Кредитная политика в аграрном секторе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Главным источником продовольствия выступает сельское хозяйство, которое является одной из важнейших отраслей экономики любого государства. Оно производит свыше 12% валового общественного продукта и более 15% национального дохода России, сосредотачивает 15,7% основных производственных фондов.
Самообеспеченность продовольствием зависит от состояния сельского хозяйства, именно оно дает жизненно необходимую продукцию: продукты питания и сырье для производства предметов потребления.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы аграрной политики государства
.1 Сущность системы кредитования сельского хозяйства
.2 Особенности кредитной политики в аграрном секторе
.3 Зарубежный опыт кредитования и возможности его применения в развитии сельского хозяйства России
Глава 2. Современное состояние сельскохозяйственного производства в Республике Алтай и влияние финансово-кредитной системы на его развитие
.1 Анализ современного состояния развития сельского хозяйства Республики Алтай
.2 Формы и методы кредитования в аграрном секторе Республики Алтай
Глава 3. Совершенствование системы сельскохозяйственного кредитования
.1 Государственное стимулирование и поддержка кредитной системой сельского хозяйства (на примере ОАО «Россельхозбанк»
.2 Основные направления развития сельскохозяйственного кредитования
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

кредитная политика.docx

— 82.34 Кб (Скачать файл)

Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» продлена до 2013 года. До настоящего времени Республика Алтай обеспечивает достойное финансирование всем программным мероприятиям. Таким, как мероприятия по развитию газификации, электроснабжения, культурно-досуговой деятельности, сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности, а также водоснабжения в сельской местности и улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

В последние годы государство активно поддерживает АПК России в целом и Республику Алтай в частности. Только в 2011 году объем средств государственной поддержки, перечисленных на счета сельхозтоваропроизводителей из средств федерального и республиканского бюджетов, составил 751,2 миллиона руб., в том числе из федерального бюджета - 462,2 миллиона руб. и из республиканского - 289 миллионов руб. В сравнении с уровнем 2008 года, объем государственной поддержки увеличился в 1,9 раза.

Минсельхозом РФ разработана Государственная программа на 2013-2020 годы, которая и определяет долгосрочные перспективы АПК. В настоящее время данный документ находится на этапе согласования. Аналогичные программы будут разрабатываться и на уровне субъектов России, в том числе и в Республике Алтай.

Ключевыми целями Госпрограммы останутся обеспечение продовольственной безопасности, поддержание достаточного уровня доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, а также комплексное развитие социальной сферы села.

Кроме того, наряду с поддержкой животноводства, растениеводства, устойчивым развитием сельских территорий и дальнейшим совершенствованием системы информационного обеспечения отрасли, в предстоящем периоде приоритетными направлениями станут:

. Развитие:

а) инфраструктуры агропродовольственного рынка;

б) фермерства и малых форм хозяйствования;

в) экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

. Модернизация пищевой  и перерабатывающей промышленности.

. Реализация комплекса  стратегических мер, направленных  на снижение рисков неблагоприятных  природно-климатических условий  в сельском хозяйстве (мелиорация  и страхование).

Общероссийский объем финансирования Госпрограммы до 2020 года - 2 триллиона 483 миллиарда рублей. Государственная программа состоит из шести подпрограмм и трех ФЦП (федеральных целевых программ): «Социальное развитие села до 2013 года», «Устойчивое развитие сельских территорий до 2020 года», «Развитие мелиорации до 2020 года».

Каждая подпрограмма включает четыре блока основных мероприятий: производство, переработка, развитие инфраструктуры и регулирование рынков, кредитование и страхование.

Особое внимание федеральный центр намерен уделить развитию малых форм хозяйствования. Этим обусловлены следующие мероприятия: поддержка начинающих фермеров, развитие семейных животноводческих ферм, кредитование малых форм хозяйствования, оформление земли в собственность.

Реализация разработанной Госпрограммы обеспечит положительную динамику развития отрасли до 2020 года.

Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования предусматривает субсидирование части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам (проект Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы).

Государственная поддержка является необходимым условием развития сельского хозяйства Республики Алтай на современном этапе, так как практически все организации и компании Республики Алтай испытывают в настоящее время проблемы, связанные с последствиями финансового кризиса, когда была нарушена стабильность их функционирования.

Основная часть сельскохозяйственных предприятий республики относится к малому бизнесу. В свете последних изменений в экономике республики особое значение для социально-экономического развития субъекта принимает развитие малого предпринимательства. Формирование среднего класса становится стратегической задачей повышения политической, экономической и социальной стабильности в регионе. Решение этой задачи требует создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития малого и среднего предпринимательства, которое способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, снижает остроту безработицы.

