Лекции по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:03, курс лекций

Краткое описание

Мировая экономика – это совокупность взаимозависимых национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений. Прежде чем международные экономические отношения приняли форму современных, и возникло такое явление, как мировая экономика, человечество прошло ряд этапов. Этапы становления и развития мировой экономики 1) XV-XVII вв. Возникновение мирового хозяйства. Мировое хозяйство – система национальных хозяйств (национально-государственных экономических структур) и транснациональных структур, многоукладное и многомерное экономическое пространство, в рамках которого на основе объективных экономических закономерностей интернационализации хозяйственной жизни осуществляется взаимодействие различных хозяйствующих субъектов. Основными характеристиками данного этапа является зарождение мирового капиталистического рынка (великие географические открытия, появление колонии, революция цен, мануфактурный период). 2) XVII – первая половина XIX в.

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 296.14 Кб (Скачать файл)

Особенности конкуренции на различных этажах рынка определяют степень тарифной защиты государством своего внутреннего рынка. Наименьшего протекционизма требуют  обычно рынки базовых ресурсов. Рынки полуобработанных продуктов защищаются в 2,5- 3,6 раза сильнее, чем внутренние рынки сырья и топлива. Наиболее чувствительны к внешней конкуренции производители готовых изделий, поэтому рынки готовых изделий в 4,3-7,8 раза сильнее защищаются государством, причем внутри группы готовых изделий больше всего защищаются рынки транспортных средств, где сбываются не только автомобили, но и авиационная и космическая техника. Именно поэтому таможенные пошлины считаются средством структурирования производства, а также защиты молодых экспортных  отраслей.

Средний уровень ставок тарифа в РФ составляет 14%. Уровень ставок на подавляющее большинство товаров находится в пределах от 5% до 30%.

Все нетарифные меры регулирования можно разделить на три группы.

Внешнеторговые меры, направленные  на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства (более ½ всех мер): 

А) лицензирование (когда для ввоза/вывоза определенных товаров требуется получить установленный документ). Лицензии могут быть разовые (выдаваемые под осуществление конкретной одной экспортно-импортной сделки и содержащие подробную информацию о ней) и генеральные (выдаваемые на срок до года для осуществления нескольких сделок; предприятие вносится в государственный реестр);

Б) квотирование – это установление количественных ограничений на ввоз/вывоз товара в стоимостном или натуральном его виде.

В) антидемпинговые пошлины – направлены против занижения цены экспортного товара и предусмотрены 6 статьей ГАТТ.

Демпинг – это продажа товара по цене ниже нормальной в рыночных странах, а его худший вариант – продажа товаров по цене ниже себестоимости.

Г) компенсационные (направленные против экспортных субсидий) пошлины.  Соглашение по субсидиям и компенсационным пошлинам ВТО определяет субсидию как прямой финансовый вклад, а так же не востребованные правительством части своего дохода. Все субсидии делятся на запрещенные (экспортные и направленные на замещение импортных товаров отечественными); дающие основания для принятия компенсационных мер; разрешенные. Компенсационные пошлины используются довольно широко и носят адресный характер.

Д) специальные пошлины, или временные защитные меры, когда в результате непредвиденных обстоятельств, включая тарифные уступки, какой-либо товар импортируется в  таких возросших количествах и при таких условиях, что это причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям. Специальные пошлины устанавливаются на срок, не превышающий 4 года.

Введению антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин всегда предшествует расследование, в ходе которого доказывается необходимость и обоснованность применения указанных мер;

Е) «добровольное» ограничение экспорта (ДОЭ)  - это форма самоограничения поставок, фактически навязываемое иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышения цен.

          Административные формальности:

А) паратарифные меры. К их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров; различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы, акцизы.

Б) технические стандарты включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам, нормам безопасности и качества. Технические барьеры подразделяются на следующие группы:

1) стандарты; в том числе стандарты, основанные на нормах здравоохранения  и требованиях безопасности, стандарты  промышленные и стандарты фармацевтические.

2) требования к маркировке и  упаковке. Так, в 1993 г. в ЕС вступила  в действие Директива, согласно  которой изготовитель должен  информировать о всех возможных рисках, связанных с потреблением его изделия, в инструкциях, при маркировке, на этикетке;

3) требования к товаросопроводительным  документам. При ввозе живого  скота и мясных продуктов необходимо  представить документы, что фермеры  не применяли гормоны, ускоряющие  рост животных;

4) система измерений.

В) государственная монополия, когда государство устанавливает монополию на внешнюю торговлю отдельными товарами. Например, во Франции и в Греции существует государственная монополия на импорт спичек.

Меры экономического стимулирования экспорта, которые  проводят специально создаваемые экспортно-импортные банки и другие организации. Эти меры включают в себя:

         А) государственное субсидирование;

Б) льготное кредитование. Экспортное кредитование  применяют, прежде всего, при поставках значительных по стоимости товаров и охватывает 12-20% всего объема экспорта промышленно развитых стран;

В) страхование играет важную роль в современной международной торговле. Новые правила допускают страхование до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование политических, военных и других рисков. 

