Лекции по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:44, курс лекций

Краткое описание

Предмет микроэкономики
Микроэкономика- составная часть эконимич. Науки, которая изучает экономические взаимоотношения между людьми и определяет общие закономерности хоз. Деятельности. Микроэкономика рассматривает принципы принятия решений хоз-ными субъектами, при этом отмечается, что каждый экономич. Субъект действует в условиях рыночной экономики, принимает решения и обладает свободой и суверенитетом. Микроэкономика изучает поведение субъектов хоз. деятельности, когда они выступают в различных ролях (продавец-покупатель) и разных рыночных ситуациях. Она формулирует те принципы, которыми руководствуются субъекты хоз. дея-ти при принятии решений.

Вложенные файлы: 1 файл

mikroekonomika_111_m_-_kopia.doc

— 911.00 Кб (Скачать файл)

  НА графике цена товара Р превышает средние общие издержки АС (АТС), и фирма получает прибыль, которая больше нормальной (прямоугольник РВААС)

 

 

 

  1. Равновесие фирмы монополистического конкурента в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде цена и объем могут изменяться. Особенности долгосрочного равновесия чистого монополиста обусловлены следующими факторами:

- существование  отраслевых барьеров

- действием эффектов  от масштабов

- особенностями  спроса, изменениями его величины  и эластичности

Эффект масштаба незначительный-эффективны и мелкие и средние фирмы, если они могут предложить товар, соответствующий запросам и по соответственной цене. Вопрос об объеме выпуска и цене решается самостоятельно в соответствии со спросом.

Если монополист несет убытки, то в долгосрочном периоде он предпочтет закрыть пр-во и уйти из отрасли, а если получает экономическую прибыль, то благодаря существованию отраслевых барьеров он может сохранить ее. Особенность монополии заключается в способности удерживать экономическую прибыль в долгосрочном периоде.

  Издержки  в этом периоде изменяются. Монополист  может использовать эффект экономии  от масштабов, снижая долгосрочные  средние издержки.

 Кривая спроса  на монополистическом рынке имеет  небольшой отрицательный наклон-спрос  на прод-цию отдельной фирмы на данном рынке менее эластичен, чем на рынке чистой конк-ции, но более эластичен, чем на рынке чистой монополии(покупатель имеет выбор, на рынке чистой монополии выбора нет). Степень эластичности на этом рынке зависит от числа фирм-конкурентов, а также от степени дифференциации на рынке товара.

Предложение на данном рынке менее эластичное, чем  на рынке чистой монополии и чистой конкуренции. В основе дифференциации цен лежит различие в потребительских  св-вах товаров одного назначения, но выпускаемых различными фирмами.

Цель фирм на рынке монополистической конкуренции-максимизировать  прибыль.для монополизации прибыли  фирма будет производить такой  объем продаж, при котором доход=предельным издержкам MR=MC. Но необходимо правильно установить цену на свою прод-цию, использовать неценовые факторы, т.е. фирма должна умело манипулировать ценой и неценовыми факторами. Оптимальное сочетание объема выпуска, цен, использование неценовых факторов находится методом проб и ошибок = >необходимо участие менеджеров и маркетологов. В условиях монополистической конк-ции фирмы производят меньше прод-ции, чем фирмы-чистые конкуренты, и реализуют по большим ценам.

В долгосрочном периоде на рынке монополистической  конк-ции есть тенденции к получению  нормальной прибыли, равновесию фирм.

 

  1. Монополистическая конкуренция и эффективность

Монополистической конкуренцией называют рыночную структуру, которая предполагает наличие большого числа фирм, для нее характерна легкость входа в отрасль и  выхода из нее. Однако продукция различных фирм дифференцирована.

Признаки  МК:

- значительное  число фирм на рынке и высокая  степень конкуренции.

- фирмы производят  дифференцированные продукты( диффенециация  продукта- кач-ная разнородность  однотипных продуктов, т.е. каждый  товар в какой-то степени уникален и вместе с тем имеет массу более или менее похожих на него товаров- аналогов)

-реклама фирмами  своих товаров и продвижение  их на рынок

- новые фирмы  легко могут войти в данную  отрасль.

