Кредитная политика в аграрном секторе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Главным источником продовольствия выступает сельское хозяйство, которое является одной из важнейших отраслей экономики любого государства. Оно производит свыше 12% валового общественного продукта и более 15% национального дохода России, сосредотачивает 15,7% основных производственных фондов.
Самообеспеченность продовольствием зависит от состояния сельского хозяйства, именно оно дает жизненно необходимую продукцию: продукты питания и сырье для производства предметов потребления.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы аграрной политики государства
.1 Сущность системы кредитования сельского хозяйства
.2 Особенности кредитной политики в аграрном секторе
.3 Зарубежный опыт кредитования и возможности его применения в развитии сельского хозяйства России
Глава 2. Современное состояние сельскохозяйственного производства в Республике Алтай и влияние финансово-кредитной системы на его развитие
.1 Анализ современного состояния развития сельского хозяйства Республики Алтай
.2 Формы и методы кредитования в аграрном секторе Республики Алтай
Глава 3. Совершенствование системы сельскохозяйственного кредитования
.1 Государственное стимулирование и поддержка кредитной системой сельского хозяйства (на примере ОАО «Россельхозбанк»
.2 Основные направления развития сельскохозяйственного кредитования
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

кредитная политика.docx

— 82.34 Кб (Скачать файл)

Аграрный сектор является достаточно специфичным, чтобы в условиях рыночной экономики самостоятельно обеспечить механизмы функционирования особых институтов поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения. В каждой стране создавались свои системы поддерживающих институтов, главными характеристиками которых были высокий уровень государственного участия, особенно на начальных стадиях их формирования.

Развитие аграрной сферы экономики во многом обусловлено устойчивым финансово-экономическим положением сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако большинство субъектов агарного предпринимательства не имеют внутренних и внешних источников финансирования не только расширенного, но и простого воспроизводства, что усиливает необходимость и повышает роль государственного регулирования системы кредитования сельского хозяйства.

Под государственным регулированием кредитной системы в сельском хозяйстве понимается организационно-экономическое и правовое воздействие государства на порядок формирования и функционирования институциональных форм кредитной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечивающее возвратные источники финансирования процессов производства сельскохозяйственной продукции и воспроизводства общественных благ.

Государственное регулирование системы сельскохозяйственного кредитования - это сложный процесс, направленный на создание условий для практической реализации её существенных функций:

обеспечение устойчивости системы;

наиболее полный охват заёмщиков;

стимулирование развития сельского хозяйства.

Устойчивое развитие кредитной системы тесно связано с участием государства в создании необходимых производственных (прибыльность сельскохозяйственного производства, обеспеченность средствами производства, наличие системы сбыта, транспортировки и хранения сельскохозяйственной продукции, наличие платёжеспособного спроса на рынке) и финансовых (доступ к кредитным институтам, наличие информации для оценки рисков, свобода принятия решений по вопросам кредитования, хорошее качество и достаточное количество ссудного капитала, эффективные методики оценки кредитоспособности заёмщика, механизм обеспечения исполнения обязательств) условий для функционирования эффективных форм кредитной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Государственное регулирование кредитной системы в сельском хозяйстве позволяет влиять на динамику её развития. В этой связи показатель охвата потенциальных сельскохозяйственных заёмщиков служит ориентиром для выбора форм и методов государственного воздействия, эффективность которого характеризуется созданием условий, обеспечивающих мультипликативное увеличение количества кредитных сделок и прирост величины ценности для обеих сторон индивидуальной кредитной сделки. Если кредитная система движется в сторону расширения кредитных сделок, увеличения охвата сельхозтоваропроизводителей, государственное регулирование является эффективным, в противном случае происходит относительное снижение сделок, кредитная система замыкается и приходит в упадок.

Качественный аспект функционирования кредитной системы в сельском хозяйстве связан с проявлением ещё одной её функции, реализация которой обеспечивается в ходе государственного регулирования - способностью стимулировать развитие отрасли. Механизм взаимосвязи экономического роста и институциональных форм базируется на том, что темпы роста отрасли определяются, главным образом, интенсивностью накопления физического и человеческого капитала, а также ростом производительности труда, который, в свою очередь, обусловлен развитием технологий и повышением эффективности производства. Это требует от государства создания конкурентоспособных условий функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Интенсивность протекания указанных процессов зависит от механизмов формирования и функционирования доступных внешних источников финансирования воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве. Акцент делается на формальных правилах, позволяющих в совокупности создать необходимую структуру кредитной системы, которая и будет определять потенциальный набор возможных форм кредитной поддержки конкретных сельскохозяйственных товаропроизводителей, соответственно, и потенциал развития отрасли в целом.

