Коррупция государственных и муниципальных заказов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

В российской истории коррупция всегда воспринималась как институциональное зло, с которым необходимо бороться. Было испробовано все - от попыток встраивания коррупции в государственный механизм через систему "кормления" чиновников до максимально жестокого наказания: мздоимцев (иногда очень сановных) били кнутами и батогами, рвали им ноздри, клеймили, ссылали с конфискацией всего имущества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Коррупция в системе государственных и муниципальных заказов…6
1.1 Правовая база предотвращения коррупции………………………….6
1.2 Виды потерь от коррупции……………………………………………8
1.3 Методы противодействия коррупции………………………………...9
2. Анализ Федерального закона №94-ФЗ как условие предотвращения коррупции в сфере размещения заказов…………………………………16
2.1 Коллизии в правоприменительной практике………………………..19
2.2 Судебная практика применения 94-ФЗ………………………………22
3. Практическое применение предупреждения факта коррупции……...34
Заключение…………………………………………………………………40
Список используемой литературы………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

коррупция гос и мун заказов.docx

— 52.84 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Коррупция в системе  государственных и муниципальных  заказов…6

1.1 Правовая база предотвращения  коррупции………………………….6

1.2 Виды потерь от коррупции……………………………………………8

1.3 Методы противодействия  коррупции………………………………...9

2. Анализ Федерального  закона №94-ФЗ как условие предотвращения  коррупции в сфере размещения  заказов…………………………………16

2.1 Коллизии в правоприменительной  практике………………………..19

2.2 Судебная практика применения 94-ФЗ………………………………22

3. Практическое применение  предупреждения факта коррупции……...34

Заключение…………………………………………………………………40

Список используемой литературы………………………………………...44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Коррупция в системе государственных  закупок - явление, к сожалению, не новое  и вненациональное. Борьбе с коррупцией посвящено множество исследований. Во всем мире реализуется немало правительственных  и неправительственных программ, но успехи пока более чем спорные.

 В российской истории  коррупция всегда воспринималась  как институциональное зло, с  которым необходимо бороться. Было  испробовано все - от попыток  встраивания коррупции в государственный  механизм через систему "кормления"  чиновников до максимально жестокого  наказания: мздоимцев (иногда  очень сановных) били кнутами  и батогами, рвали им ноздри, клеймили, ссылали с конфискацией всего  имущества.

 Первое летописное  упоминание конкурсной закупки  для государственных нужд в  России датируется XVII в. Известно, что в начале XVIII в. Петр I, получив  сведения о том, что в сфере  государственных подрядов на  поставку продовольствия и обмундирования  армии совершаются значительные  хищения, издал ряд законов.  В этих законах было указано,  что все подряды следует заключать  публично и гласно, при всех  переговорах и обсуждении дел  во всех учреждениях обязательно  вести протоколы и решения  принимать только большинством  голосов. Однако в конечном  итоге ни один российский государь  так и не смог одолеть взяточничество  и казнокрадство.

И в дореволюционной России, и во всех остальных странах Европы система государственных закупок  развивалась эволюционным путем. Изначально основной целью формирования механизмов размещения государственного заказа являлось сокращение расходов государственных  средств и противодействие их расхищению. Самым действенным механизмом, решавшим обе эти проблемы, стало  конкурсное размещение государственного заказа среди потенциальных поставщиков.

В настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд, является Федеральный  закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд"

Указанный Закон регламентирует отношения, возникающие в процессе размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд, а также устанавливает единый порядок размещения заказов в  целях эффективного использования  средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов.

При этом его действие не распространяется на закупки товаров, работ и услуг, стоимость которых  не превышает установленного Центральным  банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке Закон N 94-ФЗ является комплексным нормативным правовым актом прямого действия.