  Из наличия  большого числа фирм вытекает  несколько особенностей монополистической конкуренции. Каждая фирма обладает небольшой долей рынка, поэтому имеет ограниченный контроль над ценой. Невозможен тайный сговор с целью искусственного повышения цен или ограничения пр-ва. Так же можно не учитывать реакцию конкурентов, т.к. влияние действий одной фирмы на всех остальных очень незначительно.

 По сущ-ву  МК- это совершенная конкуренция  плюс дифференциация продукции. 

  Рынок хар-тся  дифференциацией продукции, когда  покупатели рассматривают продукты  конкурентов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые.

  Фирма может  не учитывать ответную реакцию  конкурентов на свои действия, т.к. каждый из них оказывает  ничтожное воздействие на общие  условия реализации продукта.

   Объм  сбыта ограничен и определяется такими факторами как рыночная цена, особенности продукта и величина расходов на ркламу.

 

  1. Неценовая конкуренция и ее издержки

Характерной чертой монополистического рынка является сочетание ценовой и неценовой  конкуренции. На этом рынке особенно велика роль неценовой конкуренции.

Неценовая конкуренция- действия фирм, направленные на привлечение  покупателя повышением ценности товара для потребителя.

К методам неценовой  конкуренции относятся - улучшение кач-ва товара; - приспособление его к нуждам конкретной группы потребителей; - создание принципиально нового вида продукции; -совершенствование сервиса; -реклама.

  Фирмы весьма  активно используют возможности  усиления конкурентной способности  своих товаров. Конечно, это  увеличивает издержки, но фирмы  идут на такое увеличение при условии, что увеличивающийся вследствие этого спрос на продукцию превысит расходы на рекламу и другие мероприятия связанные с повышением престижности товара. Таким образом, фирмы в условиях монополистической конкуренции для обеспечения максимальной прибыли должны использовать 3 важнейших фактора: цену, продукт и рекламно- пропагандистскую деятельность. Разная комбинация этих переменных может обеспечить равновеликую прибыль, поэтому фирмы на рынке всегда находятся в поиске вариантов наиболее удобной продажи товаров с целью максимизации прибыли.

 

  1. Основные признаки олигополии.

Олигополия – рыночная структура, в которой большая часть продаж совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену.

Характерные черты олигополии:

  1. На рынке доминирует небольшое количество фирм.
  2. Олигопольные фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную монопольную власть над ценой.
  3. Кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер.
  4. Главная черта олигопольного рынка –  в тесной взаимосвязи и взаимозависимости фирм друг от друга. Каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска.
  5. Существуют значительные барьеры для входа новых фирм в отрасль.

Последствия всеобщей взаимосвязи: 1. нельзя оценить спрос; 2. нельзя определить MR; 3. нельзя определить P* (равновесная цена) и Q* (равновесный объем продаж).

 

Такая неопределенность рыночного поведения порождает множественность моделей олигополии, которые делятся на модели кооперативного и некооперативного поведения.

В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и  объема выпуска. Кооперативное поведение  означает, что фирмы сообща решают эти вопросы.

 

  1. Типология моделей олигополии (картель), модель Курно.

Учитывается, что  фирмам в условиях олигополии  зачастую выгодно, определив объем пр-ва, который  максимизирует общую прибыль  отрасли, разделить рынок между  собой, учредив таким образом  картель.

Картель- оформленное соглашение между фирмами о разделе рынка и поддержании согласования цен. Оно может предусматривать

- установление  объемов выпуска для всех участников

- цены на продаваемый  товар или покупаемые ресурсы

- раздел  рынков  сбыта.

Анализ рыночного  равновесия фирм-олигополистов, которые организуются в картель для раздела рынка, аналогичен анализу равновесия фирмы- монополиста.

Вариантов равновесия в ситуации с картелем может быть несколько.

 Нельзя исключать,  что кто-либо из членов картеля  попытается увеличить собственный объем продаж, перейдя на более низкую кривую в расчете, что другие участники сохранят оговоренный объем продаж. Тот, кто первым решится смошенничать и нарушить правила раздела рынков, окажется в выигрыше. Чтобы картель устойчиво существовал, он должен иметь возможности для наказания своих участников за подобное поведение.