Современное состояние крестьянских хозяйств в Республике Алтай является довольно сложным, одной из причин является противоречивость мнений о путях поддержания этого вида предпринимательской деятельности. Государственная политика в отношении малого бизнеса в сельском хозяйстве декларирует поддержку в решении его финансовых проблем. В развитии и поддержке малого предпринимательства значительная роль принадлежит институционально-организационным механизмам и мерам государственного регулирования, имеющим некоторые особенности в структурной системе государственной поддержки малого предпринимательства Российской Федерации. На современном этапе происходят положительные изменения в мерах поддержки крестьянских хозяйств: применяются как прямые, так и косвенные меры поддержки.

Однако по-прежнему наблюдается несовпадение между запланированными и реализованными мероприятиями поддержки из-за несовершенств в законодательстве, непроработанности механизмов реализации. Проведение эффективной политики поддержки мелких сельхозпроизводителей осложняется тем, что нередко государственные органы не обладают полной, достоверной и своевременной информацией о состоянии процессов в этом бизнесе, как в целом, так и по отдельным проблемным направлениям.

К основным проблемам малых сельхозорганизаций Республики Алтай относятся:

высокий уровень дебиторской и кредиторской задолженностей;

неадекватные действия по адаптации к процессам повышения цен;

ориентация на внутренний рынок, повышающая степень зависимости от конъюнктурных перепадов цен на различные товары и услуги.

Снижение платежеспособного спроса на внутреннем рынке республики на товары и услуги малых сельхозорганизаций окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит организации сокращать издержки за счет уменьшения объема выпуска продукции, приостановки планов собственного развития и расширения деятельности.

Мелкие сельхозпредприниматели имеют ограниченные возможности обращения за банковским кредитом. Они привлекают кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки кормов. Таким образом, в источниках финансовых ресурсов малых организаций велика доля краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако коммерческие банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не могут удовлетворить спроса со стороны крестьянских хозяйств на получение краткосрочных кредитов.

В значительной степени для сельхозпредпринимателей республики доступность на финансовый и денежный рынки затруднена, что связано со следующими проблемами:

высокие процентные ставки по кредитам при низкой рентабельности капитала у этих организаций;

рискованное финансовое положение предприятий сельского хозяйства в связи с сезонностью производства;

отсутствие кредитной истории у многих предпринимателей.

Сельскохозяйственные организации имеют относительно высокую капиталоемкость одновременно при относительно низком уровне рентабельности.

Следующая проблема - специфические требования рынка. Финансирование получают компании с операционной историей больше года и с устойчивым финансовым положением, имеющие постоянную прибыль и понимание того, как будет развиваться их бизнес.

В настоящее время в Республике Алтай формируется рынок финансовых услуг для малого сельскохозяйственного бизнеса. Этот рынок требует правовой поддержки и нормативно-правового обеспечения.

 

2.2 Формы и методы кредитования  в аграрном секторе Республики  Алтай

 

В Республике Алтай регулирование операций по кредитованию субъектов АПК осуществляется Законом Республики Алтай «О республиканском бюджете на плановый период 2012 и 2013 годов», Законом Республики Алтай от 17.10.2008 № 71-РЗ «О республиканской целевой программе «Развитие АПК Республики Алтай на 2008-2013 годы», «Стратегией социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года», утверждённой Законом Республики Алтай от 25.09.2008 № 83-РЗ, «Комплексными программами социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Алтай на 2008-2022 годы» и пр.

Агропромышленный комплекс Республики Алтай (далее - АПК) является основным сектором экономики Республики Алтай. В состав АПК Республики Алтай входят около 110 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, 1300 крестьянских (фермерских) хозяйств, более 53747 хозяйств населения, имеющих скот, 49 молочных, 7 мясоперерабатывающих, 79 мараловодческих хозяйств, 44 потребительских кооперативов. В Республике Алтай имеется достаточно высокий производственный и ресурсный потенциал для развития сельского хозяйства.

Стратегические задачи в аграрной отрасли на период 2011 - 2017 связаны с ростом бюджетной поддержки и повышением инвестиционной привлекательности конкретных объектов, направлений деятельности и территорий.

Благодаря реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» возросли возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей в краткосрочном и долгосрочном кредитовании. Активизировался инвестиционный процесс. Мероприятия, проводимые в рамках данного проекта, по обновлению генофонда, увеличению численности животных способствовали росту производства животноводческой продукции.