Государственное регулирование кредитной системы в сельском хозяйстве осуществляется в форме разработки специальных норм, правил, процедур, способствующих облегчению взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей и их кредиторов в целях реализации своих экономических интересов.

Практическим выражением процесса регулирования системы сельскохозяйственного кредитования является направленность действий субъектов государственного управления на процесс формирования институциональных форм кредитной поддержки, назначением которых является создание финансово-экономической среды и условий для реализации экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей путём наложения на их действия определённых рамок поведения.

Система сельскохозяйственного кредитования рассматривается в качестве одного из механизмов финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения. Это обусловлено спецификой современных организационно-экономических отношений базовой отрасли АПК, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, проявляющихся в рисковом характере производства, высокой капиталоёмкости и энергоёмкости, низкой привлекательности для кредиторов и инвесторов, ограниченном доступе сельскохозяйственных товаропроизводителей к внешним источникам финансирования основного и оборотного капитала. Указанные особенности требуют эффективной финансово-кредитной поддержки отрасли.

Институциональные формы кредитной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей должны обеспечивать возвратные источники финансирования не только процесса производства сельскохозяйственной продукции (продовольствия и сырья для перерабатывающей промышленности), но и процесса воспроизводства общественных благ (продовольственная безопасность, сохранение социального контроля территориями, традиционной культуры, условий для удовлетворения рекреационных потребностей общества), что вытекает из многофункционального характера отрасли и разветвлённой системы функций, дающих право на признание её приоритетным сектором экономики страны.

Общей предпосылкой восстановления производственного потенциала сельского хозяйства, преодоления его экономического и технологического отставания, технической модернизации и перехода на инновационный путь развития является привлечение в отрасль инвестиций, процесс финансирования которых для большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей затруднён из-за дефицита собственных средств.

 

1.2 Особенности кредитной  политики в аграрном секторе

 

Отраслевые и внутриотраслевые особенности сельского хозяйства, влияющие на организацию его кредитования, в концентрированном виде могут быть сведены к таким важным для банков характеристикам, определяющим доступ организаций к кредитным ресурсам, как уровень кредитоспособности сельскохозяйственных организаций и степень обеспеченности кредита залогом.

В целом, на основе анализа факторов, влияющих на организацию кредитования сельского хозяйства, можно сделать вывод о том, что в настоящее время специфические условия хозяйствования в аграрном секторе экономики и уникальность имеющегося в распоряжении имущества, которое может выступать обеспечением по кредиту, играют не в пользу последнего (такая ситуация характерна для большинства стран СНГ). Так, уровень рентабельности сельскохозяйственного производства на протяжении многих лет остается низким в сравнении с другими отраслями экономики, что делает его абсолютно неконкурентоспособным на рынке кредитных ресурсов. Кроме того, сельское хозяйство на современном этапе развития не в состоянии в полной мере обеспечить необходимый банкам в качестве обеспечения по кредиту ликвидный залог.

Следовательно, особенности ведения сельского хозяйства на современном этапе приводят к тому, что кредитование сельскохозяйственных организаций в основной своей массе без прямой поддержки государства невозможно.

В настоящее время участие государства в системе кредитования сельского хозяйства принимает следующие формы: административный отбор основных кредиторов и кредитополучателей, участвующих в государственных программах кредитования сельского хозяйства; установление строго целевого назначения кредита; предоставление бесплатных государственных гарантий по кредитам; контроль за выполнением условий получения льготного кредита; пополнение за счет средств бюджета уставных фондов банков, участвующих в кредитовании сельского хозяйства; компенсация части процентной ставки по кредитам для сельскохозяйственных организаций; списание просроченной безнадежной задолженности по кредитам, выданным сельскохозяйственным организациям.

Все формы участия государства в кредитовании сельского хозяйства тем или иным образом подчинены задаче реализации разработанных государственных программ по развитию АПК и приводят как к положительным, так и отрицательным результатам. Среди положительных моментов необходимо выделить обеспечение сельскохозяйственных организаций дешевыми кредитными ресурсами (установление процентной ставки ниже рыночной) для финансирования основных и оборотных фондов. К отрицательным - можно отнести снижение мотивации сельхозорганизаций к эффективной производственно-хозяйственной деятельности (ориентация на получение субсидий), а также ослабление тенденции к инновациям и внедрению новых кредитных продуктов в банковском секторе.

Кроме того, перспектива вступления России в ВТО вызывает необходимость видоизменения государственной поддержки сельского хозяйства, что, в свою очередь, требует формирования современной системы кредитования сельского хозяйства на основе рыночных принципов.

Банки, уполномоченные осуществлять кредитование сельского хозяйства, предоставляют кредиты следующим категориям заемщиков:

) непосредственно сельскохозяйственным  предприятиям;

) ремонтным, обслуживающим  организациям, заготовительным и  перерабатывающим сельскохозяйственную  продукцию организациям для выплаты  авансов по договорам контрактации  сельскохозяйственным организациям  за поставляемую ими сельхозпродукцию;

) организациям, уполномоченным  на закупку техники для последующей  поставки ее сельскохозяйственным  организациям;

) организациям, осуществляющим  строительство, реконструкцию и  ремонт производственных объектов  сельскохозяйственных предприятий.

Краткосрочное кредитование сельскохозяйственных организаций осуществляется в двух вариантах: путем прямого банковского кредитования и путем косвенного банковского кредитования через заготовительные, перерабатывающие сельхозпродукцию и другие организации АПК. На долю сельскохозяйственных организаций приходится только 18,4% выданных организациям АПК краткосрочных кредитов, остальные 71,6% выданы предприятиям, обслуживающим сельское хозяйство. В структуре краткосрочных кредитных вложений банков в сельское хозяйство наибольший удельный вес занимают кредиты на приобретение товарно-материальных ценностей (семян, кормов, горюче-смазочных материалов, запасных частей и т.п.) (50,2%) и на оплату труда (45,5%).

Однако наибольший удельный вес в кредитных вложениях банков в сельское хозяйство составляют долгосрочные кредитные вложения (86,8%). Надо отметить, что долгосрочное кредитование сельского хозяйства осуществляется в рамках Государственной программы развития АПК, в источниках финансирования которой 14% приходится на долю банковского кредита. При этом на сельское хозяйство, по оценке, приходится 38,3% полученных организациями АПК долгосрочных кредитов, остальные 61,7% - на обслуживающие организации. Основная часть получаемых долгосрочных кредитов в сельском хозяйстве расходуется на строительство производственных объектов и жилья для работников (70,6%) и на приобретение основных средств (16,0%).

Среди основных характеристик банковского кредитования сельского хозяйства в России можно выделить следующие: большой удельный вес кредитования сельскохозяйственных производителей в рамках государственных программ по развитию АПК; основными кредиторами сельского хозяйства являются банки с высокой долей участия государства в уставном капитале - «Россельхозбанк и «Сбербанк»; преобладание инвестиционных (долгосрочных) кредитов в кредитовании сельского хозяйства; компенсация части процентной ставки по выдаваемым сельскохозяйственным организациям кредитам; практика увеличения уставных капиталов сельскохозяйственных банков за счет бюджетных средств.

В перспективе на национальном уровне актуально приоритетное развитие крупно-товарных хозяйств как основы сельского хозяйства республики. С точки зрения организации кредитования, крупное производство имеет преимущества перед мелким в области доступа к кредитным ресурсам за счет предоставления необходимого залога, а также возврата полученного кредита за счет диверсификации производственной деятельности, сбыта произведенной продукции при минимизации издержек. В то же время индивидуальные организационно-правовые формы хозяйствования на селе имеют преимущества перед крупными в плане способности быстрой адаптации к изменяющимся условиям хозяйствования, высокой мотивации к труду и заинтересованности в результатах деятельности. Однако с позиции доступа к кредитным ресурсам, положение малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве осложняется недостаточностью залога, отсутствием интереса со стороны инвесторов, высокими организационными издержками на предоставление относительно небольшой суммы кредитов, но, тем не менее, оказывать им кредитную помощь крайне необходимо.

Именно фактор неоднородности производителей сельскохозяйственной продукции в России, определяющий специфику формирования и использования производственного потенциала различных категорий сельскохозяйственных производителей, при разработке системы кредитования сельского хозяйства должен учитываться в первую очередь.

Современная система сельскохозяйственного кредита должна быть сформирована на базе сочетания различных кредитных продуктов, учитывающих специфику каждой категории сельскохозяйственных производителей - крупных сельскохозяйственных производственных кооперативов, средних крестьянских (фермерских) хозяйств и мелких хозяйств населения.

Концептуальными основами построения кредитных отношений банковского сектора с сельским хозяйством на современном этапе должны стать:

признание сельского хозяйства в качестве отдельного сегмента прямого банковского кредитования в силу присущих ему отраслевых и внутриотраслевых особенностей;

Информация о работе Кредитная политика в аграрном секторе