При этом не случайно тема данной работы посвящена рассмотрению данного  Закона как условия предотвращения коррупции. Вопрос о коррупции и  предотвращении ее различными способами  в России является весьма актуальным. На данный момент ведется жесткая  борьба со стороны государства с  этим "недугом" во всех сферах государственной  службы. Известно, что закупки товаров, работ и услуг для государственных  и муниципальных нужд могут являться весьма коррумпированной сферой и быть для отдельных чиновников и руководителей  коммерческих структур значительным и  весьма прибыльным источником получения  незаконного дохода.

Поэтому в соответствии со ст.1 одной из целей Закона N 94-ФЗ является предотвращение коррупции.

Целесообразно указать, что  предотвращение коррупции в сфере  размещения заказов достигается  реализацией отдельных положений, предусмотренных в нормах данного  Закона, а также принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных  правовых актах.

В связи с этим целью  в рамках данной работы является раскрыть сущность коррупции в системе  государственных и муниципальных  закупок, попытка дать анализ Закона N 94-ФЗ как условия предотвращения коррупции в рассматриваемой  сфере, показать практическое применение предупреждение фактов коррупции на примере Гурьевского района

Для достижения поставленной цели в ходе работы мною будет решены следующие задачи - привести правовую базу противодействия коррупции, раскрыть противоречия закона, показать примеры  судебной практики применения 94-ФЗ, выявить  методы предотвращения коррупции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Коррупция в системе  государственных и муниципальных  заказов

 

Коррупция в системе государственных  закупок приводит к колоссальным потерям для любой страны, причем не только финансовым. Государство  всячески пытается оградить себя и  уберечь от этого. Для этого существует правовая база, которая постоянно  дополняется.

 

1.1 Правовая база предотвращения  коррупции

 

Федеральный закон "О противодействии  коррупции", который был принят сравнительно недавно 25 декабря 2008 года

Статья 11 1. Закупки для  государственных или муниципальных  нужд осуществляются на принципах прозрачности, конкуренции и объективности  в строгом соответствии следующим  условиям:

- публичное распространение информации, касающейся закупочных процедур и контрактов на закупки, включая информацию о приглашении к участию в торгах и заключенных в результате торгов контрактах, с тем чтобы предоставить потенциальным участникам торгов достаточное время для подготовки и представления их тендерных заявок;

- заблаговременное установление условий участия, включая критерии отбора и принятия решений о заключении контрактов, а также правил проведения торгов, и их опубликование;

- применение заранее установленных и объективных критериев в отношении принятия решений о государственных закупках в целях содействия последующей проверке правильности применения правил или процедур;

- функционирование эффективной системы внутреннего контроля, включая эффективную систему обжалования, для обеспечения средств правовой защиты в случае несоблюдения правил или процедур проведения государственных закупок;

- наличие мер ответственности персонала, участвующего в закупочных процедурах.

Например, в Санкт-Петербурге принят 15.11.2003 Постановлением 22-15 на 22-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ  МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ":

Статья 27. Антикоррупционные  стандарты в сфере осуществления  государственных и муниципальных  закупок. В целях предупреждения коррупции при организации закупок  продукции для государственных  и муниципальных нужд национальным законодательством устанавливаются:

-гарантии на использование экономических (рыночных) критериев определения победителей торгов (конкурсов) на размещение заказов на закупку продукции для государственных и муниципальных нужд;

* ограничения:

на внеконкурсное и закрытое проведение торгов на размещение заказов и закупку продукции для государственных и муниципальных нужд;

введение квалификационных требований, предъявляемых к поставщикам продукции для государственных и муниципальных нужд, без проведения антикоррупционной экспертизы таких требований;

участие в торгах лиц, имеющих судимость за коррупционные преступления либо преступления, связанные с коррупционными, или совершивших иные коррупционные правонарушения при участии в предыдущих торгах;

* запреты:

на установление и использование любых условий и процедур, ограничивающих свободную конкуренцию поставщиков продукции для государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом;

немотивированное отклонение заявок на участие в соответствующих торгах или принятие решения об отмене либо закрытии торгов;