В Республике Алтай в 2011 году выросло финансирование развития агропромышленного комплекса региона более чем в два раза по сравнению с прошлым годом - с 696 миллионов до 1,445 миллиарда рублей; всего на развитие АПК до 2017 года будет затрачено около 11,823 миллиарда рублей.

В 2010 году государственная поддержка АПК составила 696 миллионов рублей, в этом году запускается целевая программа по развитию сельского хозяйства до 2017 года. Она создана в первую очередь для устойчивого развития сельских территорий региона, большая часть которых находится в горных районах. Кроме того, растёт конкурентоспособность республиканской сельскохозяйственной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Финансирование программы трехуровневое: около 9,218 миллиарда - это средства республиканского бюджета, порядка 780 миллионов - бюджеты муниципальных образований и часть средств, почти 1,827 миллиарда рублей, будет привлечена из внебюджетных источников, в том числе за счет собственных средств жителей, участвующих в программе по социальному развитию села.

Если в 2010 году основными направлениями поддержки было предоставление субсидий сельхозпредпринимателям на возмещение части затрат по кредитам и поддержка мясного, молочного, а также племенного животноводства, то в этом году список мероприятий расширяется. Это работы по строительству, реконструкции и восстановлению мелиоративных систем, в том числе обводнение пастбищ; научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы в сфере животноводства, растениеводства, рыбоводства, переработки сельскохозпродукции, производства, плодородия почв.

Планируется создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства региона. Будут активно развиваться отрасли животноводства и растениеводства. В том числе важным моментом является создание инновационного комплекса по производству высококачественной мясной продукции.

Важным аспектом является техническая и технологическая модернизация отрасли, а также мероприятия по снижению рисков в сельском хозяйстве.

В регионе будет создана индустрия кормопроизводства, осуществлен ввод залежных земель в сельскохозяйственный оборот. Большое внимание будет уделено развитию и поддержке пантового оленеводства, овцеводства, козоводства и табунного животноводства.

В 2009 г. приток кредитных ресурсов в АПК увеличился на 10 % по сравнению с предыдущим годом и составил 412 млрд. руб., из которых 73 % - краткосрочные кредиты, 27% - инвестиционные. Объемы наиболее востребованного краткосрочного кредитования удалось повысить более чем на треть. В то же время объемы инвестиционных кредитов снизились.

Повышение доступности кредитов обеспечивается предоставлением субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в коммерческих банках и сельскохозяйственных кредитных кооперативах сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и организациями, осуществляющими первичную и последующую переработку сельскохозяйственной продукции. Из федерального бюджета в 2009 г. было выплачено 58,4 млрд. руб. На 2010 г. планируется выделить уже 68 млрд. руб. (63,2% всех средств Госпрограммы).

С 2010 г. субсидируемые инвестиционные кредиты предоставляются на срок до 10 лет организациям, осуществляющим первичную подработку и хранение зерна на строительство, реконструкцию и модернизацию мощностей и приобретение оборудования для первичной подработки и хранения зерна, в связи с тем, что приоритетным направлением растениеводства становится ориентированное на экспорт зернопроизводство, требующее соответствующего развития инфраструктуры.

В связи с финансово-экономическим кризисом органы государственной власти оперативно отреагировали на проблемы в банковской системе, реализовав меры антикризисной политики.

Крупнейшими участниками рынка кредитных ресурсов в агропромышленном комплексе (со стороны предложения) являются такие крупные банки, как «Сбербанк», «Россельхозбанк», «Внешэкономбанк» и другие.

Одной из важнейших задач Госпрограммы было увеличение доступности заемных средств для сельхозтоваропроизводителей, что позволило бы им модернизировать свои основные фонды и пополнять ежегодно оборотные средства. Эта задача была выполнена. Только за период 2004-2008 гг. субсидировано более 19 тыс. кредитных договоров по инвестиционным проектам сельхозтоваропроизводителей и организаций АПК. Заемные средства стали реально доступны, что отразилось в структуре сводного баланса сельскохозяйственных организаций России. Доля долгосрочных кредитов и займов выросла в валюте баланса с 6,5 в 2004 г. до 27% в 2009 г. При этом просроченная кредиторская задолженность перестала выполнять роль источника пополнения оборотных средств, - на конец 2009 г. ее величина составила всего 8,8%. Программа субсидирования процентных ставок инициировала увеличение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, в т.ч. и за счет иностранных инвестиций.

Информация о работе Кредитная политика в аграрном секторе