Коррупция государственных и муниципальных заказов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

В российской истории коррупция всегда воспринималась как институциональное зло, с которым необходимо бороться. Было испробовано все - от попыток встраивания коррупции в государственный механизм через систему "кормления" чиновников до максимально жестокого наказания: мздоимцев (иногда очень сановных) били кнутами и батогами, рвали им ноздри, клеймили, ссылали с конфискацией всего имущества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Коррупция в системе государственных и муниципальных заказов…6
1.1 Правовая база предотвращения коррупции………………………….6
1.2 Виды потерь от коррупции……………………………………………8
1.3 Методы противодействия коррупции………………………………...9
2. Анализ Федерального закона №94-ФЗ как условие предотвращения коррупции в сфере размещения заказов…………………………………16
2.1 Коллизии в правоприменительной практике………………………..19
2.2 Судебная практика применения 94-ФЗ………………………………22
3. Практическое применение предупреждения факта коррупции……...34
Заключение…………………………………………………………………40
Список используемой литературы………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

коррупция гос и мун заказов.docx

— 52.84 Кб (Скачать файл)

Госзакупки становятся фактически новой специальностью в образовании.94-ФЗ - закон развивающийся. Он будет еще развиваться. Вместе с тем, существуют одна из самых главных проблем - это проблема смежных законодательств. Дело в том, что 94-ФЗ шагнул далеко вперед по сравнению со всем остальным законодательством Российской Федерации. И, к сожалению, осталось, например, очень много норм, правил, устанавливающих размещение заказов на строительство, строительные правила, которые не дают двигаться вперед. Поэтому в первую очередь надо решать проблемы, которые возникают в смежном законодательстве для того, чтобы привести его в соответствие с правилами и нормами 94-ФЗ.

Закон защищает права поставщиков, нацелен на открытость, прозрачность, и его в существенной степени  можно рассматривать как антикоррупционный. Второе заблуждение связано с  аукционами. Процедура эта действительно  эффективная и дает существенную экономию. К сожалению, эта процедура  не защищена от недобросовестного демпинга. Еще одна проблема - вопрос сговора  участников аукциона. К сожалению, на практике это встречается довольно часто, и процедура аукциона оказалась  при всех ее достоинствах слабо защищена от сговора. Причем можно с уверенностью констатировать: и тех десяти минут  до начала процедуры достаточно, чтобы  сговориться. И публикация протокола  участников аукциона заранее очень  напоминает в этой части игру в  поддавки, когда все информируются, кто участвует.

Поэтому насколько это  эффективно, целесообразно, большой  вопрос, его надо рассматривать. Данный закон действительно сложный, но все изменения, которые вносились, а их было пять, действительно серьезно его улучшали. Он становится лучше, удобнее, практичнее в использовании  и эффективнее. Вместе с тем вопрос квалификации встает все более остро. Неквалифицированным людям проводить закупки объективно очень сложно. Необходимо повышать правовую культуру заказчика и их умение работать.

В законе появилась норма  о едином портале. Собираются, чтобы  с 2010 года работал сайт, на котором  бы размещались данные обо всех государственных  закупках нашей страны - от муниципалитетов  до федерального уровня. Простая поисковая  система такого сайта позволит любому предпринимателю получать данные обо  всех конкурсах в стране. Для этого, как предполагается, будет отобрано 5-7 электронных площадок и бирж, которые будут уполномочены заниматься размещением государственных заказов. Тогда предприниматель, живущий, допустим, во Владивостоке, что особенно важно для предприятий малого бизнеса, сможет участвовать в тысячах конкурсах каждый месяц. Введение такой системы электронных аукционов принесет экономию не менее 20 процентов расходов на государственные закупки, то есть, не менее триллиона рублей ежегодно.

Основная задача 94-ФЗ сделать  процедуру торгов прозрачной, публичной  и доступной для любого поставщика.94-ФЗ - закон процедурный, не более того. Стандарты качества продукции устанавливает  отраслевое законодательство. У законодателей  и у Правительства есть достаточно полномочий, чтобы подзаконными нормативными актами урегулировать все вопросы, связанные с требованиями по качеству продукции, по стандартам, по техническим  параметрам. У госзаказчика никто не отнимает права при формировании документации прописывать все эти требования, которые вытекают из законодательства. Просто заказчики не готовы квалифицированно сформировать заявку на закупаемую продукцию.

Говоря о размещении заказов, необходимо отметить основные направления  оптимизация этого нормативного пространства. Первое - это сбалансированность требований к заказчику и поставщику. Заказчика наделили максимумом ответственности. Если посчитать, что он может заплатить  за одну процедуру конкурса, выйдет больше, чем 350 тыс., посчитав, где он может ошибиться, а практика именно такова, заказчики в среднем ошибаются 5 раз на одной и той же процедуре, т.е. нарушают закон. Соответственно, имея такую колоссальную ответственность, заказчик должен иметь и такие же колоссальные права. Прав у него, к сожалению, значительно меньше. У него много обязанностей. Если заказчик отвечает за все решения, в том числе за оптимальность выбора процедуры, оптимальность, проведения этой процедуры и т.д., ему надо давать больше прав и не регламентировать это так детально в законе, а спрашивать с него, почему он выбрал аукцион или конкурс. Спрашивать обоснование решения, а не регламентировать до последнего винтика всю деятельность. Второе. Если выдвигаются в законе требования к поставщикам, то такие же требования должны быть к заказчику, то есть, его аттестация, повышение квалификации, все это действительно требует дальнейшего регулирования в законе. Ну, и самое главное - колоссальные риски в деятельности заказчика. Эти риски зарплатой чиновника не компенсируются, следовательно, должны быть предусмотрены, как в адвокатской деятельности, механизмы страхования деятельности заказчика, чтобы было, кому платить.

Конфликт, возникающий вокруг 94-ФЗ не оттого, что чиновники вынуждены  быть менее коррупционными. Закон  обнажил абсолютное отсутствие квалификации у заказчиков, их неспособность сформулировать требования, задачи, критерии, по которым  закупается продукция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Бюджетный кодекс РФ (ст.70,72,73,301).
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Кодекс РФ об Административных правонарушениях
  4. Федеральный Закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"
  5. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
  6. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
  7. Алексеев С.С. Гражданское право. М.: Проспект. 2009. С. 528.
  8. Асаул А. Н., Кощеев В. А. Государственное предпринимательство в строительстве (государственный строительный заказ). М.: АНО «ИПЭВ», 2009. С. 320.
  9. Борисов А. Н., Краев Н. А. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». М.: Деловой двор, 2009. С. 1016.
  10. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга 5. Том 2. М.: Статут, 2006. С. 860.
  11. Власов А. А. Гражданское право. Особенная часть. М.: СГУ. 2008. С. 456.
  12. Власов В.А. Правовая природа государственных и муниципальных контрактов // Предпринимательское право. 2009. № 2.
  13. Гатин А. М. Гражданское право. М.: Дашков и Ко. 2009. С. 384.
  14. Гражданское право / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. М., 2006
  15. Кайль А. Н. Правила размещения государственных и муниципальных заказов. М.: РОСБУХ, 2008. С. 304.
  16. Карпов В.А. Актуальные проблемы применения законодательства Российской Федерации о размещении заказов для государственных нужд // Юридический мир. 2008. № 2.
  17. Констандогло О. Поединок брони и снаряда. Так представители ФАС России характеризуют работу по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон № 94-ФЗ» // Фармацевтический вестник. 2009. № 26.

Информация о работе Коррупция государственных и муниципальных заказов