создание любых препятствий, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством об охране государственной, коммерческой или иной тайны, к освещению средствами массовой информации хода и результатов торгов на размещение заказов на закупку продукции для государственных и муниципальных нужд, а также для доступа средств массовой информации, заинтересованных организаций и граждан к протоколам процедур закупок продукции для государственных и муниципальных нужд;

выставление любых, не предусмотренных законом, требований по установлению подлинности документов, подтверждающих квалификацию поставщика;

участие на стороне учредителей таких торгов и поставщиков продукции для государственных и муниципальных нужд супругов и близких родственников лиц, замещающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, которые могут оказывать прямое влияние на процесс формирования, размещение и контроль над проведением государственных и муниципальных закупок.

 

1.2 Виды потерь от коррупции

 

Ущерб государства и общества от коррупционных действий в процессе размещения государственного или муниципального заказа условно можно разделить  на четыре вида:

 Финансовые потери - заключение  сделок на невыгодных для государства  и общества финансовых условиях. В первую очередь это завышение  цен закупаемой продукции по  сравнению с текущим рыночным  уровнем, включение в условия  государственных контрактов предоплаты  вместо отсрочки платежа и  т.п.

Количественные потери - завышение или занижение объема поставляемых материалов или оказанных услуг по сравнению с необходимым количеством; приобретение товаров и услуг в личных целях ответственных чиновников, а не для удовлетворения государственных нужд и т.п.

 Качественные потери - заключение сделок с нарушением  требуемых технических условий,  таких как поставка товаров,  выполнение работ или оказание  услуг ненадлежащего качества; худшие  условия гарантийного и послегарантийного  обслуживания; недостаточные требования  по контролю качества выполнения  работ и услуг и т.п.

Политические потери - ухудшение  инвестиционного климата в стране, потеря доверия со стороны граждан  к государственным структурам и  государству в целом, расшатывание экономической и финансовой системы  страны, нарушение принципов свободной  конкуренции и т.п.

Полностью устранить коррупцию  в государственных закупках пока не удалось ни в одной стране мира, но это совсем не означает безнадежность  и неэффективность мер по снижению ее уровня.

 

1.3 Методы противодействия  коррупции

 

Борьба с коррупцией в  системе закупок, как в государственном, так и в коммерческом секторах экономики, невозможна без комплексного подхода к решению этой сложной  проблемы. Российской и международной  практикой выработаны четыре основных подхода, которые уже подтвердили  свою действенность:

психологические методы;

технические методы;

регламентация процессов;

репрессивные меры.

Психологические методы позволяют  воздействовать на первопричину коррупции - стремление нанятых работников к  незаконному обогащению за счет работодателя, а в нашем случае - за счет государства  и, следовательно, всех граждан.

К психологическим методам  относятся:

  Проверка анкетных данных, биографии кандидата и отзывов с предыдущих мест работы. Это наиболее простой и распространенный метод, который позволяет изначально не допускать к коррупционно опасным видам деятельности сотрудников, имеющих судимости или уволенных с предыдущих мест работы за коррупционные проступки или преступления. В настоящее время такие проверки осуществляются кадровыми службами всех государственных структур при рассмотрении кандидатур на замещение вакантных должностей государственной службы.

Специальные глубинные тестирования кандидатов при приеме на работу (вплоть до проверки на полиграфе - "детекторе  лжи"). На сегодняшний день существует множество специальных тестов и  компьютерных программ, которые позволяют  работодателю получить достаточно четкий психологический портрет кандидата, в том числе с точки зрения потенциальной склонности к незаконному  обогащению. Применение подобных психологических  тестов является обыденной практикой  приема на работу в коммерческом секторе  и некоторых подразделениях силовых  структур. Однако в ряде случаев  применение полиграфа при приеме на работу может столкнуться со вполне обоснованными претензиями по ущемлению  конституционных прав личности.

Информация о работе Коррупция государственных и муниципальных заказов