корпорацию заметным и влиятельным рыночным субъектом не только для участников данного рынка, но и для участников смежных рынков, а также для государства и его институтов. Крупные корпорации оказывают значительное влияние на государство и общество в целом, то есть играют не только важную экономическую, но и возможно более важную социальную роль. Помимо доходов в бюджет в виде отчисляемых налогов, корпорации предоставляют стабильные рабочие места, служат гарантом исполнения обязательств по договорам (за счет позитивного рыночного имиджа), являются экономической и социальной опорой общества, обеспечивая его стабильное развитие и безопасность.
- Обладая значительными ресурсами, крупные корпорации являются инициаторами создания и внедрения технологических новшеств, именно они развивают научно-технический прогресс, обеспечивая техническую базу для развития общества с вытекающими из этого позитивными и негативными последствиями для него же.
Информация о работе Корпорация как институт современной рыночной экономики