3. «Добровольные» экспортные ограничения

Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством   экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение экспорта (voluntary export restraint – VER) – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

«Добровольное» ограничение экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся к понятию ограничительной деловой практики (ОДП), направленных на завоевание господствующего положения на рынке и злоупотребление этим положением. На практике «добровольное» ограничение экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом.

С начала 70-х годов широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта-добровольные экспорные ограничения (ДЭО). Когда не страна-импортёр устанавливает квоту, а страны-экспортёры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну.

«Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних более жёстких ограничительных мер на импорт в случае отказа добровольно ограничить экспорт, который наносит ущерб её местным производителям.

«Добровольное» ограничение экспорта-количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнёров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширить объём экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

В настоящее время заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, сталей, телевизоров, текстильных изделий и т.д., главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. В принципе ДЭО представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортом, а страной-экспортёром. 

4. Протекционистская политика  государства

Современная внешнеторговая политика-это взаимодействие двух тенденций:

- протекцианизма-политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков;

- либерализации-связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей.

Политика протекционизма, так же, как и политика либерализации, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

- селективный протекционизм который направлен против отдельных стран или товаров;

- отраслевой протекционизм защищает  определённые отрасли, прежде всего  сельское хозяйство;

- коллективный протекционизм проводится  объединениями стран в отношении  стран, в них не входящих;

- скрытый протекционизм осуществляется  методами внутренней экономической  политики.

Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от её конкретных целей.

5. Место внешней торговли в экономике  России

Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 1995 г. составила около 1,5 %, а в импорте – менее 1 %.

На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражается разрыв хозяйственных свиней в результате распада СССР, свертывания торговли с бывшими социалистическими странами – членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.

Но если роль России в мировой торговле невелика, то для самой России значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля к доллару, составила в 1996 г. 13 %, делясь между дальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 4:1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами.

За прошедшее с начала рыночных реформ время вся система организации и осуществления внешнеэкономической  деятельности России,  и прежде всего механизм ее регулирования, претерпела коренные изменения. Одновременно с ликвидацией государственной монополии на внешнеторговые и валютные операции и предоставлением всем хозяйствующим субъектам возможности свободно участвовать в ВЭД был демонтирован прежний планово-распределительный механизм управления процессами обращения товаров, услуг и капитала между национальным и мировым хозяйствами, начиналась активная либерализация норм и правил, регламентирующих эти процессы. В новой системе регулирования внешнеторговой деятельности основное внимание было сосредоточено на отмене административных ограничений экспортно-импортных и валютных операций, а центр тяжести в их регулировании был перенесен на использование экономических инструментов.

Хозяйственное взаимодействие с внешним миром выступило катализатором рыночных преобразований, дав ощутимый импульс развитию тех инструментов и механизмов, которые были слабы или вообще отсутствовали, адаптации национальной экономики к функционированию в условиях меняющейся конъюнктуры на основе прямых и обратных связей между спросом и предложением. Это взаимодействие способствовало возникновению и развитию конкуренции, приобщению отечественного бизнеса к современным методам управления и маркетинга, деловой культуры.

Известно, что в ходе либерализации внешней торговли начиная с 1991 г. нормальный товарообмен между РФ и другими странами был нарушен: из России в огромных, почти неконтролируемых количествах вывозилось сырье, тогда как отечественный рынок был наводнен низкокачественными импортными товарами народного потребления, и это явилось тяжким ударом для их российских производителей.

Одним из негативных моментов реформирования всей системы внешнеторговой деятельности стал неоправданный слом старой институционально-организационной структуры. Произошел выход на внешние рынки большого числа неквалифицированных внешнеторговых операторов, что создает условия для заключения неэффективных внешнеторговых сделок и утечки валюты за рубеж.

Важнейшим среди законодательных актов по регулированию внешнеторговой деятельности является Федеральный закон от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», определяющий принципы ее осуществления и регулирования:

1) единство внешнеторговой политики  как составной части внешней  политики России;

2) единство системы государственного  регулирования внешнеторговой деятельности  и контроля за ее осуществление;

3) единство политики экспортного  контроля, осуществляемой в целях  реализации государственных задач  обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных  интересов, а также выполнения  международных обязательств РФ  по недопущению вызова оружия  массового уничтожения и иных  наиболее опасных видов оружия;

         4) единство таможенной территории РФ;

5) приоритет экономических мер  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности;

6) равенство участников внешнеторговой  деятельности, отсутствие дискриминации  во взаимоотношениях между ними;

7) защита государством прав и  законных интересов участников  деятельности.

В Законе прямо указывается, что отношения РФ с иностранными государствами в области внешней торговли строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и прав международного права, вытекающих из международных договоров страны.

Информация о работе Лекции по "Мировой экономике"