Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 11:56, курс лекций
Тема I. Основы планирования деятельности предприятия
Лекция 1
Роль и значение планирования в экономике
Роль и значение планирования в экономике
1.1. Сущность и функции планирования
1.2. Планирование как функция управления предприятием
1.3. Виды и содержание внутрифирменного планирования
1.4. Оценка качества разрабатываемых планов
1.5. Организация плановой работы на предприятии
1.1. Сущность и функции планирования
Под реализованной продукцией понимается отгруженная покупателям продукция, а также сданные заказчикам работы и услуги промышленного характера с предъявлением расчетных документов об оплате. Предъявленными считаются расчетные документы с момента сдачи их в учреждения банка либо передачи их покупателю (заказчику), если это предусмотрено договором.
К объему реализации продукции собственного производства относятся:
• выручка от реализации (продажи) всех видов продукции, произведенной в рамках производственной деятельности предприятия;
• выручка от реализации (продажи) товаров на основе давальческих сделок с другими предприятиями в стране или за границей (включая переработку давальческого сырья);
• выручка от реализации (продажи) электроэнергии, тепла, газа, пара, воды собственного производства;
• выручка от реализации других видов продукции собственного производства.
При расчете объема реализованной
продукции под отгруженной
Оценка объема отгруженной продукции производится в фактических ценах производителей без налога на добавленную стоимость, акцизов и других налогов из выручки.
По объему отгруженная продукция отличается от объема произведенной продукции на величину изменения остатков (запасов) готовой продукции на складе производителя.
Планирование объема реализации продукции зависит от того, что понимается под реализованной продукцией. Если под реализованной понимается отгруженная потребителям продукция, выполненные работы и услуги независимо от того, оплачены они или нет, то она определяется следующим образом:
ОР = ОП + (Зн – Зк),
где ОР – планируемый объем реализации продукции, тыс. руб.; ОП – планируемый объем производства продукции, тыс. руб.; Зн и Зк – запасы готовой продукции на складах предприятия соответственно на начало и конец планового периода, тыс. руб.
К запасам готовой продукции относится оставшаяся на предприятии часть не отгруженной готовой продукции.
Если под реализованной
ОР = ОП + (Зн – Зк) + (Он – Ок),
где Он и Ок – остатки отгруженной, но не оплаченной потребителем продукции соответственно на начало и конец планового периода, тыс. руб.
Для планирования реализации продукции необходимо систематически проводить маркетинговые исследования рынка.
Планы реализации и производства продукции тесно взаимосвязаны. Рассмотрим более подробно алгоритм составления плана реализации продукции. В ходе разработки данного плана на первом этапе на основе плановых показателей производства устанавливаются объемы потребности в ресурсах, а также основные их поставщики. Сравнение наличных и требуемых ресурсов позволяет плановикам и менеджерам убедиться в том, что движение материальных потоков в должных объемах может быть действительно обеспечено в течение рассматриваемого периода.
При нехватке тех или иных ресурсов следует согласовать план производства и продажи продукции с учетом финансово-экономических и материально-технических приоритетов.
Второй этап разработки плана продаж
предусматривает составление
На заключительной стадии разработки плана реализации составляется программа массовых перемещений товаров, оптимизируется схема размещения складских помещений и транспортных потоков, создаются календарные планы-графики подготовки товаров к отгрузке и выполнения поставок продукции потребителям. Правильное планирование продажи продукции на каждом предприятии обеспечивает комплексное решение следующих производственно-хозяйственных и финансово-экономических задач:
• своевременное выполнение производственных заказов с учетом степени их срочности;
• рациональное использование наличных материальных и трудовых ресурсов;
• сокращение материальных запасов и улучшение их оборачиваемости;
• оптимальное распределение
• повышение качества выполнения работ и обслуживания потребителей.
В процессе выполнения основных стадий разработки плана продаж, или сбыта, продукции весьма важным является планирование товародвижения, в частности обоснование оптимальных каналов или схем движения товаров от производителя к потребителю.
Канал товародвижения включает все
организации или всех людей, связанных
с передвижением и обменом
товаров и услуг и
В современных условиях существуют два основных канала товародвижения или способа реализации готовой продукции: прямые связи и свободный рынок. В первом случае предприятия работают на заранее известный рынок. Выпуск продукции осуществляется на основе прямых связей – заказов с потребителями, заключенными договорами-контрактами и имеющимися предварительными соглашениями, в которых заранее оговорены основные требования к продукции, показатели ее качества, объемы и сроки поставки. Во втором случае предприятие выпускает продукцию на свободный рынок без заранее определенных требований покупателей. При этом оно само определяет основные задачи плана реализации продукции на соответствующих рынках. В большинстве случаев каждое предприятие при разработке плана продажи продукции ориентируется одновременно как на предварительные заказы, так и на свободный рынок при известных ограничениях объемов спроса и предложения на те или иные товары.
Важнейшей характеристикой эффективности выбранного канала товародвижения могут служить издержки сбыта, которые колеблются в зарубежных фирмах в зависимости от вида продукции и условий поставки в пределах от 2 до 20% общего объема продажи товаров.
