Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 13:28, курсовая работа
Главным источником продовольствия выступает сельское хозяйство, которое является одной из важнейших отраслей экономики любого государства. Оно производит свыше 12% валового общественного продукта и более 15% национального дохода России, сосредотачивает 15,7% основных производственных фондов.
Самообеспеченность продовольствием зависит от состояния сельского хозяйства, именно оно дает жизненно необходимую продукцию: продукты питания и сырье для производства предметов потребления.
Введение
Глава 1. Теоретические основы аграрной политики государства
.1 Сущность системы кредитования сельского хозяйства
.2 Особенности кредитной политики в аграрном секторе
.3 Зарубежный опыт кредитования и возможности его применения в развитии сельского хозяйства России
Глава 2. Современное состояние сельскохозяйственного производства в Республике Алтай и влияние финансово-кредитной системы на его развитие
.1 Анализ современного состояния развития сельского хозяйства Республики Алтай
.2 Формы и методы кредитования в аграрном секторе Республики Алтай
Глава 3. Совершенствование системы сельскохозяйственного кредитования
.1 Государственное стимулирование и поддержка кредитной системой сельского хозяйства (на примере ОАО «Россельхозбанк»
.2 Основные направления развития сельскохозяйственного кредитования
Заключение
Список литературы
Определенная роль в кредитовании сельского хозяйства принадлежит коммерческим банкам. Их доля в сельскохозяйственном кредите колеблется от 32% в США, до 8% в ФРГ и чуть более 2% во Франции. Эти банки предлагают весь спектр финансовых операций. Предлагаемые ими ставки кредитного процента выше, чем в кооперативных банках. Коммерческие банки обеспечивают, в основном, краткосрочные, реже среднесрочные кредиты.
В некоторых странах заметное участие в кредитовании аграрной сферы принимают государственные организации, специализированные банки.
Для российского АПК представляет большой интерес опыт функционирования Государственного Сельскохозяйственного банка ФРГ, так как его создание и работа во многом схожа с теми условиями, в которых оказался сегодня российский аграрный сектор.
Анализ показывает, что специальные кредитные программы Государственного Сельскохозяйственного банка в течение многих лет стали показательными для системы аграрного кредита в Германии. Если сельскохозяйственные банки хотят рефинансировать кредиты в сельском хозяйстве своими средствами, процентные ставки специальных программ служат важными ориентирами при заключении договоров о кредитовании между сельскохозяйственными товаропроизводителями и доверенным банком. С точки зрения аграрной политики эти активные операции представляют собой центр работы банка.
Решающим моментом для успеха рефинансирующего банка является собственное положение на рынке капиталов, то есть возможность привлечь инвесторов для вложения капитала с наименьшими процентами. Поэтому наибольшее внимание должно уделяться созданию обширной имущественной базы. Кроме того, государству здесь придается основная роль, то есть субсидирующему банку обязательно необходимы государственные гарантии. Возможно также, по крайней мере, на начальном этапе, поддерживать инвестиции в определенные ценные бумаги посредством налоговых льгот. Пример Государственного Сельскохозяйственного банка показывает и то, что в долгосрочном плане можно найти международные источники рефинансирования.
Создание самостоятельной базы рефинансирования для сельского хозяйства и продовольственной индустрии требует не только собственной инициативы самого сельского хозяйства, но и готовности правительства предоставить субсидирующим банкам необходимые условия для существования на рынке. Пример Государственного Сельскохозяйственного банка ФРГ указывает на то, что по-прошествии стартового периода такая организация может стать самостоятельной и может выполнять задачу оказания содействия в политике совершенствования аграрной структуры, а также играть определенную роль в развитии отечественного рынка капиталов.
Таким образом, на основе проведенного анализа можно выделить следующие особенности организации сельскохозяйственного кредита в зарубежных странах, которые в определенной мере могут быть учтены при развитии кредитного дела и совершенствовании на этой основе кредитования отечественного аграрного сектора:
Роль кредита как источника капитала ограничена строгими правовыми рамками: в отношении сроков и порядка погашения займов, повышения стоимости кредита по мере увеличения объема заемных средств, действия принципа возрастающего риска, в соответствии с которым нарастание доли используемых хозяйством заемных средств вызывает неблагоприятные последствия для уровня рентабельности этого хозяйства.
Сроки погашения кредита находятся в прямой зависимости от функциональной направленности ссуды. Кратко- и среднесрочные кредиты используются для финансирования текущих затрат и пополнения оборотных средств, долгосрочные - на обновление и расширение основных фондов. Более половины задолженности фермеров приходится на долгосрочные ссуды.
Разнообразие способов погашения кредитов предоставляет фермеру широкий выбор оптимальных по экономическим параметрам видов выплаты ссуд соответственно его хозяйственным возможностям. Льготный режим кредитования расширяет доступ к кредитным ресурсам всем слоям сельскохозяйственных производителей.
Отличительной особенностью финансового обеспечения АПК многих зарубежных стран является установление существенных льгот производителям, как правило, за счет субсидирования государством выплат процентных ставок по банковским кредитам, его участием в финансировании различных проектов.
Финансовым обслуживанием фермеров занимается разветвленная сеть коммерческих, кооперативных и специализированных банков, страховых компаний, сберегательных касс и других кредитных институтов. В ряде стран широко развиты различные формы небанковского кредитования, через которые осуществляется целевое кредитование.
Банковская система в АПК зарубежных стран - это сложный механизм, при этом практически в каждой стране имеется своя специфика в организации обеспечения финансовыми ресурсами предприятий. Например, во Франции, Швеции, Нидерландах и Израиле большинство финансовых операций в агропромышленном комплексе осуществляется посредством одного-двух крупных специализированных банков. В США и ФРГ финансовая система АПК включает разнообразные финансовые институты.
В конце ХIХ в. «отцом» кредитной кооперации - Райфайзеном были сформулированы и успешно внедрены в практику следующие принципы кредитования сельского хозяйства. Первый принцип Райфайзена - совместное занятие денег многими, объединенными в союз крестьянами под круговую поруку, и обеспечение всем имуществом членов - позволял брать деньги в кредит сразу крупными суммами, что было экономически выгодно как для банков (размеры ссуды были достаточными, чтобы покрыть процентами с нее издержки по обслуживанию долга), так и для крестьян (сумма денег была настолько крупна, что весьма небольшой процент с них вполне окупал поездки в банк). Важнейшим из правил Райфайзена является указание, что товарищество, получившее под общую ответственность деньги, должно давать их своим членам только на производственные нужды.
Изучение мирового опыта кредитования сельского хозяйства показало, что указанные принципы являются основанием кредитной политики в ряде стран и в настоящее время.
С учетом мирового опыта кредитования сельского хозяйства, а также исторического опыта функционирования земельных банков приоритетом в решении проблемы получения доступного, долгосрочного и достаточного кредита российскими сельскохозяйственными товаропроизводителями должна быть организация процесса управления денежными потоками, а не разработка механизма залога земли.
В этой связи необходимы нетрадиционные формы кооперации в системе производитель - банк - инвестор - посредник на основе заинтересованности всех сторон в получении гарантированного дохода с земли. В основу взаимоотношений должен быть положен механизм преобразования потенциальной земельной ренты в реальную с последующим разделением реально полученной земельной ренты.
«Механизм реализации данной идеи предполагает включение в оборот ценных бумаг, а также законодательное подтверждение правомочия структур, взявших на себя обязанность обеспечить источники финансирования, управлять развитием хозяйств».
В качестве организационной формы регулярно функционирующего рынка земли сельскохозяйственного назначения целесообразно создать крестьянскую инвестиционно-земельную биржу для обслуживания операций по земельно-рентному обороту. Такая структура необходима для реализации программы повышения почвенного плодородия, разработки и внедрения экологически чистых производств, а также для практического осуществления целевых функций платного землепользования. Предлагаемые роль и структура крестьянской инвестиционно-земельной биржи, а также функции биржевых органов приведены ниже.
Роль крестьянской инвестиционно-земельной биржи:
. Выступает гарантом выпуска
и размещения заемных
. Мобилизует долгосрочный ссудный капитал.
. Предоставляет ссудный
капитал сельским
. Предоставляет кредиты покупателям ценных бумаг.
. Проводит залоговые операции с ценными бумагами.
. Обеспечивает ситуационными
прогнозами об изменениях
. Оказывает консультационные и образовательные услуги.
Важное место в деятельности структуры, обеспечивающей земельно-рентный оборот, должно отводиться практической реализации стимулирующей функции налогов через обоснование сокращения налоговых платежей. В условиях дефицита бюджета всех уровней проблематичным представляется выделение средств для образования еще одной структуры, работающей в области сельского хозяйства. Поэтому крестьянскую инвестиционно-земельную биржу возможно создать как акционерное общество открытого типа, формирующее капитал путем выпуска и размещения ценных бумаг. В качестве ее учредителей могли бы выступить такие потенциальные инвесторы сельского хозяйства, как финансово-промышленные группы, коммерческие банки, консорциумы, федеральная продовольственная корпорация, а также местные органы самоуправления, прежде всего областные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, охраны окружающей среды и природных ресурсов, управления сельского хозяйства краев и областей. Они могли бы стать гарантами финансового обеспечения выпускаемых биржей ценных бумаг.
Становясь акционерами биржи, товаропроизводители приобретают право на получение кредита и дивидендов по ценным бумагам биржи.
Поскольку цель создания крестьянской инвестиционно-земельной биржи - защищать интересы тружеников села, поэтому контрольный пакет акций (51%) необходимо разместить среди сельских товаропроизводителей, а остальные акции - среди всех прочих инвесторов.
Предполагается, что кредит сельским товаропроизводителям будет выдаваться под залог приобретаемых ими акций биржи при вступлении в состав ее акционеров со своим имуществом, включая землю. Выдача кредита под залог выпускаемых ценных бумаг практикуется рядом кредитных организаций. Например, сбербанк выдает кредит под залог выпускаемых им ценных бумаг - сберегательных сертификатов. При невозврате кредита заемщик (сельский товаропроизводитель), потеряет предмет залога и соответственно лишится возможности получения дивидендов по акциям биржи и кредита в дальнейшем. Однако он сохраняет основное свое достояние - землю, необходимую для продолжения производства.
Представляется, что такая схема будет более удобной для сельских товаропроизводителей.
Глава 2. Современное состояние сельскохозяйственного производства в Республике Алтай и влияние финансово-кредитной системы на его развитие
.1 Анализ современного состояния развития сельского хозяйства Республики Алтай
На развитие сельского хозяйства оказывают влияние не только стабильность финансирования, но и самый непредсказуемый фактор - природа, от капризов которой еще никто не застрахован на сто процентов. Тем не менее, несмотря на все погодные аномалии и экономические кризисы, работники сельского хозяйства Республики Алтай не сбавляют показателей.
Между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Алтай ежегодно заключаются соглашения «О реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», а также «О реализации республиканских ведомственных целевых программ развития мясного и молочного скотоводства на 2009-2012 годы». В рамках исполнения этих документов наш субъект берет на себя определенные обязательства в сфере АПК. В частности, Республика Алтай, начиная с 2008 года, ежегодно должна увеличивать производство всех видов сельхозпродукции в среднем на 3% к предыдущему году. По итогам четырехлетнего периода реализации госпрограммы, можно констатировать, что взятые на себя обязательства Республика выполняет.
По предварительной информации Алтайстата, в 2011 году выпуск продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составил 7456,9 миллионов руб., индекс физического объема производства продукции сельского хозяйства составил 103% к уровню 2010 года. В целом по республике поголовье всех видов сельскохозяйственных животных во всех категориях хозяйств за январь-декабрь 2011 года составило 365 тысяч условных голов, что на 9,2% выше аналогичного уровня 2010 года.
За период 2008 по 2011 год во всех категориях хозяйств поголовье крупного рогатого скота увеличилось с 164,6 до 203,8 тыс. голов, прирост численности поголовья составил 39,2 тыс. голов (23,8%). Поголовье овец и коз увеличилось с 562,2 тыс. голов до 582,1 тыс. голов, прирост составил 19,9 тыс. голов (3,5%). Лошадей - с 75,8 тыс. голов до 108,0 тысяч голов, прирост составил 32,2 тыс. голов (42,5%). Маралов - с 54,4 до 55,0 тыс. голов, прирост составил 0,6 тыс. голов (0,9%).
В сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей поголовье табунных лошадей составляет 43,9 тысячи голов, что больше плановых показателей на 83% или на 19,9 тысячи голов. Маточное поголовье овец и коз также больше плановых показателей на 30,5 %, или на 48,2 тысяч голов и составляет 185 тысяч голов.
Полностью оправдала себя программа по созданию откормочных площадок.
Производство на убой всех видов скота и птицы в живой массе во всех категориях хозяйств в 2011 году составило 42,4 тысяч тонн, что составляет 103,4% к уровню 2010 года, здесь наибольшую динамику развития показывают крестьянско-фермерские хозяйства - 9,6 тыс. тонн (110%), а также хозяйства населения - 29,1 тыс. тонн (на 103 %). В сравнении с уровнем 2008 года данный показатель увеличился на 13%.
Весомый вклад в формирование этих показателей внесли откормочные площадки, создаваемые в 2009-2011 годах по регионально-значимой программе «Развитие мясного скотоводства Республики Алтай на 2009-2012 годы». Общая сумма средств, выделенных в виде субсидий на создание скотомест, составила более 85 миллионов рублей. Всего за 2010-2012 годы планируется поставить на откорм 13 761 голов молодняка крупного рогатого скота.
Только в Усть-Коксинском районе за три года субсидия была предоставлена 23 хозяйствам, в целом на строительство откормочных площадок было выделено порядка 16 миллионов рублей.
Благодаря поддержке федерального правительства, а также правительства Республики Алтай удается реализовывать программу развития молочного скотоводства. В рамках программы в республике реализуется инвестиционный проект по строительству малых молочных ферм. Всего в программе принимают участие восемь хозяйств Шебалинского, Чойского, Онгудайского, Усть-Канского и Усть-Коксинского районов.
На создание малых молочных ферм Минсельхозом Республики Алтай выплачено из республиканского бюджета более 19 с половиной миллионов рублей, в том числе: субсидии на приобретение племенного скота - 10 814,88 тыс. рублей, на создание скотомест (аванс) - 8750 тыс. рублей. По состоянию на 1 января 2012 г. строительная готовность ферм составила от 15 до 92 процентов. В лидерах по темпам создания - ИП «Шубин» в Чойском и СПК ПКЗ «Амурский» в Усть-Коксинском районе на 50 скотомест каждая.
Успешно реализуется программа по предоставлению сельскохозяйственным предприятиям льготного топлива.