 

Модель с одновременным  установлением объемов выпска (равновесие Курно) соответствует стратегии, при  которой каждая из 2 фирм строит предположения  в отношении кол-ва товара, выставляемого на продажу другой фирмой. Фирма 1, выпуская кол-во товара Q

1 ожидает, что  фирма 2 произведет продукцию  в объеме Q20 . и наоборот. Таким образом ф-ции реакции обеих фирм следующие:

Q1= f (Q2 0)    , Q2 = f(Q1 0)

 

  1. Типология моделей олигополии (модель лидерства в ценах).

В модели лидерства  по объему фирмы принимают решения  относительно объемов пр-ва товаров.\

Фирма-лидер, преследуя  цель максимизации прибыли, решает, сколько  продукции производить и продавать. Ведомый ( фирма 2) так же желает максимизировать свою прибыль, но на его выбор влияет выбор лидера. Рыночная цена Р зависит от суммарного объема продаж обеих фирм и , т.к. товары в отрасли стандартизированны, одинакова для всех фирм в отрасли.

Чем больше суммарный  объем продаж, тем меньшими будут рыночные цены. И чем больше товаров выпустит на рынок фирма- лидер, тем меньшими будут возможности продавать товар у фирмы-ведомого. Если фирма 1 принимает решение ничего не производить, то фирма 2 становится монополистом и получает макс. Объем прибыли. Соответственено чем больше будет производить и продавать фирма 1, тем тем меньшая доля рынка придется на фирму 2.Ззадача лидера – выбрать такой объем пр-ва и продаж, чтобы максимизировать собственную прибыль, но для этого необхолимо учитывать реакцию ведомого.

  В модели  лидерства по ценам предполагается, что фирмы производят однородный  товар и продают его по одинаковой  цене, устанавливаемой лидером. Ведомый,  отталкиваясь от заданной цены, оптимизирует свой объем продаж, стремясь максимизировать прибыль. Фирма- лидер понимае, что при установлении цены Р фирма- ведомый поставит на рынок кол-во товара Q =  f(P). В этом случае объем пр-ва фирмы лидера составит:

Q1 = Q – Q2

Таким образом, спрос на прдукцию фирмы- лидера равен  разнице между общим рыночным спросом и предложением ведомого. первая, чтобы максимизировать прибыль выберет такое сочетание цены и объема пр-ва, при котором предельные издержки = предельному доходу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Модель ломаной кривой спроса(модель Суизи).

Модель была разработана в 1939 г. экономистом  Полем Суизи. Основная задача автора модели — объяснить жесткость цен в условиях некооперируемой олигополии. Предположим, что три крупных фирмы А, В и С производят практически однородный товар и владеют каждая 1/3 рынка. Все три фирмы продают свою продукцию по общей цене P*. Объем продаж фирмы А при данной цене составляет Q*. Как отреагируют олигополисты В и С, если фирма А в одностороннем порядке решит изменить цены на свою продукцию? Если фирма А понижает свои цены ниже уровня сложившейся цены Р*, то ее конкуренты скорее всего последуют ее примеру, чтобы не потерять своих покупателей и не допустить укрепления фирмы А за их счет. Если фирма А повышает свои цены выше сложившейся в отрасли цены Р*, то скорее всего фирмы В и С не последуют ее примеру, поскольку, в этом случае они, ничего не предпринимая, расширят свои доли рынка за счет части покупателей фирмы А. Можно предположить, что если на олигопольном рынке конкуренты игнорируют повышение цен, но реагируют соответствующим образом на понижение цен, то кривая спроса фирмы А будет иметь различный наклон выше и ниже уровня преобладающей цены. Перегиб кривой спроса в точке преобладающей цены имеет своим следствием разрыв кривой предельного дохода на участке ВС.

 

Предположим, что  кривая предельных издержек МС фирмы проходит через разрыв ВС. Оптимальный объем производства равен Q*, а оптимальная цена Р*. Если по каким-то причинам издержки возрастают и кривая МС смещается вправо в пределах отрезка ВС (например, в положение МС`), то ни оптимальный объем, ни оптимальная цена не поменяются. Аналогичным образом можно рассмотреть ситуацию, когда меняется рыночный спрос. Увеличение рыночного спроса и соответствующее смещение кривой предельного дохода вызовут прирост оптимального объема, но сохранят неизменной рыночную цену. Модель ломаной кривой спроса, по мысли ее создателя, позволяет объяснить причину стабильности цен на олигопольном рынке при небольшом изменении издержек или рыночного спроса на продукцию.

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"