9.3. Планирование потребности в топливе и энергии
Основными задачами материально-технического обеспечения на предприятии являются:
• бесперебойное обеспечение в установленные сроки цехов, участков, рабочих мест всеми необходимыми предметами труда требуемого качества;
• соблюдение норм запасов материальных ценностей;
• организация экономного расходования и надлежащего хранения сырья, материалов, полуфабрикатов, обеспечение их сохранности без снижения качества.
План материально-технического обеспечения содержит материальные балансы по основной номенклатуре материалов, энергетические балансы, расчеты потребности в материальных ресурсах по видам, нормы и нормативы расходования материалов, топливных и энергетических ресурсов.
Материалы подразделяются на основные, вспомогательные, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты. К топливно-энергетическим ресурсам относятся электроэнергия, теплоэнергия, газ, вода, пар, сжатый воздух, горючее для автомобилей, другие виды топлива. На большую часть энергетических ресурсов устанавливаются лимиты, остальные ресурсы поставляются через товарные рынки.
Для планирования потребности в ресурсах выделяют следующие направления их расходования:
1. Потребность на производство, определяемая прямым счетом.
2. Ремонтно-эксплуатационные нужды. Расчеты производятся по укрупненным нормативам, установленным на единицу оборудования, 1 кв. м площади, одного человека.
3. Изготовление технологической оснастки, специнструмента и т. д. Определяется прямым счетом либо по укрупненным нормативам технической подготовки производства.
4. Затраты на НИОКР по
5. Величина переходящих запасов и заделов определяется по норме заделов и запасов.
Укрупненно оформление плановой потребности в материальных и энергетических ресурсах в перспективных планах представлено в табл. 8.
Таблица 8
Потребность в материальных и энергетических ресурсах на 20____ г.
Соответственно используется нормативная база, включающая нормы расхода материальных ресурсов, транзитные нормы, определение партионности отгружаемой продукции; нормы естественной убыли материальных ценностей при хранении и транспортировке, нормы использования инструментов и оснастки, нормы производственных запасов и других товарно-материальных ценностей.
По номенклатуре потребляемых ресурсов составляются энергетические и материальные балансы, степень подробности которых определяется номенклатурным перечнем потребляемых ресурсов. Кроме того, производятся расчеты потребности в оборудовании в целях планирования дополнительной его поставки.
План материально-технического обеспечения разрабатывается службами материально-технического обеспечения предприятия на основании производственной программы, нормативов расходования материальных ресурсов и топливно-энергетических ресурсов и расчетов потребности в оборудовании. Служба материально-технического обеспечения изучает рынок сырья и материалов с целью возможности закупок более дешевых материально-технических ресурсов, она может накапливать заказы производственных подразделений, для того чтобы закупать материалы экономически обоснованными партиями и получать скидки при покупке больших партий.
План материально-технического обеспечения составляется в натуральном и стоимостном выражении на год и с разбивкой по кварталам.
План материально-технического обеспечения предприятия составляется в четыре этапа.
На первом этапе разрабатывается проект плана в форме заявок, содержащих расчеты потребности в отдельных видах материальных ресурсов. Исходной базой при этом являются стратегический план предприятия и достигнутые показатели потребления ресурсов года, предшествующего планируемому.
На втором этапе проводится анализ эффективности использования материальных ресурсов, проект плана материально-технического обеспечения корректируется на основе уточненной производственной программы, уточненных заданий по внедрению новой техники и проведению экспериментальных работ, скорректированных норм расхода материалов и производственных запасов.
На третьем этапе проводится анализ рынка сырья и материалов, оценивается целесообразность приобретения того или иного ресурса или изготовление его на предприятии собственными силами и принимается решение о закупке.
На четвертом этапе составляются балансы материально-технических ресурсов и планы закупок.
Потребность предприятия в сырье и материалах должна быть обоснована соответствующими расчетами по следующим видам их потребления: основное производство, капитальное строительство, внедрение новой техники и проведение экспериментальных работ; ремонтно-эксплуатационные нужды; изготовление технологической оснастки и инструмента; прирост незавершенного производства; создание необходимых материальных запасов.
Расчет годовой потребности в основных материалах на производство продукции производится по формуле:
где Пм – потребность в каком-либо материале на производственную программу, кг, т; n – число позиций в номенклатуре, для производства которой используется данный вид и сорт материала; Nj – годовая программа выпуска j-го вида изделия, шт.; mij – норма расхода i-го материала на единицу j-й продукции, кг, т.
Если на некоторые виды изделий отсутствуют нормы расхода (изделие находится в стадии разработки), то изделие приравнивается к аналогичным изделиям, на которые имеются нормы расхода, а для учета характерных особенностей нового изделия в расчеты потребности вводятся поправочные коэффициенты:
где К0 – коэффициент особенностей потребления материала для производства данного изделия по сравнению с аналогичным.
Потребность во вспомогательных материалах (Пмв) может быть определена укрупненно в случае, если исключена возможность прямого расчета на основе разработки технически обоснованных норм расхода по этому виду вспомогательных материалов. Укрупненно эта потребность определяется по формуле: